Ч3. Аранец-гора Сабля

Встали в 4е часа утра. Перед завтраком обнаружил что пакет, в который кладу посуду, разгрызли, видимо грызуны здесь живут, пришлось его сжечь. Спустя полтора часа вышли. Лучшее время для подъема на гору. Немного поднявшись на хребет, пошли вдоль кустов. Ветреная погода с порывами, зато не было комаров. Далее по камням к долине реки Нярстюю отсюда она очень хороша просматривалась. Заметили несколько оленей, без рогов пересекающих наш путь в 500х метрах от нас. Нас не боялись, было видно, что выражали удивление, даже вначале подумал, что это волки. В долине всюду цветут ягоды, кое-где уже созрел золотой корень. У подножия увидели еще одного оленя, в этот раз с рогами. Крутой подъем по камням, потом по снежнику, вышли к гребню горы. Долгий подъем по гребни, согласно названию горы Тельпоз-из («гора ветров») оправдывал полностью, спрятаться можно было только за большими камнями. Казалось, что чуть-чуть и понесет в небо. Хотя вначале казалось погода безветренной, но так было только в северо-восточной части горы. Примерно на высоте 1100метров вошли в облако, и оставалось только идти в нем, хорошо оно было достаточно разряженное и можно было видеть склон до 100метров, хотя с подъемом видимость падала до 50и метров к самой вершине. Там же начался снежный участок, сначала редкие куски снега переросло в сплошное белое покрывало. У мини подножия красовались следы, по всей видимости, росомахи на свежевыпавшем снегу. По всей видимо снег выпал недавно. К самой вершине шел подъем уже по довольно опасному участку, активно применял руки для подъема на гору, выпавший снег таил некоторую опасность, приходилось идти тропой. Можно было легко поскользнуться или попасть в расщелину между камнями. На вершине восседал весь обледенелый розовый плюшевый медведь, Александр в туре обнаружил баночку оставленную им несколько лет назад, внутри которой не оказалось записки, вообще никакой, кто-то снял, но не оставил свою. Подъем занял почти шесть часов. Поскольку все было заснежено и дул сильный ветер, особо искать не стали, пошли на спуск. В планах был подъем (дойти) до второго зуба горы, по карте он даже выше номинального, по погодным условиям пошли вниз. Спускаться вниз было много легче особенно по снежникам, хотя камни были мокрые и нужно быть осторожным, небольшой уклон по гребню и далее спуск слалом в долину по снегу. У кромки, облака создавали некоторое подобие арки отсекая долину от остального пейзажа. На спуске уже появлялось солнце, стало даже жарко, облака ушли, но Тельпоз-из был по-прежнему окутан облаками. По дороги собрали багульник для чая, очень вонючее хвойнообразное растение, особенно когда наступаешь на его кусты. Вернувшись в лагерь, где нас ждал несколько поздний обед и время для отдыха и сушки вещей, вечером нас ждала дорога назад к Щугору. Вечером пошли также назад, дойдя до курумника решили по нему спуститься к реке, где у нас был обед. слишком крутой спуск до 60 градусов вниз по довольно скользким и неустойчивым камням. К реке вышли очень быстро, далее пошли по ней вниз по течению пешком, местами было глубоко и приходилось идти по берегу, через некоторое время нашли место, где у нас был обед, оттуда мы начали подуматься на перевал, к реке Щугор. След потерялся, пошли по азимуту к центральной точки перевала, затем спуск, на вершине альпийские луга, но в основном болото с разряженным лесом. Спуск был тяжелые, завалы деревьев, по болоту с тучей комаров в придачу плюс мошкара. Уставшие ноги цеплялись за ветки, так что падал на землю. В густой траве тяжело ступать, невидно земли и каждый шаг нужно контролировать. Выйдя к Щугору, пошли вдоль него искать место для ночевки, вдоль берега толстый слой ила вперемешку с мелкой галькой, земля расползалась, так что ноги проваливались и застревали. Еще Тельпоз-из обветрились губы и нос, помог детский крем, который нанес перед сном на поврежденные участки кожи.

