Как правильно читать цифры на осадке судна. Посадка судна и определение его осадки по маркам углубления

Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта – это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет

постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.

Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания.

Соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт. Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

Применяются следующие грузовые марки:

летняя грузовая марка – Л (S);

зимняя грузовая марка – З (W);

зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);

тропическая грузовая марка – T (T);

грузовая марка для пресной воды – П (F);

тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).

Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС.

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.

Предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте.

Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстояние между основаниями цифр 20 см) и определяют расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля. До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифрами, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см).

Грузовая шкала представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна. Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской – 1,025 т/м 3 , пресной – 1,000 т/м 3 .

Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие величины (например, водоизмещение).

Посадкой наз. положение судна относительно спокойной поверхности воды. В общем случае посадка судна определяется параметрами, фиксирующими положение судна относительно поверхности воды или положение ватерлинии относительно судна.

Рис.5 Посадка судна.

Если диаметральная плоскость наклонена на некоторый угол к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол θ, который наз. углом крена (Рис.5 а); если плоскость мидель – шпангоута наклонена на некоторый угол по отношению к вертикальной плоскости, то таким параметром будет угол ψ, называемый углом дифферента (Рис.5 б).

Посадку судна в общем случае определяют три параметра:

D – средняя осадка (осадка на миделе), м;

D f – дифферент (разность осадок носом и кормой D f = d н – d к), м;

-θ – угол крена – (наклонение судна в плоскости мидель – шпангоута), град.;

Угол дифферента связан с дифферентом D f:

tg ψ = (d н – d к) /L = D f /L

При принятой системе координат положительным считается дифферент на нос (ψ > 0), а угол крена на правый борт (θ> 0) .

Возможны следующие случаи посадки:

А . Судно плавает прямо и прямо на ровный киль (θ = 0, ψ = 0). В этом случае посадка характеризуется только одним параметром – средней осадкой d .

Б. Судно плавает прямо, но с дифферентом (θ = 0, ψ ≠ 0). В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами в одном из следующих сочетаний:

Средней осадкой d и углом дифферента ψ ;

Средней осадкой d и дифферентом D f ;

Осадками носом d н и кормой d к , измеряемые соответственно на носовом и кормовом перпендикулярах.

Названные выше параметры связаны между собой следующими зависимостями:ψ ○ = 57 0 ,3(d н – d к / L) ; d = (d н + d к) /2

В. Судно плавает на ровный киль, но с креном (ψ = 0, θ ≠ 0) . В этом случае посадка характеризуется двумя параметрами – средней осадкой d и углом крена θ .

Г. Общий случай посадки(судно плавает с креном и дифферентом). Посадка характеризуется тремя параметрами в одном из следующих сочетаний:


d , ψ иθ ; d н, d к иθ ; d , D f иθ.


Для контроля за осадкой судна при изменении его нагрузки, а также для определения его дифферента используют марки углубления . Марки углубления наносят на обоих бортах судна в носу и на корме, а также в районе мидель – шпангоута. Высота цифр, измеренная по нормам к ОП, равна 1дм (100 мм), расстояние между ними также 10 см, или соответственно 50 мм и 50 мм; при нанесении марок углублений в футах высота цифр и интервал между ними принимают равными 0,5 футам (6 дюймам). Метрические марки наносятся арабскими цифрами, футовые – римскими (Рис.6)

Рис. 6 Марки углублений (осадок).

По маркам углубления замеряют габаритную осадку т. к. нижняя кромка каждой цифры показывает расстояние по вертикали до нижней кромки горизонтального киля. Кроме того, марки углубления не обязательно располагают на носовом и кормовом перпендикулярах судна.

Судовая документация, служащая для оценки мореходных качеств судна рассчитывается и строится для осадок, отсчитываемых на перпендикулярах от ОП судна. Поэтому для их получения необходимо значения осадок снятые с марок углублений исправить с помощью специальной шкалы (Рис. 7).

При отсутствии указанной шкалы осадки на перпендикулярах определяются по формулам:

d н = d нм ± δ нм + (L/2 - ℓ 1) ψ ;d к = d км ± δ км - (L/2 - ℓ 2) ψ , где: δ нм иδ км – отстояние от основной плоскости нижней кромки киля в плоскостях носовых и кормовых марок углубления (знак «+», когда кромка проходит ниже ОП, знак « - » - выше ОП), ℓ 1 и ℓ 2 – отстояние носовых и кормовых марок углубления от плоскости мидель – шпангоута.

