Бортпроводницы ютэйр. “Россия” переоделась в новую форму

Авиакомпания “Россия” в течение ближайших двух недель переоденет сотрудников в новую форму. Она не сильно отличается по концепции от формы, однако тогда это была лишь часть “коллекции” в виде летней формы стюардесс, поэтому ее было решено не вводить до сего момента Теперь же своя форма будет и у бортпроводников, и у пилотов, и у наземных служб; при этом она делится на мужскую и женскую, а также на летнюю и зимнюю. Форму сотрудникам выдают бесплатно (в некоторых авиакомпаниях ее нужно покупать за свой счет).

Презентация форменного обмундирования летного и наземного персонала авиакомпании «Россия» состоялась 23 ноября в базовом и основном по пассажиропотоку аэропорту Пулково.

Участники церемонии стали свидетелями настоящего модного показа, который прошёл на фоне воздушного судна А319 «России», который, кстати, получил новый салон (о котором у нас есть отдельный материал). На подиум вышли работники наземных служб, стюардессы и бортпроводники авиакомпании, продемонстрировав гостям высокий стиль и красоту новой униформы.

Ключевыми составляющими нового имиджа лётного и наземного персонала авиакомпании «Россия» стали современность, практичность и элегантность. Новая форма сшита из ткани, подобранной с учётом специфики и условий работы авиационного персонала. Ткань хорошо держит форму, не стесняя при этом движений и создает ощущение комфорта.

Основным цветом новой формы является синий, который символизирует стабильность, надежность и спокойствие. В аксессуарах преобладает лидирующий цвет бренда – красный. Дополнительно используется цвет металлик. Униформа бортпроводников включает в себя 18 предметов и аксессуаров, форма стюардесс состоит из 21 предмета.

Отличительной чертой формы сотрудников наземных служб стал элегантный, но в то же время строгий серый цвет, дополняющий основной синий – общий с основным цветом формы лётного персонала. Форма сотрудников наземных служб состоит из 10 предметов одежды и аксессуаров, в женский комплект входят 12 предметов.

Форма произведена компанией «Техноавиа», которая для реализации этого масштабного проекта привлекла ведущих отечественных и иностранных подрядчиков. Верхняя одежда и летняя обувь произведены в России. Для производства аксессуаров были задействованы фабрики Италии и Польши. Зимняя обувь из кожи и меха создана в Португалии на фабрике ведущего европейского производителя, специализирующегося на производстве обуви для авиации.

Генеральный директор АО «Авиакомпания «Россия» Дмитрий Сапрыкин: «Постоянно развиваясь для пассажиров мы одновременно меняем себя. Новая форма наших сотрудников – это отражение современной, но и уже известной и полюбившейся миллионам наших пассажиров авиакомпании».

Новое форменное обмундирование летного и наземного персонала является неотъемлемой частью ребрендинга компании, который начался в апреле 2016 года. В основу рисунка новой ливреи лайнеров «России» был положен элемент, внешне напоминающий лопасть двигателя. Из него складываются модули, которые графически повторяют образ турбины. Этот орнаментальный образ в виде уникального фирменного паттерна «России» получил продолжение в женских платках и мужских галстуках новой формы сотрудников авиакомпании.

Авиакомпания «Россия» входит в Группу «Аэрофлот». «Россия» – вторая по величине авиакомпания РФ, один из самых любимых и популярных брендов петербуржцев, официальный перевозчик ФК «Зенит». Маршрутная сеть авиакомпании в зимнем сезоне 2017/2018 года состоит из почти 100 внутрироссийских и международных направлений. Воздушный флот «России» включает в себя 15 Вoeing 737-800, 31 лайнер семейства Airbus А320, 6 воздушных судов семейства Вoeing 777 и 9 Вoeing 747.



Avia.pro

Здравствуйте, представьтесь порталу сайт.

Алексей

Меня зовут Шушпанов Алексей. Я работаю в авиакомпании ЮТэйр в лётном отряде №3 (г.Тюмень)

Avia .pro

Как вы пришли в авиацию?

Алексей

Хотелось бы начать с того, что я пришёл к авиации из довольно сложной отрасли - медицины. Я работал и в операционном блоке и в станции скорой помощи. Эта работа научила меня не бояться трудностей. Работая в авиакомпании, я приобрел много новых знакомых, расширил свой кругозор, увидел новые города и страны.

