Где покататься на лыжах летом. Про ледниковое катание

Горнолыжный сезон в северном полушарии давным-давно закончился, но есть несколько ледниковых зон катания, которые или остаются открытыми круглый год, или работают какое-то время в летние месяцы. Вот о них то мы и расскажем.

Всего в обзоре участвуют 10 европейских и российских курортов.

Устали от жары? Тогда айда с нами на дно! Мы готовы к погружению в мир древних ледников на глубины лишь немногим меньше четырех километров. В нашем перископе уже видны вечные льды на вершинах гор. К погружению приготовиться!

Информация о ледниках — завораживает. Очень рекомендуем почерпнуть хотя бы базовые преставления о ледниках в википедии . Если и на вас это произведет неизгладимое впечатление (как на меня), то в поисковиках можно продолжить изучение этого природного чуда — там полно информации.

Ледники — природное чудо!

Чего стоит хотя бы южноамериканский ледник Perito Moreno. Его движение (скорость около 2 метров в день) видно невооруженным глазом. Смотрите видео и попробуйте сохранить самообладание (думаю, ничего не выйдет):

Но вернемся к лыжам.

Ледники (горные) расположены высоко над уровнем моря, и даже летом температура ночью держится ниже нуля. Так что утром вас будут ждать подмороженные трассы. Но к обеду снег намокнет и потяжелеет, кататься станет труднее, так что лучшее время для получения удовольствия — ранее утро.

Практически все регионы катания на ледниках небольшие – максимум 20 км трасс – в основном красных и синих. О катании вне трасс лучше забыть: снегопады редки, так что поймать свежий снег маловероятно, вдобавок под ним могут скрываться трещины.

Жаркое катание в Австрии

В Австрии больше ледниковых зон катания, открытых летом, чем в любой другой стране. Однако круглый год можно резвиться только на ледниках Хинтертукс (неподалеку от любимого многими Майерхофена) и Дахштайн-Дахштайн Глетчер , которые предоставляют менее разнообразные возможности для катания, здесь всего четыре километра трасс. Из других ледниковых зон в конце июня открыты для катания трассы ледника Мёлльталль.

Где покататься летом — ледник Хинтертукс (Австрия)

Как добраться

Проще всего – на автомобиле. На общественном транспорте просто добраться только из Инсбрука до Хинтертукса, дорога до других курортов потребует много времени, придется довольно долго ждать при пересадках.

  • Хинтертукс – расстояние от аэропорта Инсбрука – 87 км; Мюнхена – 200 км.
  • Дахштайн Глетчер — от аэропорта Зальцбурга – 100 км; Инсбрука – 212 км.
  • Мёлльталль — от аэропорта Зальцбурга – 180 км; Инсбрука – 300 км.

  • Хинтертукс – 42,5 Евро
  • Дахштайн Глетчер – 43 Евро
  • Мёлльталль – 45 Евро

Лето. Лыжи. Борды. Франция

Во Франции две ледниковые зоны катания — на курортах Ле дез Альпс и Тинь . Традиционно Тинь открыт летом для катания на лыжах около двух месяцев – в июле и августе, а в Ле дез Альпс в этом году летний сезон завершается 7 августа, поторопитесь! Не, думаю уже не успеете, но имейте в виду в следующем сезоне.

Видео: летнее катание на курорте Ле дез Альпс:

Как добраться

  • Ле дез Альпс — расстояние от аэропорта Гренобля – 68 км; Турина (Италия) – 220 км.
  • Тинь — расстояние от аэропорта Гренобля – 165 км; Женевы – 170 км.

Сколько стоит ски-пасс на день

  • Ле дез Альпс – 40 Евро
  • Тинь – 37 Евро

Италия летняя горнолыжная

В этом году работает только одна ледниковая зона катания – Червиния. Катание там продолжится до начала сентября. Здесь есть одна особенность: вы можете перейти на лыжах границу Италия-Швейцария и продолжить катание в Церматте (о нем речь ниже), возможности для катания летом в объединенной зоне весьма внушительны.

Как добраться

  • Расстояние от аэропорта Турина – 118 км; Милана – 160 км.

Сколько стоит ски-пасс на день

  • Червиния — 32,5 евро, Червиния+Церматт – 44,5 евро.