На следующий день мы преодолели совсем не сложный Аранецкий перевал и оказались в Азии. Картина на восток, открывшаяся перед нами с Аранецкого перевала резко отличалась от той, что мы наблюдали накануне. Перед нами открылась панорама горных хребтов и вершин, возвышающихся над бесчисленными ледниками и снежниками.

С высоты птичьего полета

Это горное великолепие дополняли бесчисленные озера, образовавшиеся в результате обильного таяния снегов. Это был первозданный мир природы, не тронутый человеческой цивилизацией. Невольно в голову приходили мысли о том, что такая картина повторялась здесь сотни и тысячи лет назад. Это сильное ощущение всегда посещает меня, когда я попадаю в новые горные массивы. Ты чувствуешь себя песчинкой в бесконечном мире вечности.

Мы начали спускаться вниз и вскоре оказались в непосредственной близости от голубых озер. Было такое чувство, что вокруг весна, а не июль месяц. На зеркальной глади озер спокойно плавали огромные льдины. На склонах хребтов, частично освободившихся от снега и льда под лучами июльского солнца, уже поднимались северные травы и цветы. Из деревьев преобладали отдельные лиственницы, возвышающиеся над миром снега, камня и первой весенней зелени. Все это отражается в водной глади вместе с облаками, бегущими по голубому небу.

Над голубыми глазами озер

Я так подробно описываю свои впечатления от увиденной красоты потому, что уже тогда возникло решение создать картину «Приполярная весна», что и было выполнено после возвращения в Москву. К сожалению эта работа была украдена из кинотеатра Одесса. Сохранилась только черно-белая фотография в моем альбоме. Сейчас, когда я пишу эти воспоминания, снова даю себе слово вернуться к этой теме и попытаться возродить эту незабываемую весну приполярного Урала.

Мы продолжали спускаться вниз по берегам одной из бурных рек, берущих начало их ледников приполярного Урала. Постепенно на берегах начали появляться северные, низкорослые, но такие родные сердцу березки. На одной из полянок среди небольшого лесного массива, недалеко от небольшого водопада, мы устроили свою стоянку, чтобы иметь возможность налегке побродить по склонам Приполярного Урала и полюбоваться красотами Русского Севера.

Уральский водопад

На следующий день мы поднимались на горные склоны, с которых открывались виды на ледник Гофмана и гору Саблю, которая доминирует в этой части Уральских гор. Я сделал несколько набросков карандашом и этюдов. Тогда и родилось у меня решение создать большую панорамную картину «Урал приполярный», в которой я собирался отразить впечатление, возникшее у меня при взгляде на Урал с высоты птичьего полета.

Вечером мы наблюдали прямо из палатки огромную яркую оранжевую луну, которая нависла низко над горами. Через день нужно было собираться в обратный путь.

Урал приполярный

Как я писал ранее, мы решили идти обратно тем же путем. Преодолев Аранецкий перевал, мы стали спускаться на запад, в сторону Печоры. Тропа была хорошо видна и мы, будучи уже налегке, шли достаточно быстро, километров 5-6 в час. Главное было не потерять тропу. В первый же день мы встретились с «нашим прибалтом», но в этот раз не он нас догонял и перегонял, а мы его застали сидящим у дороге. Поприветствовав его, мы, не останавливаясь, двинулись дальше, чтобы не потерять набранного темпа.

«Все туристы питаются одними и теми же продуктами» — неожиданно сказала Алла, поднимая с земли пустой пакетики из под горохового супа и Юбилейного печенья печенья. Пройдя еще несколько шагов мы обнаружили не вскрытую упаковочку с четырьмя таблетками сухого спирта, необходимого для растопки костра в случае дождливой погоды. Одной таблетки нам хватало, чтобы вскипятить большую кружку воды для приготовления чая или кофе на дневных остановках, когда, чтобы не терять времени, мы ограничивались бутербродами. И тут нас почти одновременно осенило, что это возможно остатки одного из наших суточных «неприкосновенных запасов», о которых я писал раньше. Сомнений не оставалось, когда мы, через десяток — другой шагов, увидели фантики от конфет Цитрон, с которыми очень приятно было, устав после длительного дневного перехода, пить вечерний чай.

