Древнепалеолитическая стоянка в гроте киик-коба. Родные просторы История пещеры Киик-Коба

После нашего последнего путешествия по Крыму, мы еще раз убедились, Крым - земля волшебная, полная загадок и тайн. И даже, если вы просто решили прогуляться один денек где-нибудь в горах, всегда нужно быть готовыми к сюрпризам, как хорошим, так и не очень.
Немного изучив информацию в Интернете и в книгах про окрестности Симферополя, мы решили на выходных прогуляться из п. Соловьевка в район Балановского водохранилища. По карте примерно рассчитали расстояние - 4,5 км. Навигатор показал столько же. Естественно, как всегда мы не учли перепады высот, обрывы, холмы и переправу через речку Зую. Кстати, довольно полноводную и бурную в это время года. Наш верный пес Гросс, пытаясь перейти ее по бревну вслед за нами, был снесен потоком, и Obstinus был вынужден в буквальном смысле спасать его и помогать выбираться из бурлящего потока. В общем, расстояние, которое мы преодолели в рамках «прогулки выходного дня» получилось 12 км. Главной целью нашего путешествия была стоянка первобытного человека Киик-Коба. Сразу предупреждаем, со стороны Балановского водохранилища есть вполне проезжая (даже для недоприводов) дорога, которая ведет практически к стоянке, так что прогулка с той стороны будет намного легче. Однако, в этом случае, вы не сможете посмотреть самый настоящий таврский могильник - огромное количество каменных таврских ящиков. Он попался как раз на полпути из Соловьевки до Киик-кобы. Конечно, там уже есть наш тайник. И еще, овчарик Гросс умудрился попасться лапой в силок, так что, если идете по лесу с собакой, будьте внимательны.
Ну а теперь - информация про стоянку Киик-коба:
«На правобережье Зуи, в 8 км к югу от поселка Зуя, вверх по долине, вблизи Балановского водохранилища, расположен грот Киик-коба - всемирно известный палеолитический памятник (памятник природы (1947)). Пещера-грот представляет собой естественный навес у подножия скалистого склона, площадью около 50 кв. м. Обращен грот к югу, со всех сторон к нему подступает лиственный лес.
(Литература: Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: Таврия, 1989. http://www.tourism.crimea.ua/dostoprim/landscap/grot/keekkoba/index.html)

В 1924 году во время раскопок в гроте Киик-Коба (Дикая пещера) археолог ГА. Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. В метре от нее были найдены останки годовалого ребенка более позднего захоронения. Эта находка погребения неандертальского человека - первая на территории СНГ и одна из немногих в мире. Она - свидетельство того, что человек, поселившийся в Киик-Кобе, жил здесь в конце ашельской или начале мустьерской эпохи, то есть, около 100-40 тысяч лет назад. Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, пещерная гиена, дикая лошадь, большерогий олень, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай)
Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. (В исследованных пещерных стоянках Крыма слои со следами древнейших культур, залегают в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела). Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего.
Древнейшие люди верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.
Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

Симферополь не случайно стал административным центром Республики Крым, его месторасположение – перекресток древних дорог Тавриды. Крымская столица и ее окрестности связаны с множеством важных исторических событий и мифов. Фото различных ландшафтов мелькают в солидных научных изданиях, некоторые снимки демонстрируют прославленную достопримечательность. Пещера Киик-Коба в Крыму известна краеведам и даже археологам, живущим далеко от курортного полуострова.

Где находится пещера в Крыму?

Грот с таким именем является частью правого гористого берега верховьев реки Зуя. Водоем «визуализирует» западную границу Белогорского района, соприкасающегося с дальними окрестностями . Ближайший к достопримечательности населенный пункт – село Курортное.

Киик-Коба на карте Крыма

История возникновения пещерной полости

Прекрасно сохранившаяся стоянка одного из «стад» мустьерской культуры (эпоха среднего каменного века) была обнаружена здесь в 1924 г. ученым Глебом Бонч-Осмоловским. Она сразу же получила статус «усадьбы» самых древних людей в Крыму.