Летом на лыжах в Швейцарии

Подъемники на леднике Маттерхорн над Церматтом работают круглый год, они обслуживают 20 км трасс. Соседний курорт Саас-Фее тоже предоставляет отличные возможности для летнего катания. Заранее уточните время начала работы подъемников: оно может зависеть от прогноза погоды.

Видео летнего катания в Церматте:

Как добраться

Находясь в Швейцарии, используйте систему общественного транспорта. Это действительно удобно, вдобавок Саас-Фе и Церматт это курорты, где запрещено движение автомобилей. Расстояние от аэропорта Берна до

  • Церматта и Саас-Фе – около 130 км, время в пути на общественном транспорте 2 часа 10 минут;
  • Цюриха – 215 км (3 часа 10 минут);
  • Женевы – 231 км (3 часа)

Сколько стоит ски-пасс на день

  • Церматт – 79 шв.фр., Церматт+Червиния – 92 шв.фр.
  • Саас-Фе – 72 шв.фр

Узнать текущий курс швейцарского франка можно . Курс на момент написания статьи — 68 руб.

Летнее горнолыжное катание в Норвегии

В этой стране три ледниковых лыжных зоны катания, это ледники Фолгефонна , Стрине и Галдхоппиген . На склонах всех трех регионов вы можете успеть покататься до конца лета, но учтите: в каждой зоне вас ждет только один буксировочный подъемник, хотя и довольно длинный.

Как добраться и сколько стоит

М-м-м… Вы же не собираетесь лететь в Норвегию специально для того, чтобы летом покататься на горных лыжах при помощи одного буксировочного подъемника?

Летнее катание на Эльбрусе

Погонять на лыжах и сноуборде летом можно не только в Европе. У нас же есть Эльбрус ! И виза не нужна.

Благодаря открытию третьей очереди современного подъемника, теперь катание здесь возможно круглый год. Кстати: именно новый подъемник вознесет вас на высоту 3847 м (станция Гара-Баши). Это выше, чем в Церматте!

    Большие высоты. Зоны катания на ледниках расположены на высотах от 2500 м н.у.м. и выше. Поэтому, если вы выезжаете в горы всего 1–2 раза в год, вам может понадобиться пара дней на акклиматизацию. Первые проявления горной болезни могут возникать при быстром подъёме или спуске как раз в диапазонах высот между 2500 и 3500 м н.у.м., поэтому при плохом самочувствии необходимо сокращать время катания, больше отдыхать и пить сладкий горячий чай. Отсутствие фрирайда. Ледник летом - это редкие снегопады, а значит, кататься предстоит в основном по подготовленным трассам. Метаморфозы снега. Жёсткий утрамбованный ледяной снег на леднике может быстро смениться слякотью под воздействием мощного летнего солнца, так что стоит пожертвовать сном, чтобы насладиться лучшей частью дня. Кроме того, подтаявший днём снег приобретает структуру крупных водянистых кристаллов, которые за ночь смерзаются и образуют к утру ледяную корку. Такой снег способен поцарапать вашу кожу в случае падения. Будьте аккуратны, если решите покататься в футболке. По этой же причине необходимо защитить скользящую поверхность вашего снаряда. Рекомендуем перед первой поездкой посетить мастерскую и обновить защитный слой из парафина, который подбирает мастер в соответствии с теми условиями, о которых вам необходимо ему рассказать. Короткий катальный день. Летом ледники открывают доступ на свою территорию ранним утром и работают неполный день, чтобы сохранить качество снежного покрова и продлить сезон как можно дольше. Есть ледники, которые даже летом работают полный день и закрываются в 3–4 часа пополудни, но если вы не любитель каши из подтаявшего снега, то лучше начинать кататься прямо с открытия курорта часов до двенадцати. Небольшие зоны катания. Ледники имеют довольно ограниченное по площади пространство. Хорошо, если летом там получится подготовить километров 30–40. Так что, если вы привыкли отдыхать на курортах с общей протяжённостью трасс от 100 км и более, этот вариант не для вас. Перепад температур. Перепад температур между утренними и дневными часами на ледниках может составлять более 10 °C, а значит, нужно иметь правильно подобранную экипировку. Если уверены в хорошей погоде, рассмотрите вариант SoftShell-одежды. Она заменит мембрану и флис разом, но при этом куда лучше дышит. Яркое солнце летом в горах особенно злое. Не забудьте взять с собой солнцезащитный крем и хорошие солнцезащитные очки. Маску желательно иметь с поляризацией, солнца больше, отражения от снега и бликов, соответственно, тоже. Хорошая вентиляция у маски также становится важным моментом.

