Каменноостровский дворец в рамках проекта открытый город. Каменноостровский дворец Студия хранителей дворца

Марлинский дворец.
Историк и москвовед Романюк С.К. пишет - " Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, именовавшийся также Марлинским. Это название было перенесено сюда из Франции, где в городе Марли находился дворец короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего вероятно после пожара 1812 года. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М. Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII века и до кончины в 1847 году, писал, что в этом дворце жили придворные певчие и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили)... Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устроивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец.
Дом № 5. На улице Коровий брод, справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается Московский государственный технический университет (МГТУ).

История его начинается с 1749 г., когда канцлер А.П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами.

Токке Л. Канцлер Бестужев-Рюмин А.Л.
В 1764 году дворец у Бестужева-Рюмина приобрели в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову . Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 году его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 году Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А.А. Безбородко .
Перестройка дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казаков а, а деревянную церковь, пристроенную к зданию дворца проектировал Василий Баженов . В 1794 году Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников. Многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и больше пышности и более вкусу.
И.Б. Лампи Князь А. А. Безбородко.

Только что построенный и отделанный дворец, Безбородко преподнес Павлу I к его коронации. В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце останавливался Александр I летом 1812 года, во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Всеобщее усердие превзошло ожидания монарха: всякий вырывал друг у друга перо и в несколько минут собрано было до миллиона рублей. Государь видел неподдельные чувства, видел в каждом нового Минина и не мог более быть в зале — слезы блеснули в его глазах, он закрылся платком и вышел в другую комнату.
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
Императорское техническое училище. Фото 1899 - 1902 гг.

Справо на фото видна башенка, о ней в следующем посте.
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди . В пожар 1812 года Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели его сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 году Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - строгость и простота, некоторая тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами.

При доме церковь во имя св. Марии Магдалины, построенная в том же, 1830 году.
Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали , изображавшая единение Науки и Искусства.


С этой скульптурной композицией связан забавный пример. Это своеобразный монумент чинопочитанию. С ведома властей чиновники Ремесленного заведения, которое раньше размещалось в этом здании, возвели бюст своего начальника - князя Долгорукого в сонм божеств, украшающий здание, к ногам Афины Паллады.

Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался не ясен.

Ремесленное училище, основанное в 1830 году, было преобразовано в 1868 году в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930-1943 годах училище называлось Механико-машиностроительным институтом, затем - Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а затем стало Московским Государственным техническим университетом (МГТУ).

Перед зданием университета в беседке установлена скульптура пеликана - символ Бауманки. АвторБурганов А.Н.

Он же автор двух львов, которые установлены перед входом.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: тайны Каменноостровского дворца

Каменностро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.В настоящее время дворец на реставрации.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.


Ю.М. Фельтен.
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.



Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной


Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Vincenzo_Brenna.
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце



Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.


В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому


Stanisław_August_Poniatowski
. Для летнего пребывания низложенного короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.







В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


V.P._Stasov
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.


С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.


Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.


Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.



Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.



Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.


Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.



Оранжерея.




Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж
Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала...


оторые расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Часовенка рядом с церковью - опять таки бывший разводной павильон моста Ушаковского моста.


В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.


Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.
Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.



Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.
Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.
Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…
Фото интерьеров-Rublev11

Каменноостровский дворец, расположенный на стрелке одноимённого острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки, сейчас, благодаря проекту «Открытый город», доступен всем нам. Во время экскурсии у каждого есть возможность не только полюбоваться отреставрированным зданием, его фасадами и интерьерами, но окунуться в загадочное прошлое дворца и его обитателей.

Дворец изначально окружён ореолом тайны. Императрица Екатерина II задумала построить здесь резиденцию для своего сына, будущего императора Павла I, которого она не особенно жаловала, но хотела иметь под присмотром. Каменный остров неплохо подходил для этой цели: сын живёт отдельно, но от Зимнего дворца добраться недолго, так что все шаги своенравного наследника легко можно было держать под контролем. На месте предполагавшегося строительства находился загородный дом канцлера времён Елизаветы Петровны, А.П. Бестужева-Рюмина, но нужен был дворец, соответствующий тогдашним архитектурным веяниям – в духе набиравшего силу классицизма.

Какого архитектора выбрать для строительства? В 1765 году императрица пригласила для этой цели талантливого Василия Ивановича Баженова, недавно вернувшегося из Парижа, где он оттачивал своё мастерство. Вот что пишет в своих «Записках» Семён Андреевич Порошин, воспитатель цесаревича (запись помечена осенью 1765 года): «Смотрели чертежи нововыезжего из чужих краёв нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили», а чуть позже архитектор осматривал мыс и размышлял, «как бы там зачать строение». Однако сочинённая с размахом, по-баженовски, резиденция не соответствовала концепции Екатерины II в отношении наследника. Государыня не стремилась привлекать к нему особого внимания, поэтому тогда строительство так и не началось. Таинственно исчезли Большие чертежи, на которых Баженов представил свои проектные идеи. Однако исследователи высказывают надежду, что эти бумаги терпеливо ждут в какой-нибудь пыльной папке с неустановленными постройками в где-нибудь архиве или музее…

Следующее упоминание о предполагаемом строительстве дворца на Каменном острове оставил в своём письме, отправленном из российской столицы в начале 1776 года, французский дипломат барон Мари Даниель Буррэ де Корберон: «В двух верстах от Петербурга, на Неве, есть очень красивый остров, Каменноостровский. Великий князь, коему он принадлежит, собирается строиться на нём». Дворец строился неспешно, окончательно отделка интерьеров завершилась в 1784 году.