Дело в том, что обнаруженные древности – в результате проведения радиоуглеродного анализа и изучения инструментов труда и охоты – датируются 100 тыс. лет. Тут найдены останки женщины и ребенка, а также 500 кремневых орудий. Последнее обстоятельство придает объекту особую важность, так как позволяет узнать о быте мустьерцев Тавриды намного больше. К примеру, то, что неандертальцы не были «полузверями», как их представляли ранее.

Женщина и ребенок были похоронены с использованием красивого ритуала, а острия охотничьего оружия мог изготовить только гомо сапиенс. На сегодня обнаруженные тут находки экспонируются в Историко-археологическом музее главного города Крыма.

Посещение грота Киик-Коба

На многих фото пещера Киик-Коба напоминает обычный скальный навес узкой вертикальной формы. Сотни таких, как он, встречаются на территории горной Тавриды.
Однако, «протиснувшись» внутрь, понимаешь, что самое интересное находится именно здесь.

Осмотрев эти 50 кв. м, отдыхающие должны сфотографировать наскальные рисунки, символизирующие сцены охоты на мамонта, пещерную гиену, шерстистого носорога, мустанга, дикого осла, кабана и свирепого медведя. Пещера прекрасна как геологический объект – над головой как будто нависают несколько созданных кем-то «арок». Примечателен и вид на местность, который отсюда открывается. «Пещера дикаря» расположена на высоте 120 м над тальвегом речной долины.

Вандалам не стоит забывать, что с 1947 г. пещера Киик-Коба в Крыму является охраняемым памятником природы. Вокруг нее в радиусе нескольких километров сплошной девственный лес, благодаря которому местный воздух приобрел привлекательный аромат.

Экскурсоводы подают туристам данный объект как «Пещеру дикаря» — именно так переводится топоним с крымско-татарского языка.
В советские времена геологическую полость именовали , татары часто называли ее Ослиной пещерой.

Местные гиды делают частью экскурсии по достопримечательностям Белогорского района. Отпускнику лучше всего записаться в группу. Прибыв сюда самостоятельно, можно не заметить самого интересного, потеряться или получить серьезную травму, карабкаясь по скальным тропинкам. По этим же причинам увлекательный поход сюда лучше осуществлять в дневное время суток, в противном случае следует знать хотя бы географические координаты, которые будут приведены ниже.

Для туриста-новичка горный трекинг может показаться сложным. И все же при необходимой сноровке в заросшую лиственным лесом расщелину пробираются даже юные «первопроходцы». «Портал» в неандертальскую пещеру ориентирован на юг.

Как добраться до Киик-Коба?

Пройти к уникальному урочищу можно простым способом. Следует добраться до (по шоссе 18 км от и 22 км от Симферополя) и двигаться вдоль одноименной речки на юг около 8 км. Часть пути можно преодолеть по дороге, ведущей к селам Вишневое, Красногорское и Курортное. Ориентиром стоянки древних людей служит скалистый навес к югу от оконечности (смотрите указатели).

На машине доехать из Симферополя лучше всего до с. Курортное, расстояние составит около 30 км:

Добраться на автомобиле до указанного селения можно и из Белогорска, расстояние выдет порядка 25 км:

Туристу на заметку

  • Адрес: село Курортное, Белогорский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°57′54″N (44.964969), 34°21′9″E (34.35255).

В Крыму пещера Киик-Коба стоит в пятерке самых посещаемых мест Белогорья. И неудивительно, ведь именно в этой части России обнаружено больше всего артефактов, связанных с неандертальским населением. Каждый, кто хоть немного увлекается историей, должен обязательно посетить этот живописный уголок, насладившись по пути голубыми водами вытянутого водохранилища. К слову, данный грот сегодня служит стоянкой для путников – это доказывают несколько костровищ. Укрытый от ветров и осадков, он является идеальным убежищем во время ночевки для экстремалов, исследующих . Напоследок смотрите небольшое виде, демонстрирующее памятку природы.