На первой ночевке на обратном пути запас, оставленный нами, был на месте, поэтом ужин прошел в штатном режиме, с костром, гороховым супом и порцией сырокопченой колбасы с чаем.

Стоянка на берегу ручья

Утром, подкрепившись, вышли на очередной этап. Хочется отметить, что кроме морошки, которая в изобилии росла на болотах, в лесу, прямо на тропинке и вокруг нее было полно подосиновиков, таких молоденьких и крепеньких, что даже больно проходить мимо. Во второй половине дня заморосил дождик, но это не только не замедлило наше продвижение, но наступившая прохлада добавила нам сил. К ручью, где была запланирована последняя стоянка мы подошли часам к шести вечера. Перейдя на другой берег, мы, как и следовало ожидать, ничего не обнаружили. Нам оставалось пройти до деревни Аранец примерно одиннадцать километров. Дождь прекратился, ужин практически не состоялся, мы чувствовали себя бодро и решили завершить последнюю часть маршрута и в этот вечер выйти на берег Печоры и уже там заночевать. В пользу этого говорил тот факт, что возле деревни, как я писал выше, у нас был оставлен большой запас на последнюю, заключительную часть нашего маршрута в долину реки Кожим.

Уральские подосиновики

Мы быстро продвигались к желанной цели. Уже опустились сумерки, оставались последние километры. Увлеченные приближением финала данного многокилометрового похода, мы забыли, что после деревни Аранец мы, в целях безопасности, обходили справа два больших озера. Теперь же мы спешили и вспомнили об этом только когда перед нами уже поздно вечером открылась черная гладь большого озера. Тропа, дойдя до берега переходила в деревянные мостки, лежащие над водой и уходящие в ночную темноту.

Достаточно уставшие за день, мы пошли вперед. Когда дошли примерно до середины озера оказалось, что деревянный помост постепенно своей правой стороной уходит в воду, а над водой остается лишь часть левой стороны мостков. Примерно метра через три деревянный помост также постепенно полностью выходит из воды. Я пошел первым и, когда дошел до середины провала, мои ноги в резиновых сапогах оказались в воде и хорошо, что удавалось держаться рукой за левую часть настила, находящуюся над водой. В середине был момент, когда моя правая нога соскользнула, рюкзак потянул меня вниз. С большими усилиями мне удалось отжаться на левой ноге и удержать равновесие. Супруга все это видела и благополучно повторила этот рискованный маневр.

К счастью, на втором озере мостки были в порядке, и мы благополучно вышли на твердую землю. Теперь нам предстояло найти наши спрятанные вещи. В темноте это оказалось совсем не простым занятием. Когда неделю назад мы прятали, все казалось очень простым и понятным: вот тропа, вот березовые метки, далее 30 шагов влево, перпендикулярно тропе и приметное дерево с большими корнями. Но в темноте мне пришлось сделать несколько безрезультатных заходов, затем даже вернуться к околице возле деревни Аранец и снова пройти путь по тропе до места поворота. К нашей великой радости все оказалось в целости и сохранности и через полчаса наша палатка стояла на берегу Печоры.

Непогода. Деревня Аранец на Печоре.

Рано утром нас разбудил мужской голос. Я выбрался из палатки и увидел мужчину. Он оказался жителем деревни Аранец, занимающимся в основном рыбной ловлей. Извинившись, он поинтересовался, откуда мы пришли. Убедившись, что мы прошедшей ночью пришли со стороны уральских гор, он рассказал нам причину своего столь раннего визита к нам.

