Достижения культуры ацтеков. Достижения ацтеков – достояние человечества Изобретения ацтеков

название «Ацтеки» было придумано

Многие знают, что ацтеки очень любили шоколад, приносили в жертву своим языческим богам большое количество людей и в итоге были побеждены испанцами. В глазах современных людей они представляются как воинственный варварский народ, по большей части из-за того количества людей, которое они убили.

Однако, несмотря на распространённое мнение, у них была и своя культура. Социальный строй ацтеков был невероятно сложен, а образование, семья и творчество играли в их обществе большую роль. Даже их система рабства была хорошо проработана и совсем не похожа на то, что люди представляют себе, когда слышат о рабстве.

Вкратце, хотя на первый взгляд они и выглядят психопатами, ацтеки не так просты. Ниже вы можете узнать десять интересных фактов об ацтеках, которые позволят вам лучше понять их историю и образ жизни.

10. Творчество

Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию.

Ацтеки занимались командными видами спорта, в частности одной из самых популярных среди них спортивных игр была месоамериканская игра в мяч. В игре использовался резиновый мяч, который был достаточно продвинутым предметом для их времени, а матчи проходили на поле называемом тлачтли (Tlachtli). Главная задача игры – прокинуть мяч сквозь маленькое каменное кольцо, однако это была очень сложная игра. Мяч не должен был падать на землю, и игроки могли дотрагиваться до него только головой, локтями, коленями и бёдрами.

9. Обязательное обучение в школе

Хотя ацтеки и делали большой упор на то, что родители должны сами правильно обучать своих детей, у них существовало и обязательное обучение в школе для всех детей. Школы были различными для мальчиков и девочек, а также разделялись по принадлежности учащихся к различным кастам.

Дети высших слоёв общества учились в школе Калмекак (Calmecac), где они обучались у священников истории, астрономии, искусству и тому, как править. Мальчики низших каст учились в школе Куйкакалли (Cuicacalli), в которой их подготавливали к военной службе. Девочек посылали в отдельные школы, и большая часть образования заключалась в обучении таким домашним делам, как приготовление пищи и ткацкое дело.

8. Сражённые болезнью

Многие считают, что испанцы победили ацтеков при помощи своих превосходящих военных сил, но это далеко от правды. На самом деле первые атаки испанцев были успешно отражены, и им пришлось быстро отступать. У ацтеков был хороший шанс победить испанцев, и в целом война проходила на равных.

Можно смело утверждать, что если бы не оспа, которую ацтеки подхватили от европейцев, и от которой погибла большая часть их населения, включая лидеров, то ацтеки вряд ли проиграли бы в войне против испанцев. Влияние европейских заболеваний было разрушительным – по оценкам около двадцати миллионов мексиканцев погибло всего за 5 лет от болезней, привезённых испанцами.

7. Неправильное название

Ацтеки известны нам всем именно под этим названием, но на самом деле они никогда себя так не называли. Западные народы, придумавшие название «Ацтеки», скорее всего, взяли его от названия Ацтлан (Aztlan) – мифическая местность на севере Мексики, в которой якобы жили предки ацтеков в 12-ом веке. Однако сами ацтеки называли себя Мешика (Mexica), откуда затем и произошло название страны Мексика.

6. Продвинутая система документации

У ацтеков был свой язык под названием наутль (N’ahuatl), алфавитом которого служила разновидность пиктографического письма. Знание о том, как записывать информацию, было известно только среди священников и специально обученных писарей. Записи делались на бумаге, изготовленной из коры деревьев либо шкуры оленей. Писали обычно при помощи угольков, после чего записям придавался различный цвет при помощи сока овощей и других материалов.

Ацтеки вели налоговую документацию, исторические документы, сохраняли информацию о религиозных жертвоприношениях и других церемониях в письменном виде и даже писали поэзию. Иногда они собирали записи в импровизированные книги, которые они называли кодексами.

5. Обычаи захоронения

Мы все знаем истории о том, что происходит, когда что-то строится на бывшем месте захоронения индейцев, но ацтеки не волновались, когда им приходилось строить что-то на могилах своих предков. Более того, ацтеки довольно часто хоронили своих предков или прямо под своим домом или, по крайней мере, рядом с ним.