Часто случается так, что зимой на работе аврал, и вырваться на лыжный курорт просто нет никакой возможности. Да и небольшой отпуск не позволяет расходовать его зимой, если есть возможность выехать летом на море. Поэтому, выбирая из двух удовольствий, приходится отказываться от чего-то одного.

Но не стоит поддаваться заблуждению, что лыжи летом недоступны: ведь многие из нас просто не знают, что существует немало мест, где можно покататься на любимых лыжах в весеннее, и даже летнее время!

Где покататься на лыжах летом в России

Курорты Приэльбрусья (Северный Кавказ).
Эти замечательные места включают горы Эльбрус (максимальная высота — 3550 м) и Чегет (3800 м). На склонах Эльбруса оборудовано 6 горнолыжных трасс различной сложности с подъёмниками и освещением, а Чегет вообще имеет самые сложные горнолыжные трассы в России (всего 15 оборудованных спусков). Гостиницы с отличным сервисом — также в наличии.

Абзаково (Уральские горы).
Горнолыжный курорт на живописных склонах Крыкты-Тау, недалеко от г. Магнитогорска имеет 13 замечательных оборудованных горнолыжных трасс с необычным рельефом, резкими поворотами (ухоженными и безопасными). Правда, большинство подъёмников бугельные, только один — кресельный. Зато возможна аренда снегохода.

Трассы в большинстве несложные — идеальный вариант для новичков и не слишком уверенных горнолыжников. Среди трасс есть слаломные и трассы для слалома-гиганта.
Снег на большинстве склонов естественный, но присутствуют системы оснежения искусственным снегом, потому в самое жаркое лето трассы готовы радовать вас.

Аджигардак (Уральские горы, Челябинская область).
Курорт расположен вблизи городка Аша — всего 1,5 км. Аджигардак — это один из самых комфортных по температуре курортов для катания: здесь редко когда опускается температура ниже -18 градусов, а обычно — около -10, что идеально для хорошего снега без наста, налипания и ледяной корки.
На Аджигардаке расположено 9 трасс разного направления: как для новичков, так и для «профи». В зоне отдыха расположен сноупарк, учебные трамплины и трасса для беговых лыж, но подъёмники только бугельного типа, что не слишком удобно.

Шерегеш (Западная Сибирь).
Зелёная гора имеет максимальную точку высоты всего 1270 м, но с неё открывается великолепный вид, а сам климат поистине уникален: вершины белые до самого мая, и, когда температура в мае поднимается до +25 градусов, склоны гор всё еще покрыты снегом и являются настоящим раем для сноубордистов и лыжников. Именно здесь можно загорать на снегу: обычно это взаимноисключающие понятия.
В Шеренгаше оборудовано 6 длинных разноуровневых трасс с неожиданными поворотами и естественными трамплинами.
Обслуживание на хорошем уровне, сосны делают воздух наполненным кислородом, да и цены не «кусаются»: чем не прекрасное место для отдыха?

Красная Поляна (Сочи).
Этот курорт можно назвать самым главным горнолыжным курортом страны потому, что именно здесь проводились Олимпийские Игры. Красная Поляна объединяет в себе несколько обособленных, не зависящих друг от друга курортов: Роза Хутор, Альпика Сервис, Горная Карусель и Газпром.
Инфраструктура каждого курорта великолепно развита (Олимпиада оказала своё влияние): подъёмники, гостиницы, разноуровневые оборудованные трассы — всё на высоте. Самые ложные трассы — на самой вершине горного хребта, с естественными неровностями рельефа и природными трамплинами. Олимпийские спуски высокой сложности находятся на курорте Роза Хутор: по ним также можно спуститься. Есть и трассы для новичков, и их тоже немало.
Минусами Красной Поляны являются цены: курорты Сочи — одни из самых дорогих в России.