К нему из Латвии приехал погостить старый друг (если мне не изменяет память, они, кажется, вместе служили в армии). Друг решил пойти прогуляться к уральским горам. Он взял у хозяина ружье, веревку и собаку и ушел. Вы уже, наверное догадались, что это был «прибалт», которого мы встречали на тропе, когда шли туда и обратно. Мужчина сказал, что собака вернулась два дня назад одна. Мы рассказали ему о наших встречах с его другом. Он был сильно удивлен, когда мы сказали ему, что его друг был без ружья. Мужчина поблагодарил нас. Увидев пакет с грибами, он предложил поменять подосиновики на соленую белорыбицу. Мы ему предложили забрать грибы просто так, потому что заниматься варкой мы скорее всего не соберемся. Мы собрали палатку и стали ждать теплоход Заря, чтобы добраться до города Печоры. Во второй половине дня аранецкий рыбак появился вновь и поведал нам конец этой истории с его другом, невольными свидетелями которой мы стали.

Он сказал, что друг его вернулся. Оказывается, он спрятал ружье, чтобы было легче идти, потом не мог найти это место. На его беду, он пошел в сапогах, не имея портянки и стер до крови свои ноги, потом от него ушла собака. В конце концов он сегодня вернулся вместе с ружьем, исхудавший и измученный. Сейчас его ногам делают различные примочки.

Рыбак все-таки принес нам обещанную белорыбицу, а мы так и не сказали ему о пропаже нашего «неприкосновенного запаса». Мы сначала, конечно, были злы на его друга, но потом, поразмыслив, мы поняли ситуацию. Очевидно, собака нашла наши продукты, но пакет был завален камнями. Скорее всего, она стала лаять и на лай пришел «прибалтийский гость» нашего рыбака. Будучи голодным, он вынужден был взять наши продукты. Да простит его бог.

К вечеру мы сели на Зарю и поехали в город Печору, откуда нам предстояло двинуться в третий, последний маршрут по Приполярному Уралу.

Это самый знаменитый, самый внушительный и самый красивый из географических районов в цепи Уральских гор. Небольшой по протяженности, он - самый мощный по высоте и количеству гор, хребтов и массивов. Здесь находится и главная вершина Урала – Народная (1895 м), и одни из самых красивых гор на всем Урале – Манарага и Сабля.

Сразу за Щугором начинается водораздельный Исследовательский хребет , идущий строго на север, с известными вершинами, такими как Неройка, Татищева , Народная, Карпинского. Еще севернее горы продолжает Народо-Итьинский хребет, идущий уже на северо-восток. В районе горы Народной мощное тектоническое поднятие на большой площади, шириной до 100 км.

Северная граница Приполярного Урала проходит в районе реки Хулги , берущей начало четь южнее горы Грубее-Из.

На западе этот массив гор замыкает хребет Сабля. Между Саблей и Народной среди других интересных вершин особо выделяется своей необычайной формой красавица Манарага.

Рельеф хребтов в основном альпийский, со следами карово-далинного оледенения, с глубокими троговыми долинами и мореными грядами – следами древнего оледенения.

Район часто посещается туристами, в основном в районе Сабли – Народной , хотя здесь много интересных вершин, озер, водопадов и ледников. Пройти весь Приполярный Урал довольно сложно. Экспедиция «Большой Урал-91» прошла этот путь от метеостанции на Щугоре до Народной за 11 дней, а весь Приполярный Урал и часть Полярного до железной дороги у поселка Полярный – за 32 дня, неся с собой в рюкзаках месячный запас продуктов.

Мы предлагаем посмотреть самые красивые места Приполярного Урала в режиме отдыха, без рюкзаков, заботе о еде и дровах с массой ярких впечатлений и трофейным уловом.

Климат , достаточно сказать, что зима длятся от 7 до 9 месяцев. Вечная мерзлота достигает глубины 25-100 м. В отличие от Северного Урала здесь много ледников, ученые насчитали их около тридцати.

Приглашаем Вас на Приполярный Урал – прикоснутся к Всемирному наследию ЮНЕСКО "Девственные леса Коми"

Гора Неройка

В переводе с Мансийского "Старик (мужчина) - гора".

По представлениям манси невидимый для нас мир населен духами. Каждое болото, каждое озеро, каждый луг, а также каждая бухта и крутой берег реки имеют своего духа , будь то мужской или женский; в некоторых местах их несколько.