Если усопший ацтек принадлежал высшим слоям общества, его обычно кремировали. Ацтеки считали, что кремация поможет изменить душу погибшего воина или правителя и таким образом они быстрее попадут в их версию раю. Иногда ацтеки убивали пса и хоронили или кремировали его с человеком, чтобы он помогал в путешествии по загробному миру.

4. Продажа детей

Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём всё не ограничивалось детьми, бедняки иногда продавали в рабство и себя. Во многих случаях, когда кто-то становился банкротом и не видел другого выхода, продажа детей в рабство приносила им некоторый доход, и если ребёнок хорошо и много работал, они могли в итоге выкупить себя из рабства. Некоторые оставались рабами большую часть своей жизни, что неудивительно, так как быть рабом в обществе ацтеков было не так уж плохо. Рабы могли жениться, заводить детей и даже обладать своим участком земли.

3. Полигамия

Ацтекским мужчинам было разрешено заключать брак с несколькими жёнами, однако существовало несколько строгих правил, связанных с подобными отношениями. Первая жена, на которой женился мужчина, считалась его «основной» женой и была единственной, с которой он проводил свадебную церемонию. Остальные жёны были «второстепенными», но их официально признавали в документах.

Хотя первая жена считалась самой важной, мужчина должен был с одинаковым уважением относиться ко всем своим жёнам. Мужчина считался главой семьи, но женщины всё же обладали достаточным влиянием в отношениях и к ним хорошо относились в ацтекском обществе. Дополнительные жёны вносили вклад в богатство семьи и считались признаком высокого положения в обществе, что позволяло им быть высокоуважаемыми в обществе. Разводы были позволены в некоторых случаях, но измена любой из сторон брака наказывалась смертной казнью.

2. Рабство

Рабство в обществе ацтеков отличалось от европейской системы и действовало согласно другим правилам. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Система рабства ацтеков была уникальна и более похожа на договорную зависимость, чем на современное представление о рабстве.

1. Человеческое жертвоприношение

Хотя самая распространённая теория об ацтекских жертвоприношениях гласит, что они просто проводили ритуалы, посвящённые языческим богам, антрополог Майкл Харнер (Michael Harner) считает по-другому. Согласно оценкам Харнера, ацтеки приносили в жертву ежегодно около 20000 человек. Людей, которых приносили в жертву, в ходе ритуала зачастую съедали. Харнер предположил, что каннибализм, замаскированный под жертвоприношение, был обусловлен тем, что в диете ацтеков присутствовало недостаточное количество мяса. То, что ацтеки ели друг друга из-за белкового голодания, конечно, не доказано, но признаки существования каннибализма сложно не заметить.

Существовали два основных календаря: цолькин – «год Луны» – 260 дней и хааб – «год Солнца» – 365 дней. Ученый Л. Шульце – Йена высказал предположение, что продолжительность цолькина определялась периодом беременности и рождения человека. Третьим элементом системы календаря был «календарный круг», состоящий из 18980 дней, а четвертым – длинный счет «катунам» по 20 лет от исходной даты 3113 г. до н. э. Окончание каждого цикла отмечалось грандиозными праздниками. Месяцы в календаре состояли из 20 дней, в году было 18 месяцев и 5 дней без названия. Начало года приходилось на 23 декабря, а каждый четвертый год считался несчастливым или високосным, поскольку в нем был «лишний» месяц.

Священными цифрами в календаре и науке майя были 13, 20 и др. Существовала двадцатеричная система вычислений с использованием понятия нуля. При записи цифры обозначались точками и черточками. Для вычислений применялись счетные доски. Особые знаки фиксировали цифры в десятки и сотни миллионов. Зачем им понадобились столь сложные расчеты – еще одна загадка культуры. Известно более 400 видов лекарств, применяемых майя, многие из которых используют в современной медицине. Изучение анатомии позволило широко применять хирургические операции, лечить опухоли. Борьба

с язычеством индейцев, которая способствовала уничтожению их книг, привела

к забвению многих достижений науки. Они возрождаются и переосмысливаются уже в наше время.

5.3. Культура ацтеков

Ацтеки (или теночки) на территорию современной Мексики пришли вместе с другими воинствующими племенами. От кочевого образа жизни они перешли к оседлому, обосновавшись в долине Мехико в ХIII в., и стали властителями, создав в 1427 г. союз городов – государств «Тройственную лигу». Это была рабовладельческая империя, а название «ацтеки» распространилось на

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

всех носителей культуры их государства. Однако развитие их цивилизации было прервано в период конкисты. В 1519 г. испанец Э. Кортес возглавил военную экспедицию в район проживания ацтеков и был принят подобно богу. Эта миссия закончилась разорением их империи. В 1521г. испанцы казнили последнего правителя страны, разграбили столицу и другие города. Из снятых с индейских построек каменных блоков был возведен новый европейского типа город Мехико.