Домбай (Кавказские горы, Республика Карачаево-Черкессия).
Курортный сезон с хорошим снегом здесь заканчивается в апреле, а систем искусственного оснежения здесь нет, потому летнего катания не получится, а вот весеннее — на высоте. Перед поездкой стоит изучить отзывы только откатавшихся и прогноз погоды, так как климат здесь довольно нестабильный, и бывают облысения склонов.
Гора Мусса-Ачитара (максимальная высота — 3200 м) оборудована множеством трасс, большая часть которых подходит для детей, новичков и спокойного катания (трассы со стороны юго-западных склонов). Нижние трассы — более сложные и извилистые, а на некоторые вершины можно добраться только на вертолёте. Здесь непросто будет даже профессионалам: Мусса-Ачитара предлагает весь набор естественных перепадов и препятствий.

Отдыхайте вместе с Professionalsport! В интернет-магазине представлена экипировка от известных спортивных производителей ,

Чили, Валье Невадо

Курорт находится в самом центре Анд. Многие приезжают семьями именно сюда — в Валье Невадо есть спуски специально для детей, где малыши могут учиться кататься и оттачивать свое мастерство. Кроме этого, работает «Международная школа Лыжного спорта», обучают в ней профессиональные инструкторы, которые могут свободно общаться как минимум на двух иностранных языках. Есть даже отдельная школа для детей, куда принимают малышей от 4-х до 7-ми лет.

Приезжать сюда не несколько дней не советуют. Лучше — на пару недель. Основное катание проходит на высоте более 3000 метров над уровнем море и велика вероятность появления так называемой высотной болезни. Поэтому, чтобы организм привык к таким климатическим условиям, может понадобиться время.

Впрочем, только катанием отдых на курорте не ограничивается. Здесь хватает и других развлечений. Например, весело провести время можно в ночном клубе или баре.

Сезон: июнь-сентябрь;

Верхняя точка: 3670 метров;

Перепад высот: 810 метров;

Как добраться: ближайший аэропорт Сантьяго (60 километров);

Виза: не требуется.

Австралия, Фолс Крик

Бывалые туристы называют это место прекрасным для семейного отдыха. А все потому, что гостям здесь предлагают самые разные развлечение. Например, есть уютные ресторанчики, из которых доносится живая музыка, проводятся кинофестивали и разного рода соревнования. И, конечно, здесь можно покататься. Правда, опытных лыжников трассы вряд ли удивят. Но завсегдатаи этого места уверяют, что можно нанять опытного гида, который проводит до совершенно невероятных склонов. Но доверять стоит только тем, кто знает местные горы, как свои пять пальцев. Сами понимаете почему.

Сезон: июнь-октябрь;

Верхняя точка: 1780 метров;

Перепад высот: 380 метров;

Как добраться: ближайший аэропорт — Мельбурн (374 километра);

Виза: нужна.

Аргентина, Лас Леньяс

Один из самых крупнейших курортом Аргентины. Особенностью этого места считается то, что кататься здесь могут как новички, так и покорители склонов со стажем (для первых здесь предусмотрены уроки). Есть даже специально разработанные скоростные спуски для любителей экстрима. Кстати, в Лас Леньяс непременно попросят подписать документ, который подтверждает, что вы понимаете: кататься за пределами проложенных трасс опасно. И буду пристально следить, чтобы вы свое слово сдержали.

Сезон: июнь — сентябрь;

Верхняя точка: 3430 метров;

Перепад высот: 1190 метров;

Как добраться: ближайший аэропорт Маларгуэ (70 километров от Лас Леньяс)

Виза: не требуется.

Италия, Пассо Стельвио

Об этом курорте говорят: кататься здесь одинаково приятно, как зимой, так и летом. Снег, белый, искрящийся снег — круглый год. Сюда стремятся как новички (здесь работает одна из лучших горнолыжных школ Европы), так и профессионалы. Кстати, помимо живописных склонов в Пассо Стельвио немало и троп для пеших прогулок, ведущих в нетронутые человеком уголки природы.

Сезон: май — ноябрь;

Верхняя точка: 3450 метров;

Перепад высот: 690 метров;

Как добраться: ближайший аэропорт — Верона (120 километров), Милан (132 километра);

Виза: нужна.