В пределах Приполярного Урала на Сыгве и по ее притокам хозяином считался Нер ойка. Двери его «хрустального дома» никто не может найти до сих пор. Кто бы ни пытался сделать это, все погибали. Нер ойка считается самым мирным героем. Настолько он был сильным, что в руки не брал оружия , кровь он не проливал, а враги от одного его взгляда обращались в бегство или окаменевали.

Он был хозяином всех оленей на Урале, и известен еще тем, что он украл жену у своего старшего брата и за это откупился всеми своими оленями , кроме одного хора и одной важенки. Но олени Нер ойки не пошли за его братом и разбежались. С тех пор на среднем и нижнем течении Сосьвы много диких оленей и совсем отсутствуют домашние.

Неподалеку есть гора Нер эква - жена Нер ойк`и. К этой горе манси не ходят. Эта гора настолько священна, что во время обряда поклонения ей, угощение устраивают на большом расстоянии от самой горы.

Пирамида

Прекрасная гора правильной четырехугольной формы , склоны курумник и осыпь, т.е. камни, что, наводит на мысль о ее искусственном происхождении, однако при ближайшем рассмотрении замечаешь, что это не так. Стоит она на самом краю основного хребта , практически отдельно. Перепутать не возможно.

Гора Сабля

г. Сабля, 1497.4 м - высочайшая вершина в Саблинском хребте. Весь хребет отличается ярким альпийским обликом, но настоящее украшение в нем - пик Сабли, своеобразный уральский Маттен-Хорн. Саблинский хребет стоит особняком , далеко на западе от основного высокогорного района Приполярного Урала, и его остроглавые вершины выразительно контрастируют с обширной равниной (Аранецкими болотами) у подножия.

Хребет имеет крутой, с труднопроходимыми перевалами, восточный склон. Особенно высокими и крутыми стенами обрывается на восток г. Сабля, ее много сот метровые отвесы рекордны для Приполярного Урала. Западные склоны более пологи , отсюда можно взойти на Саблю без альпснаряжения. Несложный подъем по лощине от границы леса выводит в кар с озером (~840 м), затем идет ~30 гр. подъем по осыпной лощине до седловины перевала Гофмана (~1200 м). Далее несколько более сложный подъем вдоль гребня (с обходом скальных жандармов по полкам справа) до кулуара, выводящего на вершинный пик. Здесь желательно, чтобы вершина не была скрыта облаками, иначе можно легко заблудиться среди скальных карнизов и выйти на опасные участки.

Манарага – «Царица гор» и

Народная – «Вершина Большого Урала»

(Всемирного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми")
Впервые о ней написал в середине XIX века венгерский ученый А. Регули в своих отчетах о путешествии по Уралу. Эта вершина имеет мансийское первоначальное название - Пунгк Ур. Регули дает несколько вариантов перевода - вершина , верхушка, жало, шип, темя, макушка, голова, зуб. «Здесь Урал есть наивысший». И действительно, в 1927 году инструментально доказан приоритет высоты Пунгк Ур. Однако в 1927 году высшей уральской вершине было дано новое название - гора Народная.

Подниматься к вершине можно с запада, по гребню , по скалистым кручам, между карами, но это сложнее. Проще выйти к горе по отрогам с севера... Отсюда наиболее легкий подъем. Склоны горы сложены из гнейсов и метаморфических сланцев. В них много кварца, поэтому высшая вершина Урала резко отличается от всех других своим стальным темно-серым цветом... За каждым гребнем , который кажется последним, открывается новый.

Гора Народная ничем не выделяется среди окружающих ее громад. Те же труднодоступные склоны, кары и цирки , заполненные снегом и льдом, небольшие с прозрачной и ледяной водой горные озерки, мощные скопления каменных валунов на вершинах и склонах. И все же несколько десятков лишних метров ставят ее на первое место среди всех гор Урала. Вторая по высоте уральская вершина - гора Манарага (1820 метров) была исследована летом 1935 г. небольшой геологической партией под руководством А. А. Чернова в верховьях реки Косью (хребет Западные Саледы). (Н.П. Архипова. Как были открыты Уральские горы. 1977)

Манарага переводится как «медвежья лапа». Действительно, форма горы очень необычна и своими «сторожевыми башнями» напоминает медвежью лапу. Эту вершину не спутаешь ни с одной другой вершиной мира. Она имеет свое неповторимое обаяние и колдовскую притягательность. Каждый, обязательно хочет вернуться на Манарагу.