Больше фото Киик-Кобы»

Описание Киик-Кобы

Пещера-грот расположена в Белогорском районе под карнизом плоскогорья Долгоруковской Яйлы, на высоте около 90 м над правым берегом горной реки Зуя в районе Балановского водохранилища. С плато открывается живописнейший вид на кажущиеся бесконечными леса, соединяющимися на горизонте с небом.
Киик-Коба в переводе с крымско-татарского означает «Козья пещера», «Дикая пещера», «Пещера дикого человека». И поверьте, свое название она оправдывает.
Для того чтобы добраться до Киик-Кобы нужно преодолеть путь сквозь заросли лиственного леса по обрывистому скалистому ландшафту. Для неопытного туриста путь может показаться сложным. Но при определенной сноровке туда добираются даже дети. Вход в пещеру направлен на юг. Площадью около пятидесяти квадратов, она скорее похожа на грот, чем на пещеру, но многочисленные небольшие отверстия-ходы в горной породе так и манят разведать есть ли что далее внутри.
В 1924 году археологическая экспедиция Глеба Бонч-Осмоловского обнаружила в пещере первое на территории СНГ захоронение женщины-неандертальца с ребенком. Там же были раскопаны кремневые орудия труда, кости вымершей фауны, на которую в те времена могли охотиться обитатели здешних мест (мамонт, носорог, пещерная гиена, дикая лошадь и другие).
Пещера и сегодня служит стоянкой для путников, об этом говорит зола от кострища. Защищенная от осадков и ветров - идеальное место для ночевки.

В крымской пещере были обнаружены важнейшие аргументы к спору о смысле жизни.

Обширный грот Киик-коба находится недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве одного из отрогов Долгоруковской яйлы. Один из вариантов перевода Киик-коба означает «Пещера дикого человека». Удивительно, что средневековые охотники, пережидавшие в этой пещере непогоду, интуитивно догадывались, что она была обитаема в очень далёкую эпоху.

Сама по себе весьма весьма живописная, Киик-коба является историческим объектом мирового значения. Его первооткрывателем стал этнограф, археолог и антрополог Глеб Бонч-Осмоловский. Находки, сделанные им в 1924-1926 годах, произвели сенсацию в научном мире и заставили по-новому взглянуть на жизнь в каменном веке.

Вход в жилище когда-то закрывала сложенная из камней стенка, она дополнительно защищала обитателей грота от холодных ветров. Раскопки внутри Киик-кобы показали, что жизнь здесь не прекращалась на протяжении длительного времени. Почти 2-метровый культурный слой состоял из нескольких сотен кремневых орудий труда - разного рода остроконечников, рубилец, скребков, «ножей» и отщепов вперемежку с расколотыми и обожженными костями животных, которых добывали охотники, жившие тут в эпоху мустье или среднего палеолита (150/100 - 40 тыс. лет назад). Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнём, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным костям было определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц. Больше всего костей принадлежало мамонту, шерстистому носорогу, пещерному медведю, бизону, дикой лошади, кабану, оленю. Мощные напластования древесного угля говорили, что в гроте постоянно поддерживался огонь.

Находки учёного имели важнейшее идеологическое, мировоззренческое значение. Они безмолвно, но красноречиво свидетельствовали, что в пещере Киик-коба в древнекаменный период жили полноценные люди, а не человекообразные животные.

Кострище и стенку для защиты пламени от ветра сделали люди, способные использовать огонь абсолютно логично, осмысленно, разумно. Надо полагать, что наряду с чисто практическими целями - для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, пламя костра вызывало у первобытного человека и благоговейный трепет. Ведь огонь - это подарок свыше: он приходит с неба в виде молнии, даёт свет и тепло подобно солнцу. И даже прирученное человеком, пламя костра упрямо рвётся вверх от земли. Огонь - это частица светила, которая стремится вернуться к своему источнику.