На некоторых судах для определения осадок устанавливаются осадкомеры, показания от которых автоматически передаются на мостик.

Рис. 7 Шкала, связывающая осадки на перпендикулярах с осадками на марках углубления т/х «А. Сафонцев».

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие параметры определяют посадку судна?

2. Какие случаи посадки характерные для судов?

3. Для чего, где и как наносятся марки углубления?

4. Имеется ли разница между осадками снятыми по маркам углубления и осадок рассчитываемых в судовой документации и в чем она заключается?

Именно так английские моряки называют грузовую марку, которая на основании правил международной конвенции наносится на борта каждого спущенного на воду торгового судна, если его тоннаж превышает сто пятьдесят регистровых тонн. Такое название вполне можно считать оправданным, если вспомнить, что впервые узаконить ее предложил их соотечественник - Самуэль Плимсоль. Его идея, предотвратившая гибель сотен тысяч человеческих жизней на море, была проста и конкретна - кисть и ведро с краской положили конец перегрузке судов, которая практиковалась судовладельцами на протяжении многих столетий. Получилось, что этот англичанин, пивовар из города Дерби, человек, не имевший фактически никакого отношения к судоходству, оставил о себе морякам добрую память на борту каждого торгового судна.
История учреждения грузовой марки-одна из самых драматических страниц в истории торгового мореплавания. Здесь мы покажем, что собой представляет грузовая марка и как ее нужно
изображать на бортах модели торгового судна.
Судейские протоколы соревнований по судомодельному спорту свидетельствуют, что многие моделисты потеряли на стенде немало очков лишь из-за того, что забыли нанести на свои модели грузовую марку и марки углубления или нанесли их неправильно.
Что же собой представляет «диск Плимсоля» и чем он отличается от марок углубления?

Рис. 1. Грузовая марка для сухогрузов и танкеров.


Рис. 2. Грузовая марка для судов, перевозящих лес.

Посмотрите внимательно на рисунок. Это круг и фигура, напоминающие гребенку. Через центр круга проведена горизонтальная линия, продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой Л (летняя марка). Это так называемая основная марка. При плавании зимой суда часто встречают штормовую погоду, Для безопасного плавания и успешной борьбы со штормом судно не должно быть перегружено, и, следовательно, зимой нужно брать меньше груза, чем летом, и иметь меньшую осадку и больший надводный борт, то есть больший запас плавучести. Это учтено на грузовой марке под основной буквой 3 (зимняя марка). Но зимой не все районы океанов одинаково опасны для груженого судна.
Наиболее «негостеприимна» северная часть Атлантического океана, и поэтому при плавании здесь судно должно быть наиболее облегчено. Допустимая осадка для такого плавания отмечена линией ЗСА (зимняя марка для Северной Атлантики).
Несколько линий «гребенки» нанесены над основной - летней, маркой. Это говорит о том, что судно может иметь и большую осадку, чем летом. Когда же это бывает? При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу. Нет опасности обледенения, что увеличивает осадку судна, менее вероятна встреча со штормом. Судно здесь может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Это и отмечено линией Т (тропическая марка). Осадка судна зависит от плотности воды. Чем больше плотность воды, тем больше се выталкивающая сила; когда судно из моря входит в реку, его осадка увеличивается. Следовательно, в реке можно чуть «притопить» марку. Поэтому на «гребенке» нанесены еще две линии - П (пресная марка) и ТП (тропическая пресная марка).
Для каждого судна грузовую марку размечают по международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира. Поэтому форма грузовой марки везде одинакова. Единственное отличие - в буквах. На грузовых марках, которые нанесены на бортах наших торговых судов, стоят буквы Р и С. Они означают, что марку нанесли на борт судна под наблюдением советского классификационного общества - Регистра Союза ССР.
Грузовые марки иностранных торговых судов обозначены буквами английского алфавита (см. рисунки). Буквы у Круга соответствуют тому или иному названию классификационного общества. Например L и R обозначают «Регистр Ллойда», А и В - «Американское бюро судоходства» и т. д.
На судах, которые перевозят лес, а также то груз, то пассажиров, наносятся дополнительные марки. На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море. В случае перегрузки портовые власти, ответственные за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.
Как правило, грузовая марка напаривается в виде стальных полос на борт судна на мидель-шпангоут с каждого борта и красится в цвет, отличный от цвета надводной части корпуса. Например, если борт черный, то марку красят белой краской; если борт шарового цвета, то марку красят зеленым или черным цветом. Толщина линии грузовой марки одинакова: она равна 25 мм. Диаметр круга и длина линий «гребенки» указаны на чертеже. Марки для пассажирских и парусных судов имеют упрощенный рисунок. На лесовозах на грузовой марке в сторону кормы от круга делается дополнительный рисунок с прибавлением ко всем буквенным наименованиям буквы Л (L)-лесной надводный борт.
Марки углубления, или, как их еще называют, «марки осадки», наносятся на обоих бортах кораблей у штевней и на больших судах на обоих бортах у миделя. Обычно с одного борта марки углубления делаются в метрической системе, а с другого - в футах. В первом случае высота цифр и расстояние между ними равняются I дм и цифры наносятся через 1 дм. При этом указывается каждый метр осадки. Если же марка углубления дается в футах, то высота цифр и расстояние между ними берутся 0,5 фута. Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.