Пораженные новым миром, представшим перед ними, испанцы сохранили сведения о нем в исторических работах, этнографических описаниях, таких как «Подлинная история завоевания Новой Испании» (12 книг) монаха Б. де Саахуна. Это были сведения повседневной жизни индейцев, культов и обрядов, описавшие их с точки зрения христианина европейской цивилизации.

Языческая мифология ацтеков представляла весь мир как борьбу двух противоположных начал: свет – мрак, жара – холод и т.п. Из двух частей бога – чудовища Тлальтекутли появилась Вселенная, где правили многочисленные божества. Пантеон ацтеков состоял из различных групп богов: стихий и дождя; солнца, ночного неба и творца мира; астральных богов, а также божества священного напитка октли; смерти и преисподней, а завершает эту систему пятая группа богов – творцов.

Главным в пантеоне был бог Солнца Уицилопочтли. Самих ацтеков называли «детьми Солнца», которому приносили на алтарь человеческие сердца. Божество огня Уэуэтеотль требовало сожжения жертв, богу плодородия Тлалоку даровали жизни детей, а богине Земли жертвовали женщин. Миллионы людей были принесены на алтарь ацтекских богов. Индейцы постоянно воевали во благо своих богов, которым нужна была кровь людей – «божественная влага». Эта пища поддерживала божественную жизнь.

Мифология, как и вся культура ацтеков, формировалась под влиянием тольтеков. Таким стал их общий бог Кетцалькоатль или «Пернатый Змей». Он

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

был героем, владыкой, жрецом и богом. Необычный, согласно легендам, образ этого светлокожего бога и стал причиной особого отношения ацтеков к испанцу Эрнану Кортесу.

Центральной частью ацтекских городов были комплексы пирамид. Их храмы, более низкие, чем у майя, стоят на массивных пирамидах. На земле ацтеков когда-то возвышался храм в г. Чолуле, пирамида которого была больше знаменитой египетской пирамиды Хеопса. Священные военные ритуалы проходили в уникальном храме Малиналько, вырубленном в скале в течение 14 лет. Известно, что ацтеки достраивали свои храмы в соответствии с 52летними циклами, носившими мистическое значение.

Самые значительные храмовые постройки были в столице ацтеков – г. Теночтитлане. Главный храм города имел высоту 46 м, а на его вершине возвышались два святилища – бога Солнца и Дождя. Существуют легенды о возникновении главного города ацтеков. Они повествуют о странствиях этого народа и пророчествах верховного жреца, о знаке, ставшим символом основания столицы. Это был орел, сидящий на кактусе и держащий в когтях змею. Этот знак привел ацтеков в долину с сетью озер, площадь которой была 6500 кв. км. На острове озера Тескоко и был в 1325 г. построен удивительный город с четырьмя кварталами, искусственными островками и дамбами. Впоследствии ему дали название «американская Венеция». Одноэтажный и возведенный из дерева дворец правителей империи насчитывал 300 комнат и отличался комфортом и роскошью. В одном из таких тайных помещений солдаты Э. Кортеса обнаружили сокровищницу империи.

В 1972–1982 гг. проводились археологические раскопки в столице Мексики, что позволило обнаружить и изучить более 7000 предметов материальной культуры ацтеков. Подобные исследования проводили к сенсационным находкам, таким, как «Камень Солнца» диаметром 3,5 м. и весом

Раздел II ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

24 т., обнаруженный в 1790 г. На этом, некогда цветном диске, фиксировались астрономические и астрологические представления ацтеков.

Культовый календарь индейцев во многом повторяет календарь майя. Его основу составлял 52-летний цикл, завершавшийся праздником «Нового огня». Число дней в году делилось на четыре периода в соответствии со сторонами света. Особое понимание в календарных циклах времени и пространства оказало влияние на мировоззрение ацтеков. Четыре царства было в мире живых и в обители мертвых. Воины, купцы, жертвы богам отправлялись в восточный мир, умершие при родах – в западное царство. Северная земля называлась Миктлан – здесь души умерших четыре года странствовали по девяти «кругам ада».