Однажды побывав на Приполярном Урале, вы обязательно захотите приехать опять. Потому что остаться равнодушным к его суровой, но прекрасной природе невозможно!

Побывав в этих краях летом на квадроциклах (4х4 Сlub № 12’2012) и зимой на снегоходах, мы заразились… «приполярноуральским» вирусом.

Летом тут доступны одни интересные места, зимой - другие. Но даже за пару поездок все интересное посмотреть невозможно. В прошлом году мы обнаружили, что в одной из избушек приюта «Вангыр», где останавливаются туристы, нет печки. Вот и решили совместить очередной обзорно-покатушечный вояж с благой целью - доставить на приют тепло!

КУРС НА ВОСТОК
Выдвигаемся из Москвы на автомобилях с прицепами, взяв курс на Урал. Там можно подняться на самую высокую уральскую гору Народная (1895 м) или побывать на стойбище настоящих оленеводов в тундре. Можно увидеть символ парка «Югыд-Ва» - живописную гору Манарага, а если пересечь Уральский хребет, то и оказаться в Азии.

Добравшись до Печоры - города на реке с одноименным названием, свернули в поселок Аранец, откуда самый короткий путь в горы. Трасса накатана, всего 60 километров до первого перевала, и уже видна во всей красе гора Сабля (1497 м). В этот раз мы проложили кольцевой маршрут вблизи нее.

Чары Приполярного Урала.
Эта местность стоит того, чтобы ехать сюда и за 2000 км. Причем в любое время года!

В Аранце нас ждут вкусный ужин и натопленная баня. Любуемся из окна видами хребтов и перевалов, куда скоро нам предстоит отправиться. Март - самое благоприятное время для путешествий здесь на снегоходах. Днем температура не опускается ниже минус 15 градусов, а световой день уже достаточно длинный.

ОТ ПЕЧОРЫ ДО САБЛИ
Утром стартуем. В команде пять снегоходов: два Lynx Ranger 49, Polaris Assault 800, Artic Сat Сrossfire 800 и Ski-Doo Renegat 800. Встречаем группы лыжников. Кто-то возвращается с гор, кто-то только поднимается. Много школьников. В северных районах еще сохранились традиции ходить в походы целыми классами с учителями во главе.

Перед перевалом останавливаемся у поста МЧС. Здесь есть радиосвязь, несколько современных снегоходов и прицепы к ним. В период туристической активности спасатели несут службу вахтовым методом. Очень доброжелательные люди! Общаемся, рассказываем о своих планах и записываемся в журнал учета - зимой в горах может всякое случиться.

Перевалив через хребет, прибываем на базу «Озерная», где и останавливаемся на ночь. Топим печь, готовим ужин. За первый день прошли 120 километров - неплохо.

ПЕЧКА - ВСЕМУ ГОЛОВА!
На каждый снегоход привязано по 60 литров оперативного запаса бензина. Основной запас едет вместе с печкой в санях, которые два Lynx тащат по очереди. Утром дозаправляемся, становится легче, но все равно средняя скорость движения колонны не превышает 30 км/ч. Еще повезло, что дорога укатана.

Московское тепло на «Вангыре». Эту печку мы специально привезли из столицы. Пусть обогреет усталого путника

Обычно в горах большая часть пути петляет по рекам и каньонам. И всегда нужно быть готовым, что встретятся открытая вода и большие валуны. Иногда в поисках верного направления приходится пробиваться, впустую расходуя ценное топливо и рискуя. В этот раз у нас с собой прошлогодний трек, поэтому довольно быстро добираемся до цели нашей «миссии» - приюта «Вангыр».