Долго не стихали споры об авторстве построенного здания, высказывалось мнение, что автором мог быть И.Е. Старов, строивший Таврический дворец… И вот осенью 2003 года в Государственный Эрмитаж из Италии прибыл П. Анджелини, который привёз несколько фотокопий с авторских чертежей Джакомо Кваренги, среди которых были два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме. Гость не знал, что это за сооружение, но специалисты Эрмитажа тут же разгадали ребус. Таким образом, понадобилось более двух веков, чтобы загадка авторства Каменноостровского дворца была разгадана, причём это произошло мистически случайным образом. Однако и сейчас высказываются сомнения относительно авторства этого строгого стройного здания...

После дворцового переворота, жертвой которого стал Павел I, Каменноостровский дворец становится одной из самых любимых резиденций сына убитого государя – императора Александра I. Молодой монарх был полон реформаторских планов, но обсуждать эти идеи публично было опасно – многие в высших кругах не желали никаких изменений. Поэтому государь обдумывал реформы в узком кругу друзей-единомышленников, составлявших так называемый Негласный комитет. Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований состояла из четырёх «молодых друзей» императора, близких ему по возрасту, духу, взглядам – Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыского и Виктора Кочубея. Возможно, для этих и подобных собраний в Каменноостровском дворце были проведены секретные строительные работы. Над вторым этажом западного жилого флигеля был надстроен третий этаж из четырёх комнат, расположенных вокруг светового дворика. В этих помещениях находился так называемый «верхний» кабинет Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера. К комнатам были устроены две новые лестницы – со стороны дворцового дворика и деревянная узенькая лестница, соединяющая главный официальный кабинет государя на втором этаже с секретным на третьем. После завершения строительных работ все документы были уничтожены… Есть сведения, что в «верхнем» кабинете работал М.М. Сперанский, готовивший преобразование Российской империи в парламентскую монархию.

С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время нашествия в 1812 году «корсиканского чудовища» Наполеона Бонапарта Александр I жил здесь, на острове, и подумывал о том, чтобы вывезти памятник Петру Великому из города, дабы он не достался французам. Ситуация была действительно серьёзной. В начале сентября «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в городе начаты приготовления «к вывозу нужных вещей… для заблаговременной предосторожности, предупреждая замерзание рек». Адъюнкт Педагогического института К.И. Арсеньев вспоминал: «С июня месяца исключительным предметом разговора было вторжение Наполеона в Россию. В каждый день можно было видеть огромные транспорты, отправляющиеся из Санкт-Петербурга сухопутно и водою в самые отдалённые части империи».

В те тревожные дни одному из петербуржцев, некоему майору Батурину приснился странный сон. Он увидел себя на Сенатской площади, стоящим в ночную пору перед статуей Петра I. Неожиданно лицо Медного всадника начинает обращаться к нему, царь съезжает с «Гром-камня» и тяжело скачет на Каменный остров, к дворцу, где живёт Александр I. Не веря своим глазам, император медленно выходит навстречу своему знаменитому предку. Основатель Петербурга вглядывается в лицо потомка медными очами, и глухо говорит ему, что пока кумир стоит на Сенатской площади, он будет охранять свой город, так что опасаться нечего. Встревоженный этим сном, Батурин добился приёма у князя А.Н. Голицына и рассказал ему всё. Голицын, сам бывший изрядным мистиком и сновидцем, поверил Батурину и передал его сон императору. Потому-то Медный всадник и остался на своём месте, несмотря на все волнения 1812 года… Литературоведы указывают на это предание как на один из возможных источников знаменитой сцены с Медным всадником в одноимённой стихотворной повести А.С. Пушкина.

Каменноостровский дворец таит и загадку последнего путешествия Александра I, из которого ему не суждено было вернуться живым. Здесь он провёл последнюю ночь перед отъездом. Что обдумывал тогда император? Эти тайны хранят стены Каменноостровского дворца… Последняя запись в камер-фурьерском журнале об Александре I относится к 1 сентября 1825 года: «В 6 часов утра государь император с Каменного острова один в коляске изволил прибыть в Царское Село. А оттуда в 15 минут 8-го часа его величество с генерал-адъютантом бароном Дибичем в коляске соблаговолил отсутствовать в предприявший путь в вояж по России и Таганрог». Вскоре к нему присоединилась жена, императрица Елизавета Алексеевна. Следом – дальнее путешествие, и возвращение монаршей четы в Петербург – но уже в гробах… Однако это совсем другая история.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: тайны Каменноостровского дворца

Каменностро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.В настоящее время дворец на реставрации.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.