С поклонением богам связаны у ацтеков особые фестивали, «цветочные войны», похожие на современные военные учения, а также культовая игра в мяч. Войну ацтеки считали одним из видов служения богам, а пленные, приведенные с полей сражений, были обречены стать жертвой ацтекским богам.

На периоды или эры разделили ацтеки и историю человечества: первая – царство ягуаров, которые истребили гигантов; вторая – эра ветра, завершилась ураганами, период огня закончился всемирным пожаром. Эру воды уничтожил потоп, а последняя, современная нам эра, исчезнет в результате гигантского землетрясения.

Подобные представления индейцев были неразрывно связаны с их религией, служившей в обществе основой образования и воспитания. В школах при храмах суще6ствовало совместное обучение девочек и мальчиков. Детям аристократии жрецы преподавали историю, военное дело, астрономию, основы государства и управления, грамматику и различные системы письма.

Пиктографическое письмо ацтеков основано на фонетических, иероглифических символах и значках для передачи звучания слов. Большое значение имел цвет рисунка, который нес смысловую нагрузку. При записи

Несмотря на усилия историков, археологов и прочих специалистов, изучающих события прошедших лет, древность все равно частично остается покрыта загадками. А современные открытия и найденные артефакты, приоткрывая завесу тайн, вызывают удивление и восхищение. Весьма интересны цивилизации Инков, Ацтеков и Майя, так как их быт и технологии являлись передовыми, и даже на сегодняшний день многие моменты остаются нам не ясны.

Предки этой цивилизации пришли с севера на место поселения еще 10 тысяч лет назад, после окончания ледникового периода, но культура этих индейцев, какой ее привыкли считать, стала формироваться в 2000 г. до н.э., то есть примерно через 6 тысяч лет, после освоения местности.

У них была своя структура правления, при которой власть дана лишь "потомкам богов". Но и у остальных людей была масса важных занятий. Земледелие, например.

В этой сфере майянцы развили неплохую технологию: в зонах, подтопленных болотами, делались насыпи из земли, а туда где почва сухая, проводили колоссальные каналы от моря и рек. К слову, данные водяные коммуникации, активно использовались в качестве транспорта, индейцы выдалбливали лодки из бревен. На своих землях они одними из первых культивировали кукурузу, бобовые, какао. А так же пасленовые: табак, картофель и томаты, возделывание которых впоследствии перенял весь мир.


До начала колонизации, в Южной и Северной Америке лишь Майя придумали письменность. Она представляла собой набор иероглифов и "иконок" - стилизованных изображений того, что они должны олицетворять. Еще среди их достижений имеет место простая математика: использовались лишь сложение и вычитание, но майянистской системе счета существовало понятие нуля, в отличие от современников Майя из Старого света.

Была и медицина, в специальных книгах найдены описания около двусхта заболеваний, а для их лечения выращивали лекарственные растения.

Люди собирали нефрит и ракушки, из которых затем ремесленники изготавливали фигурки и предметы быта, с помощью инструментов: пил, сверл и абразивной пыли в качестве полироли. Немало удивила исследователей синяя краска, которую нашли в древних городах. До сих пор не ясен ее рецепт. Она не выцветает, не боится высокой температуры, и даже не разрушается кислотами.

Индейцы жили в достатке, по причине трудолюбия и развитой торговли. В обороте находились различные вещи и продукты: от ракушек до инструментов, в качестве валюты приморские города использовали соль, а жители удаленных от моря поселений, рассчитывались зернами дерева какао, впрочем, котировался и просто обмен.


Очень волновала майянцев астрономия, в которой они достигли определенных успехов. Составили несколько календарей, с ничтожными погрешностями даже по современным меркам. Ради этой деятельности они отстроили несколько обсерваторий, окна в них точно соответствовали траекториям наблюдаемых объектов. Все их наблюдения строго документировались в сакральных книгах.


Все государство Майя состояло из 200 городов, из которых около 10% - мегаполисы, численностью 50 тыс. жителей. И большинство городов радовали глаз шедеврами архитектуры. Множество построек стоит на пирамидообразных основаниях, и тем выше пирамида, чем объект важнее. Облицовка домов сделана известняком, а кое-где витиеватые узоры и лепнины. В зданиях общего назначения видны колонны и украшение мозаикой. Эта роскошная инфраструктура включала в себя даже площадку для игры в мяч. Эта игра называется .