Я работал и в операционном блоке

и в станции скорой помощи.

Эта работа научила меня не бояться трудностей.

Avia .pro

Многие говорят что это не мужская профессия, что вы на это отвечаете?

Алексей

Я считаю, что все как раз наоборот. Огромное психологическое давление, постоянное нарушения биоритма и сильная нагрузка на здоровье всегда сопровождают эту профессию.

Avia .pro

Тем не менее, почему вы выбрали именно эту профессию?

Алексей

Меня привлекает, так называемый, "кочевный" или "бешеный" образ жизни. Не люблю сидеть на месте и обожаю новые места и знакомства.

Avia .pro

Как и где проходила ваша подготовка? Что больше всего запомнилось?

Алексей

Я проходил обучение в Центре Подготовки Персонала в городе Тюмень. Это главный центр обучения в нашей авиакомпании. Здесь учатся и пилоты, и штурманы, и диспетчеры, и бортпроводники. Хочется выразить благодарность всем преподавателям (особенно Матаевой Наталье Васильевне) за все навыки и умения, приобретённые во время обучения.

Avia .pro

Не могли бы Вы более подробно описать какой-нибудь интересный случай?

Алексей

На самом деле всё довольно буднично. Конечно, как у всех на борту, бывают определённые ситуации, требующие особого внимания: пассажир в состоянии алкогольного опьянения, зоны турбулентности, особые запросы пассажиров первого класса. Нужно всегда быть внимательным и думать только о безопасности и комфорте пассажиров.

Avia .pro

Какие вопросы вам задавали на собеседовании при приеме на работу?

Алексей

Нужно отметить, что на собеседование приходит очень много желающих. На общение со всеми у представителей авиакомпании времени уходит довольно много. Каждому человеку, который ищет работу, уделяется 3-5 минут на общение. Вы должны представиться, рассказать где учились, работали, и ваши увлечения. Так же могут задать дополнительны вопросы. Ребят обычно спрашивают насчет службы в армии и вредных привычек.

Avia .pro

Какова норма месячного налета?

Алексей

80 часов, но допустимо 88 часов при согласии работника.


Avia .pro

А каков дальнейший карьерный рост для бортпроводника?

Алексей

Повысить свой класс.

Хочу быть инструктором и делиться опытом с молодыми бортпроводниками.

Avia .pro

А требуется ли знание языков?

Алексей

При конкурсе не спрашивают. Знание языков требуется на сдаче зачета и получении допуска к Международным Воздушным Авиалиниям.

Нужно всегда быть внимательным и думать только о безопасности и комфорте пассажиров.

Avia .pro

Можете ли вы выбирать направления и рейсы?

Алексей

Нет. Это решает отдел планирования рейсов.

Avia .pro

Сколько дней вы проводите вне дома в месяц?

Алексей

20-22

Avia .pro

Если попадется конфликтный или нетрезвый пассажир, что Вы будете делать?

Алексей

Есть инструкция, которая определяет действия кабинного экипажа по поводу таких пассажиров. Если пассажир ведет себя неадекватно, бортпроводник выносит ему устное предупреждение. Если же пассажир не подчиняется, то сообщение передается КВС, и он выносит письменное предупреждение. В случае, когда пассажир не подчинился и этому требованию, то КВС отдает распоряжение усмирить пассажира. В ход могут идти любые подручные средства. Естественно без физического насилия. Если поведение пассажира угрожает безопасности полета, то КВС принимает решение внеплановой посадки самолёта. Всё дальнейшее развитие событий происходит по приказу капитана воздушного судна.


Avia .pro

В каком классе вам лучше работается?

Алексей

На данный момент работал только в эконом-классе.

Avia .pro

Если вы захотите в отпуск с семьёй, есть ли какие-то льготы для командного состава?

Алексей

Такое есть. 5 раз в год бесплатно по прописке домой. И раз в год в любую точку мира.

Avia .pro

Вам нравится ваша форма?

Алексей

В нашей авиакомпании строгая и деловая форма. В настоящее время она стала очень узнаваема. Мне очень нравится выбранный стиль одежды - он строгий, официальный, удобный и практичный.

Avia .pro

Что пожелаете мужскому полу в этой профессии?