Большое количество разнообразных кремнёвых орудий труда были созданы в результате интеллектуальных усилий, присущих исключительно человеку, который сознательно стремился изменить окружающий мир для своих потребностей. По многочисленным остаткам пищи в виде тысяч костей животных становилось очевидно, что человек, в отличие от животного, заботился уже не только о самом себе и своих детях, но и о других соплеменниках. Мужчины-охотники несли добычу в пещеру, где у костра оставались женщины, занятые ведением хозяйства, дети и старики.

Но самым главным открытием (по иронии судьбы, оно случилось в последний день работы экспедиции), утверждающим разумность людей, живших в пещере Киик-коба, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей.
Скелет на самом дне пещеры принадлежал ребенку возрастом не более года. Младенец лежал в скорченном положении на левом боку. В метре от него, частично в культурном слое, а частично в специальном углублении, вырубленном в скальном полу грота, покоились останки взрослого человека. Он лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами. Позже было установлено, что это была женщина. Она умерла в солидном возрасте - примерно 30 лет, что в суровых условиях жизни в ледниковый период соответствовало 60-летнему возрасту современного человека.

По всей видимости, не случайно, что останки, обнаруженные в Киик-кобе, принадлежали женщине и ребёнку. Важнейшие функции матери, как продолжательницы рода, наряду с активной ролью в жизни общины (собирательство, участие в охоте) и ролью хранительницы огня - всё это определяло высокое общественное положение женщины - главы родовой общины.

Поза, в которой находился скелет из Киик-кобы, была такая же, как и останки неандертальца, найденные за тысячи километров от Крыма - около деревни Ле Мустье во Франции в 1908 году. Его тело было положено в специально вырытую яму в позе спящего человека: на правом боку, голова на ладони, согнутой в локте правой руки, левая рука вытянута вперед, ноги согнуты в коленях. Эта поза весьма символична: человек уснул, но он обязательно проснётся; как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.

Тут необходимо сделать важное замечание. Советская наука неуклонно придерживалась ленинского постулата: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». А находки Бонч-Осмоловского говорили о другом: борьба за существование не разрушила определённые нравственные устои, присущие первобытным людям, жившим в экстремальных условиях очередного ледникового периода. Умершие не были для соплеменников всего лишь мертвой плотью. Оказывая членам общины посмертные почести, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронный обряд неандертальцев носил ярко выраженные черты духовности!

Следует учитывать, что находки были сделаны в 1924-26 годах, когда новая религия - атеизм - уверенно растаптывала старую религию - христианство, и власть внедряла в сознание народа новые символы «жизни после смерти». Уже был построен на Красной площади Мавзолей Ленина, начал формироваться колумбарий в Кремлёвской стене - как олицетворение новых верований о загробном мире, присущих новому, советскому человеку.

Естественно, выводы Бонч-Осмоловского не прошли мимо бдительного ока власти. Успешная карьера, которую учёный делал в областях антропологии, археологии, этнографии, была жестоко разрушена в 1933 году. По обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» Глеб Александрович был арестован и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В Воркуте очень пригодились знания геологии: за новшества, которые он внёс в методику разведки угля, Бонч-Осмоловский был освобождён досрочно. Он не имел права проживания в крупных городах, однако нашёл в себе силы и возможности заниматься любимой наукой: организовал у себя дома антропологическую лабораторию, с 1936 по 1941 год работал с Институтом антропологии МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». В 1940 году учёному была присвоена докторская степень без защиты диссертации, год спустя - снята судимость. Бонч-Осмоловский возвращается в Ленинград, работает старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР, преподаёт в Ленинградском госуниверситете. Однако в жизненные планы вмешалась Великая Отечественная война. Бонч-Осмоловский эвакуируется в Казань, работает преподавателем Казанского госуниверситета, но обострение туберкулёза приводит его к смерти.

Людям XXI века трудно представить условия, в которых жили наши очень далёкие предки. Следы, оставленные людьми каменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно увидеть в музеях (кстати, диорама «Стоянка первобытного человека в пещере Киик-коба» украшает экспозицию Национального научно-природоведческого музея Академии Наук Украины в Киеве) даёт богатую пищу для размышлений.