В 1441 году история расцвета майянцев стала подходить к финалу. Всему виной изменение климата, приведшего к сильной засухе. Засуха, в свою очередь, лишила народ пищевых продуктов - самого необходимого ресурса. На фоне всеобщих негативных настроений пошел распад сложившегося уклада и некогда огромное сплоченное общество разделилось на мелкие племена. Последней соломинкой стали конкистадоры. В начале 16 века колонисты пришли на эти земли, и к его середине "добили" культуру и цивилизацию, а кто успел защититься и бежать, погибал от вирусов и болезней, привезенных из-за океана.


Эта цивилизация наиболее молодая, так как стала формироваться лишь к 12 веку. Что, между прочим, не воспрепятствовало ей стать самой многочисленной (6-12 млн. человек) в доколумбовой Америке, и завоевать немалые площади. Место основания империи способствовало ее развитию. Плодородная земля и особенности климата давали постоянный богатый урожай, поэтому можно было уделять меньше внимания земледелию и сконцентрироваться на войне.

Но покорение других народов начиналось не с насилия, к иноземцам несколько раз приходили послы, мирно предлагали присоединиться, преподносили гостинцы и дары. И только после этого в случае отказа принимались за военные действия. На вооружении у Инков имелись луки, топоры, камни. А так же психологическое воздействие. При наступлении солдаты громко кричали, играли на духовых музыкальных инструментах и барабанах. Это очень сильно деморализовывало противника, разгромить которого становилось гораздо проще.

К завоеванным племенам относились лояльно, не вмешивались в их традиции и обычаи. От них требовали лишь признание императора, уважение к инкской религии и уплаты налога. Попытки восстания подданных пресекались на корню. Во избежание рецидива, половина восставших расселялась по разным городам, а к другой половине подселялись более верные граждане.

Армия Инков не зря считается столь могущественной. С 10 лет мальчики ходили на "учения". Опытные командиры готовили детей к рукопашным схваткам, обращению с оружием, давали знания по тактике.

В основной массе своей, народ занимался войной и земледелием - выращивали подсолнух, ананас, перец. Но так же было множество специалистов и в других областях. Это одни из немногих индейцев, кто умел выплавлять металл. И много месторождений золота и серебра, открытые ими разрабатывают и сейчас. Золота было настолько много, что из этого металла делали облицовку некоторых построек.

Одним из значимых достижений Инков считается их колоссальная сеть дорог по всему государству. Большинство путей просто протаптывалось, но влажную землю, чтоб она не раскисала, заливали смесью из камней и глины. А если маршрут пролегал через болото, то на этом месте строилась дамба из булыжников. В местах, где дорогу пересекал обрыв или река, строили мосты на сваях или навесные. А вдоль дорог организовывали склады и каждые 3 км. почтовые сооружения, в каждом из которых находился гонец. Сама посылка передавалась от одного к другому, по принципу эстафеты, что позволяло посылке преодолеть до 400 км. за сутки.

Хоть Инки не обладали письменностью, зато имели уникальную систему учета под названием "кипу". Записи велись на полуметровой веревочке. Цвет веревки означал провизию, людей и прочее. Для обозначения единицы, десятка, сотни, вязался узел с одной петлей. Чтоб показать двойку, двадцать, двести, завязывали узел с двумя петлями, и так далее по аналогии. Причем система эта работала без ошибок, и во многом благодаря ей, в государстве не было денег, существовал обмен, а различные продукты строго распределялись между людьми правительством.

Все было организовано настолько хорошо, что не было бедных и богатых, в достатке жили все, даже недееспособные, их поддерживали за счет налогов. Практически не было преступности, ведь за это чаще всего казнили.

Главным животным для империи являлась лама. Она была транспортом, источником мяса, удобрений и шерсти.

Поразительно, но уже тогда инкские лекари пользовались пенициллином. Они его не открыли и не знали что это, но работали с плесенью в которой он содержится.

Жизнь этой империи закончилась почти одновременно с Майя. Так же пришли колонизаторы, но к ним еще присоединились предатели, и испанцы довольно легко разрушили цивилизацию.


Они стали появляться параллельно с Инками, в 1256 г. к пику расцвета население было около 10 млн. В связи с тем, что раса относительно молодая, они немало знаний и достижений переняли от более древних соседей, и умели эффективно ими воспользоваться.