Алексей

Хоть мужчин заметно меньше в числе бортпроводников, хотелось бы пожелать им всегда быть здоровыми, ответственными и любимыми.

− международная группа авиационных предприятий. Она состоит из большого количества компаний, которые специализируются практически на всех видах авиационной деятельности, начиная от перевозки пассажиров и грузов самолетами и вертолетами разного класса и заканчивая техничной поддержкой и ремонтом разнообразной воздушной техники. Также данная организация занимается подготовкой молодых специалистов для авиационной отрасли. Главный офис организации расположен в городе Сургуте, но при этом существует большое количество подразделений, которые расположены в больших городах Российской Федерации и за ее пределами.

Данная авиакомпания имеет много сотрудников, поскольку владеет большим количеством пассажирских и транспортных авиалайнеров различного типа, а именно число самолетов составляет 60 единиц. Кроме самолетов, компания «ЮТэйр» имеет более 350 вертолетов, среди которых имеются аппараты с самой большой грузоподъемностью в мире, а именно Ми-26.

Что касается работы авиакомпании и ее сотрудников, то они обеспечивают ежедневные авиаперелеты по 300 различным рейсам в более ста направлениях. Организация предоставляет самолеты и вертолеты для чартерных и VIP-перевозок.

Данные показатели успешности и пассажирооборота возможны только при слаженном и профессиональном коллективе, который работает для достижения единой цели, а именно для качественных и безопасных перелетов. Именно поэтому авиакомпания «ЮТэйр», как и другие подобные организации, практически постоянно проводит набор сотрудников по различным вакансиям. Отбор сотрудников проводится за счет сопоставления и отбора лучших резюме кандидатов.

Некоторые вакансии и требования к ним:

Летный состав для обслуживания таких воздушных аппаратов, как Ми-8, Ми-26, АМТ и МТВ. ОАО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" проводит набор персонала на должность КВС-инструкторов и вторых пилотов, также необходимы бортмеханики и бортоператоры для обслуживания выше упомянутых аппаратов. Компании требуются и инструкторы по данным вакансиям, чтобы самостоятельно проводить подготовку персонала и повышение их квалификационного уровня. Для того чтобы получить одну из этих должностей, кандидаты должны соответствовать следующим требованиям, которые разработало руководство компании:

    Опыт работы на должности командира ВС или второго пилота на таких машинах, как Ми-26 или Ми-8, не менее 500 часов полетов.

    Предоставить диплом об окончании учебного заведения по данной специальности.

    Обязательно должна быть лицензия, которая указывает, каким членом экипажа может работать данный кандидат. Также необходимо заключение ВЛЭК.

    Нужны также сертификаты о прохождении переподготовки для вертолетов класса Ми-26 и Ми-8.

    Эту должность может занять только гражданин Российской Федерации или Беларуси.

    Иметь навыки самолетовождения и пилотирования на таком уровне, чтобы можно было выполнять безопасные полеты.

    Также необходимо иметь навыки работы с документацией, которая регламентирует полеты.

Что касается обязанностей, то данный сотрудник должен обеспечивать безопасные полеты с момента пуска двигателя до его полной остановки при посадке. Все полеты должны проводиться в соответствии с нормативами и руководящими документами, предоставленными компанией. В свою очередь авиакомпания «ЮТэйр» предоставит все условия для дальнейшего карьерного роста и развития сотрудника. Кроме того, обеспечивается достойная зарплата и социальный пакет.

Компания проводит набор сотрудников летного состава по контрактам ООН, при этом сотрудник будет иметь значительно выше возможности и оклад, но спрос и ответственность тоже значительно выше. Кроме предоставления всех сертификатов и лицензий, кандидат должен обладать значительно большим опытом налетов на соответствующих воздушных аппаратах. Обязательным требованием является владение английским языком, а именно не ниже четвертого уровня по международной классификации. Чтобы занять такую вакансию, кандидат должен иметь заграничный паспорт. Что касается самой работы, то она предусматривает длительные заграничные командировки, но при всем этом сотрудники будут полностью обеспечены компанией медицинской страховкой, универсальным социальным пакетом и достойной заработной платой.