Философский спор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», заданный названием картины Поля Гогена, выходит далеко за пределы сводов Киик-кобы. История этого замечательного памятника убедительно свидетельствует, что человек способен оставаться самим собой в самых экстремальных условиях существования - и в эпоху Великого оледенения древнекаменного века, и в зоне вечной мерзлоты Воркутинских лагерей.

Вячеслав Хачатурян.
На фото:
1. Под нами - Киик-коба.
2. Такой вид открывался
первым обитателям пещеры. ОЗАРЕНИЕ
И всё-таки огонь...
Будь трижды славен
тот полузверь,
тот полубог,
кто палку трением зажёг
и гончарам очаг оставил.
В колодце смутного сознанья
родился первый светлый блик.
О, как велик был
этот миг,
когда огонь,
огонь! — возник
под пятернёю древнего созданья.
Тот низкий волосатый лоб
был, может, выше лба Сократа.
...И ниц упал питекантроп.
И богом стал в глазах собрата.
Валерий Кузнечиков

Бонч-Осмоловский и Крым

Потомственный дворянин Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890 - 1943) родился под Минском. В 1910-1912 годах Бонч-Осмоловский принимает участие в этнографических экспедициях Русского музея на Кавказе. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком.

В 1920 году, после установления в Крыму Советской власти, Бонч-Осмоловский был назначен председателем Крымского комитета по делам музеев, занимался национализацией и описью предметов искусства, брошенных в период гражданской войны, в частности, сберег богатейшую библиотеку Крымского горного клуба. В 1921 году Бонч-Осмоловский вернулся в Петроград, чтобы заняться археологией. Но с Крымом связь учёный не прерывал, приезжал каждое лето - участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал коллекции для Русского музея и для Центрального музея Тавриды.

Во многих уголках Крымского полуострова когда-то были идеальные условия для пребывания на этих землях первобытного человека. Одно из таких мест находится на юге от поселка Зуя, в долине одноименной реки. Эта пещера-грот известна далеко за пределами Крыма. Площадь стоянки неандертальцев Киик-Коба составляет почти 50 квадратных метров, а самой ценной находкой археологов считаются останки приблизительно годовалого ребенка и пожилой женщины. Расположение пещеры на определенной возвышенности позволяет наблюдать с этой точки яркий живописный пейзаж.

Историческая значимость древнего поселения

Древнепалеолитическая стоянка Киик-Коба считается научным объектом мирового значения. На многих современных фотографиях пещера похожа на скальный навес узкой вертикальной формы. Открыли ее в 1924 году, причем под ее сводами было найдено множество предметов, представляющих историческую ценность:

    костные останки животных;

    почти 500 единиц кремневых орудий труда;

    обширные пласты древесного угля.

На территории пещеры сохранились следы кострищ - нескольких очагов, в которых постоянно поддерживался огонь. Обнаруженный культурный слой составляет более двух метров. Это позволило сделать выводы, что обитать в пещере люди могли вплоть до нашей эры. Захоронение в специальной погребальной яме женщины и ребенка свидетельствует о том, что интеллект обитателей стоянки был достаточно развит. Об этом же говорят и доказательства проведения похоронного ритуала.

Среди множества останков диких животных были найдены кости обитавших здесь в те времена пещерных гиен, диких лошадей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, большерогого оленя, джигетая - дикого осла. По многим признакам, включая найденные орудия охоты, было ясно, что неандертальцы освоили охоту на мелкую и крупную дичь.

Как добраться до древнепалеолитической стоянки в гроте Киик-Коба

Посещение пещеры возможно с детьми, желательно с четырехлетнего возраста.

При поездке на автобусе нужно будет от Симферополя доехать до села Курортное или Опушки.

Многие отдыхающие изъявляют желание воспользоваться услугами турагенств. В организованной экскурсии опытный гид проведет по всем значимым местам, а также расскажет много интересных фактов. Кроме того, стоит посетить историко-археологический музей в Симферополе, где представлены найденные в Киик-Коба экспонаты.