Рис. 3. Грузовая марка для пассажирских судов.

Рис. 4. Грузовая марка для парусных судов.

Рис. 5. Грузовая марка для судов, плавающих по Великим озерам (США).


Рис. 6. Марка углубления, или отметка штевней:
а) шкала в футах; б) шкала в дециметрах.

Цвет меди, в зависимости от состава сплава менявшийся от красноватого до желтоватого, напоминал цвет только что отчеканенных старинных медных монет. В море под воздействием соленой воды обшивка ярко блестела, а в порту или в сухом доке, высохнув, она приобретала зеленоватый оттенок, напоминавший цвет медного купола какого-либо здания.

Историческая справка

Жадность судовладельца, стремившегося как можно глубже загрузить свое судно, на протяжении многих веков являлась одной из основных причин гибели торговых судов. С самых далеких времен моряки сознавали значение надводного борта и опасность перегрузки. До нас дошли некоторые сведения о том, что уже древние мореплаватели ограничивали осадку своих судов.
На поднятом французами около Туниса старинном судне сохранился документ примерно двухтысячелетней давности, соответствующий современному договору на фрахтование. В документе приведены клятвы шкипера: "Зевсом и всеми богами Олимпа хранить условия договора перевозки свято и нерушимо и не принимать добавочного груза на свое судно». В собрании венецианских морских правил за 1255 год упоминаются древнейшие грузовые марки-кресты, нарисованные или выжженные на бортах корабля. Марок было две, для новых и старых, сверх пятилетнего возраста судов. Перегруз карался штрафом. Впоследствии в Венеции даже учредили должность скрибануса - портового надзирателя за погрузкой судов. А законы ганзейского города Висби осмотр судна вменяли в обязанность самому сенату.
По сравнению со средневековыми купцами судовладельцы «владычицы морей" Британии выглядели просто варварами. В начале XIX века английский торговый флот составлял почти половину мирового. Аварийность в нем была катастрофической. Она неуклонно росла, и член торговой палаты города Нью-касла Джеймс Холл с горечью констатировал в «Таймсе»: «Можно утверждать, что число погибших судов в Англии за 1867 год составило не менее 2090, или около 6 судов в день». В другой статье он писал, что в результате сильного увеличении аварийности в торговом флоте Англии количество выплат страховых премий владельцам за двадцать-тридцать лет увеличилось вдвое; если раньше страховщики наживали состояние на торговом флоте, то теперь они терпят убытки".
Сам Холл был крупным судовладельцем и одновременно директором страховой компании. То и дело сталкиваясь с нарушениями правил безопасности мореплавания, он первый обратил внимание английского правительства на злонамеренные перегрузки судов. В 1869 году в палате общин английского парламента обсуждался проект нового "Закона о судоходстве». Присутствовавший при этом Холл предложил наносить на борта грузовую марку, ограничивающую осадку судна. Обращая внимание общественности на недопустимое положение, сложившееся в английском торговом флоте, Холл говорил: «Удивительным является не то, что в море гибнет большое число судов, а то, что это число так мало!»