Все актуальные вакансии на сайте: corp.utair.ru

Авиакомпания «ЮТэйр» достаточно часто проводит набор сотрудников и по другим должностям. Нужно отметить, что данная компания подходит достаточно тщательно к отбору своего персонала и постоянно проводит переподготовку и повышение квалификационного уровня. В некоторых случаях возможно полное обучение и подготовка необходимых сотрудников.

Профессия стюардесс до сих пор считается романтической, однако, на деле это тяжелый труд с физическими и психологическими нагрузками. Несмотря на это, вакансия бортпроводника остается одной из самых конкурентных среди соискателей. Итак, сколько получают стюардессы в разных авиакомпаниях и насколько велики риски такой профессии?

Разумеется, если сравнивать зарплаты российских бортпроводников и тех, кто работает в зарубежных авиакомпаниях, разница будет внушительной. Самые высокие зарплаты у стюардесс в следующих странах:

  • Австралия;
  • Англия.

Зарплаты в авиакомпаниях этих государств варьируются от 3 500 до 4 000 $. При этом такие суммы не являются верхним потолком для сотрудника. Заработок некоторых бортпроводников может быть выше 10 000 $. Во многом такие большие суммы оклада определяются несколькими факторами:

  • работа на частных рейсах;
  • работа в элитных авиакомпаниях.

Конечно, вместе с большей зарплатой от стюардессы требуется больше навыков и мастерства. Новичкам рассчитывать на такую работу даже не стоит, это дело профессионалов с безупречными рекомендациями.

Если верить мировой статистике, самые высокие зарплаты у сотрудников компаний «Southwest Airlines» и «US Airways».

Что касается России, стюардессы, работающие на зарубежных рейсах, получают намного больше в отличие от тех, кто летает только внутренними маршрутами. Требования к бортпроводникам международных авиалиний зачастую намного выше и включают в себя не только безупречные профессиональные навыки и хорошее знание английского языка, но и определенные соответствия внешних данных. Стюардесса должна обладать привлекательной внешностью, не иметь видимых недостатков и носить одежду не больше 46 размера.

Прежде чем переходить к более подробным цифрам, для начала необходимо выяснить критерии, из которых и складывается оклад стюардессы. Размеры зарплаты вне зависимости от авиакомпании в первую очередь зависит от:

  • рейтинга авиалинии;
  • внутренних или международных перелетов;
  • количества рейсов;
  • опыта работы по профессии;
  • образования (лингвистическое, педагогическое или психологическое будет преимуществом);
  • знания иностранных языков на разговорном уровне;
  • класса обслуживания.


Влияет на месячный заработок и уровень борта, рейсы бизнес-класса всегда дороже оплачиваются в отличие от экономических. Однако серьезные авиакомпании не берут новичков без опыта работы даже с безупречным образованием на престижные рейсы, пассажиров бизнес-класса обслуживают бортпроводники высшего уровня.

На зарплату влияет не только уровень авиакомпании, но и регион проживания. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты даже в пределах одной авиакомпании, как правило, выше, чем в других городах России.


Итак, какова в среднем зарплата стюардесс в российских авиакомпаниях? Начинающие бортпроводницы имеют 3 класс и статус стажера, их зарплата небольшая и составляет около 15-20 тыс. рублей. Со временем, когда навык в профессии и количество полетов повысятся, зарплата будет 50-50 тыс. Проводники 1 класса могут получать до 100 тыс. рублей в месяц. По статистике самая высокая заработная плата составила 120 000 рублей. И это не считая различных надбавок и премий за качество работы. В некоторых авиалиниях стюардессы помимо основного оклада получают проценты от продаж на борту (от 3 до 5 %).

Помимо высокой зарплаты у стюардесс могут быть различные льготы:

  • увеличенное время отпуска (до 42 дней);
  • скидки до 90% на перелеты сотрудника как пассажира на самолетах авиакомпании;
  • бесплатный перелет в любую страну мира раз в год;
  • надбавка к зарплате за оказание дополнительных услуг;
  • скидки на проживание в отеле в странах, куда прилетают самолеты по служебным рейсам и пр.

Разумеется, различные бонусы зависят только от того, как сотрудник исполняет свои обязанности. Чем больше часов, проведенных в полете, тем на большее количество надбавок и премий можно рассчитывать.


В этой компании самые высокие зарплаты для персонала по сравнению с остальными перевозчиками. Даже минимальный оклад для новичка здесь выше, чем зарплата опытного бортпроводника в других авиакомпаниях.