Установка печки не заняла много времени, еще светло, и мы отправляемся знакомиться с окрестностями. Хотели подняться на ближайший неезженый перевал - не тут-то было! Хоть и разгрузились, но лишь один Artic Cat Crossfire 800 чувствовал себя как дома и смог заехать на самый верх. Остальные застряли в узкой валунистой речке, на заросших подъемах и в глубоком снегу… Ближе к ночи, откопав снегоходы, вернулись в избушку. В новой печке приятно потрескивал огонь, стало тепло, и мы еще долго делились накопившимися за день впечатлениями.

Зимовье «Кушник». В этой избе на Аранецком тракте находят приют и отдых многие туристы и путники

ПРИПОЛЯРНОЕ ЭЛЬДОРАДО
Основная задача следующего этапа - добраться засветло до границы Республики Коми и Тюменской области, где над Исследовательским хребтом возвышается гора Неройка (1646 м). Раньше здесь был рудник по добыче кварца. Еще в советские времена он стал нерентабельным - кварц дешевле выращивать, чем добывать в глухомани. Но маленький поселок до сих пор существует, и предприимчивые сторожа пускают любителей рыбалки и экстрима на ночлег в пустующие дома. В сумерках мы были на месте. И опять пошли долгие вечерние разговоры и всякие невероятные истории. На этот раз о несметных уральских сокровищах…

На Неройке, как ни странно это звучит, уже несколько сотен лет роют! В этом диком краю, здесь и в районе горы Народная, сосредоточены залежи и драгоценных камней, и золота. И хотя в переводе с мансийского «Неройка» означает всего-навсего «Старик-гора», отказаться от посещения старых приисков мы не смогли. Вдруг повезет!

Снег на подъемах очень твердый. Сильные ветра делают свое дело! А наскочив на камень, можно легко перевернуться

Добраться до штолен непросто - они находятся на высоте около 1000 метров. Используем лесную избушку в качестве базы, где оставляем сани с топливом, и отправляемся на поиски приключений. Понадобилось, правда, несколько часов, чтобы пробить в плотном снегу узкий лаз и заглянуть под землю. Там все сохранилось с 80-х годов, когда эти разработки были закрыты. Перекрестки из рельсов, старые вагонетки… Некоторые коридоры и штреки перегорожены огромными ледяными глыбами. Прокопали вход в еще одну шахту - она оказалась даже длиннее, чем первая. Говорят, что протяженность тоннелей достигает нескольких километров! В них очень легко заблудиться и велика опасность обвала. А вот наткнуться тут на самородок уже вряд ли возможно…

Вернувшись в избу, замечаем, что в наше отсутствие в ней побывала группа лыжников. Но все осталось нетронутым - такие законы. Поддерживаем традиции: уезжая на следующее утро, мы оставляем лишние продукты - может, кому пригодятся.

Завораживающий вид! Практически с каждого перевала или вершины открываются потрясающие картины

МИР ПОД НОГАМИ!
А в последний день путешествия мы все-таки отважились на штурм Сабли. На вершину Народной можно въехать на любом снегоходе, сюда же способен подняться только мощный «горник». Единственный путь идет по очень крутому, почти отвесному склону. На вершине есть площадка 10 на 10 метров. Страшновато было первым решиться на подъем, но ведь за этим мы сюда и приехали. И я нажал на акселератор! Ranger, послушно урча мотором и чертя по склону то правой, то левой лыжей, начал подниматься вверх. Последние 100 метров снег стал рыхлым, и звук мотора изменился - пришлось давить на гашетку до упора. Лыжи висят в воздухе, и управлять снегоходом можно, только правильно перемещая свой вес. Еще немного, и вот она - вершина! Тут нужно срочно остановиться, ведь дальше пропасть…

Отметившись на посту МЧС, покидаем горный район. В очередной раз нам повезло с погодой и выбором маршрута. Уложились в график, и все прошло без происшествий. Мы получили массу позитивных впечатлений и в благодарность оставили холодному Приполярному Уралу немного своего тепла!