Увы, это был голос вопиющего в пустыне.
И услышал его только один Самуэль Плимсоль. Как ни странно, он не был ни судовладельцем, ни моряком вообще. Управляющий пивоваренным заводом, а впоследствии торговец углем, Плимсоль нажил немалый кали-тал, в 1868 году добился избрания в парламент от города Дерби. Не будучи особенно разборчивым в средствах, он воспользовался материалом, собранным Холлом, и написал книгу "Наши моряки". Представленная в ней картина тогдашнего судоходства Англии оказалась настолько неприглядной, что правительство назначило королевскую комиссию по немореходным судам. Однако через несколько месяцев работы комиссия заявила, что об универсальных правилах ограничения осадки судов не может быть и речи, а любой закон относительно минимально допустимой высоты надводного борта был бы злонамеренным! Летом 1875 года на парламентских дебатах премьер Англии Дизраэли заявил, что очередной рассматриваемый законопроект о судоходстве должен быть отклонен. Тогда Плимсоль вскочил с места и, обращаясь к своим противникам, крикнул:

Негодяи!

За это его на неделю отстранили от должности. Плимсоль был вынужден публично просить у парламента извинения, но зато стал необычайно популярным, увеличил число своих сторонников в парламенте.
Уже на следующий год был издан закон,
По нему суда обязаны были иметь на бортах грузовую марку в виде круга, центр которого показывал бы предельную осадку... которую определял сам судовладелец. Естественно, что тот стремился «на всякий случай» заявить грузовые марки «с запасом», нередко обрекая судно на верную гибель. За один только 1882 год затонуло 548 английских кораблей и погибло 3118 моряков. Такой поворот дела вызвал многочисленные протесты и волнения. Однако английское правительство, всегда отличавшееся консерватизмом, лишь в 1890 году ввело закон о грузовой марке. Высоту надводного борта стало определять классификационное общество, а обязательный для всех торговых британских кораблей указатель допустимой осадки приобрел свой нынешний вид.
Любопытно, что, несмотря на оригинальность и простоту грузовой марки, обеспечившей ей впоследствии столь долгую жизнь, Плимсоль даже не пытался запатентовать ее. Впрочем, случись такое, вряд ли он получил бы от возненавидевших его судовладельцев хоть пенни. Однако бывший пивовар стал настолько популярен среди моряков, что даже был избран председателем английского профсоюза моряков и кочегаров.
Перед первой мировой войной грузовая марка уже широко применялась в Бельгии, Франции, Германии, Японии, Голландии, Швеции, Португалии. Правда, судовладельцы
все еще пытались ловчить. Особенно дурной славой пользовались Калькутта, Норфолк, порты Вест-Индии и Мексиканского залива. Здесь даже выработались особые приемы, как обмануть бдительность неопытных представителей надзора. Обычно перегруженному судну искусственно предавали крен, чтобы марка поднялась из воды и была видна с причала. Что же касается огромного к тому времени американскою торгового флота, то там мерилом допустимой осадки корабля по-прежнему оставалась совесть судовладельца. Так было, пока не погиб «Вестрис». Этот грузовой пароход в ноябре 1928 года, будучи загружен на 7 дюймов выше грузовой марки, во время шторма в Атлантике потерял остойчивость, опрокинулся на борт и затонул. Весть о трагедии "Вестриса" облетела весь мир и произвела глубокое впечатление на общественность Соединенных Штатов. В 1929 году конгресс США утвердил закон о грузовой марке. А еще через год состоялась конференция в Лондоне, принявшая первую "Международную конвенцию" о «грузовой марке». Ее подписали представители более чем 40 государств, в том числе и нашей страны, к тому времени уже давно внедрившей у себя полезное предложение Плимсоля.