Устраиваясь в Аэрофлот, можно рассчитывать на зарплату от 40 000 ₽, при этом кадровики указывают эту сумму как минимальную для новичков. Со временем, когда бортпроводница налетает достаточное количество часов для повышения квалификации, возрастет и зарплата - до 1800 $ в месяц.



Смотрите видео один день работы стюардессы Аэрофлота:

Заработок стюардесс, летающих рейсами S7, зависит от стандартных требований к профессии - уровня образования, стажа, класса обслуживания и пр. Однако оклад бортпроводников S7 ниже и в среднем варьируется от 25 до 70 тыс. рублей в зависимости от стажа.



Требования к сотрудникам практически не отличаются от тех, что предъявляют другие компании. Однако в Ютэйр могут работать бортпроводники и без корочки ВУЗа, минимальный порог - 11 классов средней школы или аналогичное этому образование.

Обучение сотрудников проводится за счет авиакомпании. Зарплата бортпроводников в Ютэйр ниже, чем в Аэрофлоте и S7. В среднем бортпроводница может рассчитывать на зарплату от 30 000 рублей.


Бортпроводники в Победе зарабатывают чуть меньше по сравнению с тем же Аэрофлотом, в среднем около 50 тысяч рублей. Авиакомпания предлагает обучение по профессии бортпроводник с выдачей соответствующих документов по итогам учебы. При устройстве в Победу на должность стюардессы стоит учитывать, что в компанию берут девушек от 165 см, что обусловлено моделью самолетов, на которых и совершаются перелеты.


Как и в любой другой стране мира, зарплата стюардесс в Казахстане зависит от рейтингового статуса авиакомпании, класса перевозок, региона и пр. Требования к будущим сотрудницам стандартны:

  • возраст до 35 лет;
  • рост от 160 см;
  • миловидная внешность;
  • знание языков, включая казахский;
  • стрессоустойчивость.

Средний ежемесячный оклад стюардессы варьируется от 800 до 1600 $. Самые рейтинговые авиакомпании Казахстана, где можно рассчитывать на наиболее высокую зарплату, это Эйр Астана и Евро-Азия Эйр.


Как бы ни были заманчивы зарплаты и перспективы, перед тем как решиться прийти на собеседование в авиакомпанию, стоит учитывать преимущества и недостатки выбранной профессии. К очевидным плюсам работы бортпроводницей относятся:

  • эффектный внешний вид;
  • гибкий рабочий график;
  • высокая зарплата;
  • длинный отпуск (в некоторых компаниях до 70 дней);
  • возможность бесплатно посетить разные города и страны;
  • льготы и премии;
  • получение дополнительного заработка на продажах и чаевых.



Что до минусов, то самым главным недостатком работы стюардессой является большая физическая нагрузка. Дело не только в том, что профессия предполагает постоянную работу на ногах, постоянная смена часовых поясов и перегрузки во время полета также не сказываются положительно на здоровье.

Заболевания, связанные с сосудами и сердцем, считаются «профессиональными» у стюардесс.

Выход на пенсию у бортпроводников ранний, в 45 лет. Считать это плюсом или минусом, каждый определяет для себя самостоятельно. Однако при желании найти новую работу после лет, проведенных на борту самолета, бывшие стюардессы сталкиваются с психологическими трудностями. После гибкого графика и относительной свободы сложно перестроиться под требования «земных» вакансий.


Минусом для женщин в работе стюардессой может стать невозможность выносить ребенка. Перегрузки на самолете приводят к выкидышам, поэтому если планируется рождение детей, от полетов нужно отказаться заранее, чтобы подготовить организм. Также гибкий график работы осложняет личную жизнь - мало кто из мужчин согласится жить с женщиной, которой постоянно нет дома.


Смотрите видео один день из жизни стюардессы:

Также смотрите видео как стать бортпроводником:


Несмотря на тяжелые физические нагрузки и риски, профессия бортпроводника по-прежнему привлекает молодых девушек и юношей, стюарды и стюардессы не считают свою профессию более опасной, чем другие. Исполнение обязанностей на высшем уровне и желание постоянно совершенствоваться в выбранной профессии откроет двери к высоким перспективам и к желанным шестизначным зарплатам.