Но с письменностью тоже было печально, из-за конкисты не успели ее развить, вместо этого пользовались рисунками.

Но это не помешало строить жизнь в роскоши. Считается что красивее остальных жили именно Ацтеки. Было даже что-то вроде ландшафтного дизайна: красивая высадка деревьев и кустов вокруг домов, клетки с птицами, и каменные аквариумы.


А городская инфраструктура включала в себя рестораны, отели, парикмахерские, аптеки, театры, стадионы для тлачтли, при которых имелись "букмекеры". Строили даже учебные заведения, где обучали ремеслу, военной подготовке, истории, торговле и религии.

Социальные прослойки тоже отличались разнообразием: знать, воины, торговцы, обычные горожане, рабы и самая низшая каста - военнопленные.

В основном эта империя существовала за счет дани с захваченных городов. Но как это не парадоксально, дела у захваченных территорий становились лучше. И лишь один народ они не смогли захватить - Пурепеча. Но все равно контактировали и торговали с ними.


Ацтекские достижения включают в себя: добычу металлов и угля; постройка акведуков - каменные желоба для подачи воды; обучали лекарей и культивировали лекарственные растения, многие неизвестны даже в наше время.

Рацион составляли такие продукты как индейка, креветки, кукуруза, помидоры, ваниль и многое другое.

Технологичным был процесс выращивания растений: в озере вбивали сваи на которых находилась платформа с землей. Данный способ давал до 7 урожаев за год. Так высаживали перечисленные выше пищевые культуры, а так же хлопок.

С приходом Испанцев, так же как и всем прочим коренным народам, Ацтекам быстро пришел конец. Покорению помогло то, что их приняли за богов и никак им не препятствовали.


1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане - огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9-12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

Возникновение концепций культурно-исторических типов

В числе первых, кто развивал концепции типологии культур, можно назвать немца Генриха Риккерта (1863-1936) и русского историка Н.Я. Данилевского (1822-1885). Позже типологические концепции культуры развивали О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин...

Культура ацтеков

Культура Древней Греции

Культура Зигмунда Фрейда

Одной из областей приложения психоаналитического учения Фрейда стала философия истории и культуры. Считая, что с помощью психоаналитического исследования отдельного человека можно осветить многие загадки истории человечества...

Культура и цивилизация

В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей...

Массовые зрелища: традиции и современность

Обратимся к истолкованию основного объекта нашего изучения - именно зрелища. Зрелище (от древнерусского зьрти, зьрю - видеть, вижу...

Национальная культура и её основные компоненты

Украинцы начали развивать свою национальную культуру задолго до принятия христианства. Вместе с христианством Византия принесла нам свою культуру...

Понятие и сущность культуры, история ее изучения

1. Историческое развитие представлений о культуре Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений...

Скинхеды, их происхождение и характеристика

Первая волна «Скинхэды» конца 60-х были можно сказать продуктом «мод-культуры», которые культивировалась под воздействием ямайской культуры, приносимой в Англию иммигрантами рудебойями. «Моды» (mods) -- это не только музыкальный стиль...

Советские и российские синологи о керамике культуры Яншао

Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям искусства, были обнаружены на севере Китая. Они относятся к IV - III тысячелетиям до н.э...

Современная культура Чувашии

Во второй половине 19 -- нач. 20 вв. активно развивалась национальная культура чувашей. В 1881 был выпущен первый чувашский букварь. Появились первые национальные поэты и писатели: К.В. Иванов, И.Я. Яковлев, Н.И. Шелеби и др...

Становление, развитие и современное состояние молодежной культуры "хип-хоп"

Хип-хоп? это молодежная субкультура, состоящая из нескольких взаимосвязанных между собой составляющих: стиль одежды, граффити, искусство ди-джеев, собственно рэп, брейк-данс. Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг...

Управление сферой культуры в Нижегородской области

Культура представляет собой сложное многосистемное образование, захватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка»...

Условия и причины зарождения культурологического знания

Этнокультурные аспекты проведения мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры на примере МОУ "Волжский городской лицей"

Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.


На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.

Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.

Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.

1. Плавающие сады.


Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.

Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).

2. Всеобщее образование.


У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.

В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.

Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.

3. Спортивные игры.


Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.

В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.

Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.

«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».

4. Народная медицина.


Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.

Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.

В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.

Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.

Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.

5. Кошениль.