Новая Зеландия, Уакапапа

Курорт находится на северном склоне вулкана Руапеху. Сюда ежегодно приезжают покататься тысячи любителей снежных склонов. К тому же, сам же курорт является одним из самых крупных в стране и оснащен всем необходимым для того, чтобы принимать горнолыжников на международном уровне.

Особого внимания заслуживает, конечно, сам вулкан. Последнее его извержение зафиксировано в сентябре 2007 года. Но даже этот факт не отпугивает туристов. Ведь на заснеженной вершине, в кратере Руапеху, находится незамерзающее озеро, которое образовалось во время одного из извержений вулкана. Вода в нем время от времени нагревается до 20, а то и 30 градусов по Цельсию. Добраться сюда можно, поднявшись на подъемнике, а после — совершив небольшую пешую прогулку. После этого на лыжах можно скатиться прямо в жерло вулкана.

Сезон: июнь-октябрь;

Верхняя точка: 2300 метров;

Перепад высот: 675 метров;

Как добраться: ближайшие аэропорты Пальмстон (222 километров), Гамильтон (190 километров), Окленд (335 километров), Веллингтон (348 километров);

В основе сложной конструкции GrasSki лежит настоящая гибкая лыжа


По своим масштабам травяные соревнования FIS значительно меньше снежной программы. Но «младший зеленый брат», несмотря на все трудности, продолжает существовать. В Италии, Чехии, Австрии, Швейцарии и Японии есть по 6−8 трасс, где проходят этапы Кубка мира. В Германии, Франции, Китае и Иране есть по крайней мере по одной трассе. Чтобы побеждать на соревнованиях, необходимо быть не только сильным атлетом, но и грамотным механиком

Горнолыжники, мечтающие «перенести зиму в лето», неоднократно делали попытки создания соответствующих спортивных снарядов. Эволюция началась с простых платформ с одним рядом широких роликов и постепенно пришла к современному состоянию, когда в 1963 году, задолго до того, как глобальное потепление стало широко рекламироваться в прессе, немец Джозеф Кайзер изобрел гусеничную лыжу. А всего через 16 лет прошли первые международные соревнования на Кубок мира.

Гусеничная лыжа

Травяные лыжи, как и трактора, делятся на колесные и гусеничные, но если в тракторном мире колеса быстрее гусениц, то в горных лыжах все наоборот. Колесные лыжи считаются более универсальными и менее капризными в управлении. На колесах можно без труда проехать по глине и по камням. В наши дни колесные лыжи — исчезающий вид, их заменили вездеходные роликовые коньки с надувными колесами большого диаметра. Гусеничные лыжи, рассчитанные на хорошо подготовленные травяные склоны, обеспечивают высокую скорость и точность управления, поэтому им нет альтернативы в большом спорте.

В основе современной гусеничной лыжи лежит рельс — металлический профиль с сечением в форме буквы «З», замкнутый в кольцо. По рельсу катится гусеница, которая состоит из тележек, закрепленных на ленте из капроновой ткани. Отверстия для крепления тележек прожигаются в ленте лазером. Тележка охватывает рельс своими роликами сверху и снизу и катится по нему, как поезд на «американских горках». У рельса есть «секретный» паз, который позволяет вставлять и вынимать тележки. Поверх капроновой ленты на тележку накладывают пластину-грунтозацеп, которая обеспечивает сцепление с грунтом и отвечает за управляемость. Грунтозацеп по краям имеет ребра с насечкой, которые работают так же, как стальные канты у снежной лыжи.

К внутренней стороне рельса прикреплена профилированная основа из дерева. Она определяет жесткость лыжи на изгиб, радиус поворота и отчасти скорость движения, а также служит основанием для крепления. Фактически это и есть настоящая деревянная лыжа, которая пишет дугу под давлением ботинка и заставляет grasski вести себя столь знакомым для горнолыжника образом.

Травяные лыжи, конечно, по длине не дотягивают до настоящих снежных. Однако они постепенно становятся все длиннее и уже доросли до метра. Международная федерация лыжных видов спорта FIS отменила все ограничения на длину лыж для соревнований. Ростовка современных травяных лыж колеблется от 65 см до 100 см, примерный радиус поворота — от 8 м до 25 м, а количество тележек — от 15 до 23. Чем меньше длина и, соответственно, радиус поворота лыжи, тем легче учиться кататься и тем меньшую скорость можно развить. Чем больше тележек, тем плавнее ход, но больше вес. Современные материалы позволяют снизить вес лыжи, увеличить скорость и добиться от нее необходимого характера поведения. Спортсмены-гонщики используют титановые платформы, закаленные рельсы и оси, точеные колеса, углепластиковые щитки, индивидуально спрофилированные деревянные платформы.