Бортпроводников традиционно считают лицом авиакомпании, от внешнего вида которых во многом зависит репутация перевозчика. Поэтому развиваясь, компания заботится не только о пополнении парка и расширении штата, но и об улучшении формы бортпроводников, ее уникальности и эксклюзивности. "АвиаПорт" опросил российских и иностранных перевозчиков, во что они одевают своих бортпроводников.

Униформа бортпроводника должна быть не только красивой и стильной, но удобной и практичной. При этом форма должна подчеркивать индивидуальность, как отдельного человека отдельно, так и всей компании в целом! Обеспечить сотрудника такой формой - задача работодателя. Компании заказывают разработку в ателье или у дизайнера, но в большинстве компаний конечный вариант формы утверждает непосредственно генеральный директор.

Как правило, новую униформу выдают каждые два-три года. Комплекты зависят от сезона: ряд перевозчиков ограничивается зимним и летним вариантами, многие вводят также демисезонную форму бортпроводников.

Наш стиль

У "Аэрофлота" форменная одежда для женщин выполнена в двух цветах: темно-синий (navy) - зимний вариант и "красный мандарин" (red mandarin) - летний вариант. Комплекты одежды для мужчин выполнены в темно-синем цвете для зимнего и летнего гардероба. Цвет формы соответствует корпоративным цветам компании. В один комплект одежды входит почти 20 наименований. Изготовителем является питерская компания "БТК групп", а дизайн в 2009 г. разработали дизайнеры Ю.Бунакова и Е.Хохлов. "Женщинам и мужчинам выдается один комплект, в который входит летняя комплектация на два года и зимняя на три года. Стоимость женского комплекта составляет 63 тыс. 274,2 рубля, мужского - 50 тыс. 804,5 рубля", - отметил представитель "Аэрофлота". Но бортпроводники за свой собственный счет приобретают обувь, чемоданы и аксессуары.

Авиакомпании "Россия" в настоящий момент заканчивает внедрение новой форменной одежды, над которой также работала компания "БТК групп". Форма близка к деловому костюму: сочетание строгого темно-синего цвета пиджака и юбки/штанов с белой рубашкой считается классическим. Дизайн формы является продолжением корпоративного стиля компании, поэтому в ней нашли отражение фирменные цвета и элементы оформления. Бортпроводникам выдается один комплект формы. Форма обновляется раз в два года. Форма пошита под каждого сотрудника, исходя из предварительных замеров, и является именной, содержит бирку с именем и фамилией.

Одна из важных функций ткани для корпоративной одежды - это повышенная устойчивость к истиранию. Поэтому для костюмных изделий БТК использовало полушерстяную биэластичную ткань с саржевым переплетением (габардин). Это считается оптимальным составом для корпоративной одежды.

Предусмотрены и корпоративные аксессуары. Допускается ношение обручального кольца, тонкой цепочки. Не приветствуется ношение бижутерии и крупных украшений, а ношение часов, наоборот, является обязательным. "В случае утраты знака или бейджа компания предоставляет бортпроводнику замену, но систематическая утрата/порча влечет траты собственных средств работника", - рассказывает начальник отдела по связям с общественностью авиакомпании "Россия" Марина Пешехонова.

Форменная одежда сотрудников авиакомпании "ЮТэйр" подразделяется как зимняя, летняя, а также демисезонная (осенне-весенняя). Комплект летней формы для женщин состоит из черного форменного плаща, костюма-тройки, в который входит жакет, жилет, юбка или брюки, а также блузка с коротким рукавом и шарфик (креп); мужская форма состоит из фуражки, плаща, костюма-двойки, сорочки с погонами и галстука. Зимняя и демисезонная форма включает в себя также головные уборы и верхнюю одежду. В компании также сообщили, что от крупных аксессуаров сотрудникам придется воздержаться.

Форма бортпроводников авиакомпании "Уральские авиалинии" выполнена в фирменной цветовой гамме. Разрабатывает и шьет форму компания "Техноавиа", отшивается она в Екатеринбурге.

"Бортпроводники представляют компанию, поэтому внешнему виду отводится огромная роль: все должно быть аккуратно, в строгом соответствии со стилем компании", - рассказали в пресс-службе перевозчика. При разработке формы мнение бортпроводников обязательно учитывается, но окончательный вариант утверждает лично генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов.