Марки осадки

Марки осадки (марки углубления)

знаки на наружной обшивке в носу, корме и средней части корпуса судна, наносимые на некотором уровне от киля для определения осадки судна. Марки осадки - цифры или буквы с высотой и расстоянием между ними по 100 мм. Величину осадки носом и кормой можно определить, лишь зная расстояние каждой марки осадки от киля (дается в специальной схеме расположения марки осадки)

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Марки осадки" в других словарях:

    - (Draught marks) см. Грузовая марка. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    МАРКИ УГЛУБЛЕНИЯ - вертикальные шкалы, наносимые на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня и ахтерштевня, а у больших судов также мидель шпангоута. Отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см, расположенными на такой же высоте друг от друга и… … Морской энциклопедический справочник

    Величина осадки - величина разности отметок осадочной марки, полученная в разных циклах измерений. Источник …

    Марки углубления, показывающие осадку судна Осадка … Википедия

    партия - 3.3 партия: Рельсы одного типа, одной или нескольких плавок, одного режима термической обработки (для термоупрочненных рельсов), одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт. Источник: ГОСТ Р 51685 2000: Рельсы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Бензин - (Petrol) Бензин это самое распространенное топливо для большинства видов транспорта Подробная информация о составе, получении, хранении и применении бензина Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    величина - 2.26 величина c (c value): Безразмерная величина, которая выражает степень термического контакта между температурными датчиками и средой, температура которой должна быть измерена. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Морской термин, угол отклонения корпуса судна от горизонтального положения в продольном направлении, разница осадок кормы и носа судна. В авиации для обозначения такого же угла, задающего ориентацию летательного аппарата, используется термин… … Википедия

    МДС 13-22.2009: Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных зданий и уникальных зданий и сооружений - Терминология МДС 13 22.2009: Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных зданий и уникальных зданий и сооружений: Абсолютная (полная) осадка суммарная осадка с начала наблюдений, полученная относительно исходной высотной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МДС 13-22.2009: Методика мониторинга технического состояния высотных и других уникальных зданий и сооружений геодезическими методами - Терминология МДС 13 22.2009: Методика мониторинга технического состояния высотных и других уникальных зданий и сооружений геодезическими методами: Абсолютная (полная) осадка суммарная осадка с начала наблюдений, полученная относительно исходной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

3.1. Определение значений осадки носом и осадки кормой:

м.

3.2. Определенные выше значения осадок носом, кормой и средней осадки соответствуют расчетным значениям на перпендикулярах. В случае необходимости проверки правильности расчета после погрузки судна следует снять значения осадок на марках углублений судна – с левого и правого борта (визуально). Полученные значения осадок на марках будут отличаться от расчетных значений осадок на перпендикулярах ввиду следующих факторов:

– расположение марок углублений не совпадает с положением перпендикуляров;

– марки углублений наносятся на корпус судна, при этом повторяя пространственную кривизну формы обводов судна в оконечностях;

– наличие стрелки прогиба от общего изгиба корпуса;

– значительное изменение формы ватерлинии относительно расчетной при наличии дифферента;

– реальное значение плотности забортной воды отличается от принятого значения.

Поэтому значения осадок, снятых с марок углублений, пересчитывают к значениям на перпендикулярах (на основании данных судовой документации), после чего к водоизмещению, определенному по грузовой шкале для средней осадки, вводят поправки, учитывающие все вышеперечисленные факторы:

а) поправка на плотность воды

где ρ ф – фактическая плотность забортной воды, т/м 3 ; ρ – плотность воды по грузовой шкале, т/м 3 ; D – водоизмещение, определенное по грузовой шкале, т;

б) поправка на дифферент

,

где q 0 – число тонн на 1 см осадки, т/см; x f 0 – абсцисса центра площади ватерлинии, м; М диф – момент, дифферентующий на 1 см, тм/см;

в) поправка на обводы корпуса в оконечностях

,

где – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра, м;– отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра, м;

г) поправка на изгиб корпуса

где – стрелка прогиба корпуса, см (для настоящего расчета в учебных целях принимаемсм).

Таким образом, окончательное значение водоизмещения получается суммированием значения, определенного по грузовой шкале, и поправок к нему. Это окончательное значение должно совпадать со значением, рассчитанным при составлении грузового плана судна.

3.3. Пересчет осадок на перпендикулярах к осадкам на марках:

где – угол дифферента судна;а – отстояние носовой марки углублений от носового перпендикуляра; b – отстояние кормовой марки углублений от кормового перпендикуляра; с – отстояние средней марки углублений от плоскости мидельшпангоута.

(м)

3.4. Результаты расчетов посадки судна после погрузки по состоянию на отход:

Осадки на перпендикулярах:

Средняя осадка (на мидельшпангоуте)

Осадка на носовом перпендикуляре