Только вперед

Одни люди считают, что катание на травяных лыжах не сильно отличается от катания на снежных и водных лыжах, а другие утверждают, что при ближайшем рассмотрении у них много отличий. Например, скольжение возможно только вперед и совсем невозможно вбок. Поэтому, чтобы не сорваться в повороте, нужно управлять лыжей очень осторожно и точно, особенно в боковом направлении. Приходится выполнять то, что горнолыжники называют «чистый резаный поворот». На травяных лыжах сложно тормозить, потому что соскальзывать невозможно, а дисковых тормозов для них пока не сделали. Поэтому сбрасывать скорость приходится, заезжая вверх по склону.

В самом начале обучения при катании на малой скорости травяные лыжи кажутся похожими на роликовые коньки. Но потом, по мере роста опыта и возрастания скорости, гусеницы все больше напоминают снежные лыжи. Опытные лыжники разгоняются на травяных лыжах до таких же скоростей, как и на снежных. Спортивные техники катания на зимних и летних лыжах настолько похожи, что позволяют гонщикам тренироваться круглый год. Один из ведущих травяных гонщиков Мартин Степанек отмечает, что, катаясь только по траве и совершенно не тренируясь на снегу, он достойно выступает на снежных соревнованиях и даже зарабатывает очки FIS. Кроме того, за 30 лет своего существования grasski стали популярны не только среди снежных горнолыжников. Появилась группа людей, которые фанатично любят травяные лыжи в чистом виде и считают их абсолютно самостоятельным видом спорта.

Куда податься

К сожалению, на сегодняшний день приобрести чудо-снаряд в России невозможно, лыжи можно заказать только за рубежом. Профессиональные спортсмены катаются в основном на лыжах двух конкурирующих австрийских фирм, основанных бывшими траволыжниками: Speedy Jack (принадлежит гонщику Кристиану Балеку) и DLWH (компания Клауса Спинка). Цена гусеничных лыж с креплениями колеблется от Є300 до Є600. Спортсмену требуется более десяти пар лыж в сезон. Большинству любителей приходится менять или ремонтировать лыжи как минимум один раз за лето, поэтому grasski желательно сразу заказывать с ремкомплектом.

Искать ровные травянистые склоны без камней и кустов, скорее всего, тоже придется за границей. Передовыми странами можно считать Австрию, Чехию и Японию. Только в Европе насчитывается более 40 курортов травяной ориентации. Травяные лыжи популярны в Андорре, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польше, Франции. Летнее катание организуется даже на больших альпийских курортах, таких как Валь д’Изер, Сьер-Шевалье, Ле Дэз Альп.

Приблизительно столько же курортов существует во всех остальных странах мира, в основном в Японии и на Тайване. Почти все горные районы Тайваня хорошо подходят для травяных лыж, поэтому там создано более 20 курортов. В местных горах снега не бывает, зато трава — вечно зеленая и даже никогда не подмерзает. Кроме этого в Тайване выпускают свои собственные травяные лыжи. Во Вьетнаме, где местные жители не имеют представления о снеге, недавно построили первую и пока единственную частную базу отдыха с гостиницей, склоном и лыжным подъемником.

Возможность покататься на grasski в Москве — большая редкость. Склон «Северное Бутово» используется горнолыжной школой для тренировок спортсменов, а не для катания всех желающих. Подмосковные горнолыжные парки летом предпочитают отдыхать. А кататься на травяных лыжах с ближайшего холма без подъемника — удовольствие сомнительное. И все же мы советуем всем увлеченным горнолыжникам присмотреться к grasski повнимательнее. Возможно, именно травяные лыжи станут спортом будущего, когда в результате глобального потепления снега не останется даже зимой. А пока что grasski могут помочь лыжнику поддерживать себя в хорошей форме в межсезонье, улучшить технику катания и с удовольствием перезимовать лето.