В комплект формы входят: костюм форменный (жакет, жилет, брюки, юбка, две блузки), сарафан-фартук, демисезонный плащ, зимнее пальто, платок, знак авиакомпании, форменная обувь для салона - две пары туфель (на этап встречи и размещения пассажиров - с каблуком не менее 7 см, на этап горизонтального полета - с каблуком не менее 3 см). В комплект формы бортпроводника-мужчины входит брючный костюм, рубашка, галстук, зажим для галстука с фирменной символикой, форменная фуражка, для зимнего сезона: пуховик и формовка.

Бортпроводники "Уральских авиалиний" получают несколько вариантов форменной одежды, которую легко можно комбинировать, исходя из сезона. Летним вариантом формы условно считаются: юбка, блузка, жилет и жакет; демисезонным: брючный костюм и плащ. Комплекты формы выдаются каждые два года, теплые вещи - раз в три года.

Авиакомпания "Якутия" на сегодняшний день занимается обновлением формы бортпроводников, изменится ее дизайн и комплектация. Введение новой формы начнется в первой половине июля. Форма была разработана и шьется в Краснодаре. Сотрудниками авиакомпании была создана специальная комиссия, которая контролировала процесс разработки дизайна новой формы бортпроводников.

Новый дизайн формы разрабатывался отдельно для зимнего и летнего сезонов. В комплект формы бортпроводника на весенне-летний период входит: блузка, сарафан, жакет, плащ и шейный платок. Все элементы формы выполнены в белом и фиолетовом цветах, на шейном платке присутствует рисунок с национальным якутским узором. Форма для осенне-зимнего периода будет включать в себя: блузку, юбку, жакет, платок, пальто. Для этого комплекта были выбраны корпоративные цвета авиакомпании - синий и белый. Кроме того к форме прилагается фартук для обслуживания пассажиров во время подачи бортового питания. В состав костюма для бортпроводников-мужчин входят: брюки, пиджак, рубашка с коротким и длинным рукавом.

Бортпроводникам-женщинам выдается по одному комплекту формы для весенне-летнего и осенне-зимнего периодов. В каждый комплект входит 2 сменные рубашки. Для бортпроводников-мужчин предусмотрен один комплект формы и верхняя одежда для каждого периода.

Комплектация формы включает в себя такие аксессуары как шейный платок для бортпроводниц, галстук для бортпроводников-мужчини именной бейдж. Надпись на бейдже выполнена фирменным шрифтом авиакомпании, на платок на нанесен якутский орнамент. Использование бортпроводниками личных аксессуаров не допускается. Возможно ношение часов, украшений: серег и колец сдержанного официального стиля.

Соседский стиль

Форма бортпроводников "Армавиа" в небесных оттенках - серо-голубых. Как сообщили в пресс-службе перевозчика, новая форма водится раз в два года. Так, в прошлом летнем сезоне "Армавиа" ввела новую форму для бортпроводниц - дизайн претерпел существенные изменения и стал более стильным и современным.

"Дизайнеры создали расширенный модельный ряд - летнюю, демисезонную и зимнюю формы различной комплектации. На это уходит немало времени, и что немало важно - финансы. Прежде чем приступить к разработке моделей, внимательно анализируются технические требования к тканям, специфические условия работы бортпроводников, а также подбираются идеи, продумываются комфортные и практические модели, которые отличают форму "Армавиа" и создают актуальный и стильный образ бортпроводников", - сообщили в компании. В компании также отметили, что в обсуждении моделей активное участие принимает и руководство компании. "И поэтому, как говорится, в споре рождается истина", - отмечают в пресс-службе "Армавиа".

В качестве корпоративных аксессуаров выдаются: галстуки, головные уборы, шейные платки, заколки для галстуков, значки с лого "Армавиа", фартуки, кейс-пилоты.

Форма бортпроводников Georgian Airways обновляется раз в три года. В форменный комплект мужской формы входит: пиджак, брюки, две сорочки, значок (эмблема). В комплект женской формы входит пиджак, жилет, брюки, юбка, сорочка, косынка. Корпоративные аксессуары Georgian Airways не предусмотрены. Применение личных аксессуаров допускается, с некоторыми ограничениями.

По мнению заместителя начальника службы бортпроводников авиакомпании "Белавиа" Руслана Прилепского, внешний вид бортпроводников радует глаз, вселяет уверенность в безопасности, формирует имидж авиакомпании. Униформа бортпроводников обновляется каждые 3 года. Состоит из почти 30 элементов. Сейчас как раз планируется ввод новой формы, разработанной белорусским дизайнером Эльвирой Жвиковой. Конкурс на пошив новой униформы выиграла московская фирма "Галактика".

В этот раз было принято разработать и изготовить два совершенно разных варианта униформы для зимы и для лета. Зимняя форма поддерживает корпоративный стиль и цвет, темно-синий, красный и белый. Летняя форма - плод фантазии дизайнера. Как зимняя, так и летняя форма дополнена корпоративной символикой в виде значков, держателей для пропусков и именных бейджей. Пуговицы костюмов, пряжка ремня также несут логотип авиакомпании. Каждый работник получает по одному комплекту униформы на зиму и на лето. Основные элементы, такие как верхняя одежда и сами костюмы бортпроводники носят три года, аксессуары такие как: галстуки, платки, кашне, сорочки и блузки меняются один раз в год. При этом часть стоимости униформы оплачивается самими бортпроводниками.

Заграничные штучки

Сегодняшняя форма бортпроводников Emirates была представлена в 2008 г., и авиакомпания тесно сотрудничает с производителем для усовершенствования небольших элементов, если возникает такая необходимость.

Женская форма предусматривает элегантный бежевый пиджак с тонкими полосками шоколадного и красного цветов, кремовую блузку с красной окантовкой, а также юбку со встречной складкой и красными вставками или брюки. Фирменный элемент формы стюардесс Emirates - красный головной убор с изящным белым шарфом. Неизменным атрибутом женского образа также является ярко красная губная помада строго определенных оттенков. Старшие бортпроводницы авиакомпании носят коричневые головные уборы, по которым их легко узнать.

Мужская форма включает костюм, выполненный в насыщенном шоколадном цвете с тонкими полосками бежевого и красного цветов, кремовую рубашку, а также коричневый галстук с диагональными полосками (красного, коричневого, золотого и белого цветов). Старшие бортпроводники носят галстуки в кремово-коричневой цветовой гамме.

Форма Emirates разработана британским производителем Simon Jersey, специализирующимся на дизайне униформы и рабочей одежды. "Форма разработана с учетом различных типов климата: авиакомпания осуществляет рейсы по 123 направлениям 63 стран мира и погода на земле, в которой работают бортпроводники, может варьироваться от солнечного Рио до заснеженного Санкт-Петербурга", уточнили в компании. Для холодной погоды форма предусматривает кардиганы, джемперы, пальто, перчатки, зимние шарфы (для мужчин), а также сапоги или ботинки.

Бортпроводникам также предоставляются брендированные сумки на колесах, которые они могут брать в салон, чемоданы и сумочки для девушек.

Компания предоставляет всем бортпроводникам фирменные аксессуары, включая пояса, перчатки, головные уборы, шарфы, галстуки и многое другое. Сотрудники также могут носить собственные аксессуары, такие как очки и ювелирные украшения, если по размеру и цвету они соответствуют стандартам авиакомпании.

Отличительной особенностью формы бортпроводников авиакомпании Singapore Airlines является национальный колорит. Так, форма состоит из элегантного костюма саронг-кебайа, выполненного в традиционном стиле праздничной одежды женщин Юго-Восточной Азии. В каждый комплект формы входят костюм кебайа - легкая цветная блузка и длинная зауженная юбка с национальными узорами и сандалии. В зимний комплект включены также пальто, шарф и перчатки. Форма была создана в 1968 г. и с тех пор не изменилась. Разработал форму французский кутюрье Пьер Бальмен.

При этом существует четыре цвета формы "сингапурских девушек" в зависимости от ранга стюардессы; самая узнаваемая форма синего цвета - для рядовых (flight stewardesses), зеленого - для ведущих стюардесс (leading stewardesses), красного - для старших (chief stewardesses) и фиолетового для супервайзеров на борту (in-flight supervisors).

"Образ нашей стюардессы в уникальной форме отражает теплое и азиатское гостеприимство", - говорит представитель авиакомпании Singapore Airlines.