Ю.М. Фельтен.
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.



Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной


Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Vincenzo_Brenna.
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце



Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.


В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому


Stanisław_August_Poniatowski
. Для летнего пребывания низложенного короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.







В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


V.P._Stasov
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.


С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.


Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.


Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.



Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.



Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.


Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.



Оранжерея.




Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж
Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала...


оторые расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Часовенка рядом с церковью - опять таки бывший разводной павильон моста Ушаковского моста.


В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.


Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.
Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.



Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.
Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.
Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…
Фото интерьеров-Rublev11

Посетила 04.07.2017 Каменноостровский дворец. Чтобы туда попасть, предварительно нужно зарегистрироваться на сайте Открытый город.

Кроме того, по информации полученной от ведущего экскурсии Ивана (который также работает в Академии) каждую субботу Академия талантов готова знакомить жителей города с дворцом.


Боясь опоздать я пришла раньше на час, и была пропущена доблестной охраной на территорию дворца, что дало мне возможность погулять по парку раз, сделать фото без людей два и посидеть читая книгу на берегу Большой Невки три, в тишине и одновременно почти в центре города. Таков вид на дворец со стороны парка.


Пустынные аллеи, кругом фонари, поющие птички и отсутствие суеты, кстати парк носит условное название «Тихий отдых», действительно отдых там очень тихий, территория парка конечно не совсем большая, если сравнивать с другими парковыми зонами, но она с двух сторон ограждена водами рек, с третьей стороны домами, поэтому обычная городская суета остается далеко за пределами парка.


А вот и выход к реке, сидя на скамейке можно отдыхать душой и телом, созерцая воды реки и ощущая легкий ветерок


Таким фасадом дворец смотрит на город через Большую и Малые Невки, так как в этом месте они сливаются


Но время экскурсии подходит к началу и вперед во дворец,

Немного исторической справки о Каменноостровском дворце: Екатерина II подарила Каменный остров Павлу и в 1776 началось строительство дворца под руководством Ю.М. Фельтена, прерывались работы из-за наводнения, и затем к проекту подключился Д.Кваренги и в 1782 году дворец был полностью закончен. Менялись владельцы, ими были и Александр I, и Коммуна беспризорных имени Луначарского и санаторий Ленинградского военного округа.


И первый зал который нас встречает Аванзал, тогда он исполнял функции комнаты ожидания, единственный момент скульптуры должны были располагаться на улице, но данный мрамор очень чувствителен к питерской погоде и для их сохранения они занесены внутрь. Кстати выход из Аванзала возможен через стеклянные двери, включаем воображение и представляем как кареты приближались ко дворцу, высаживали людей и те по лестнице поднимались в зал.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем Станислава Понятовского и к отделке интерьеров привлекли архитектора В.Бренна благодаря чему в Аванзале появились фрески с видами Рима.

В этом зале совсем недавно чествовали золотых медалистов города, ипока остались элементы в виде флагов и цветов, установок камер.

Интереса ради поискала старые фото помещений, сложность при реставрации, как отметил Иван, была следующая, очень много было разных слоев и трудность заключалась в том, что оставлять, что убирать. Кстати в подвале стояли печи которые отапливали помещение, и воздух теплый попадал из отверстий под зеркалами

Но в открытые двери мы видим ранее известную как Малиновуюгостинную, а сейчас центр игр, именно в этой гостинной любил бывать А.С.Пушкин, как отметил гид, но фото гостинной, как выглядела ранее, ненашла.

Скульптуры композиторов зато сохранились в подлиннике, как и камин, но вопрос работает или нет, гид затруднился ответить, но обращу внимание на интерактивные игры которые здесь теперь проходят, участники разбиваются на команды, и например начинаем играть в «Свою игру»

А перед нами на табло экран ведущего, что в нем полезного, вопервых ведущий всегда может посмотреть ответ, отслеживается время, вопросы можно установить для любого класса, есть стандартная программа, но вполне можно создать свою, все нажимы кнопок сопровождаютсямузыкальным оформлением как и в обычных программах, в настоящее времянастроены такие игры как «Своя игра», «Брейн ринг», «Умники и умницы»,«Что? Где? Когда?»

Ровно в четыре часа услышали мелодичный звон часов и на этом покинули бывшую Малиновую, Музыкальную гостинную

Очень завидуем детям у которых теперь есть такая возможность играть в телевизионные игры не покидая города и переходим в помещение, в котором были ранее театральные постановки, а сейчас сделан голографический театр

В театре была показана постановка о создании дворца и одной из легенд про Петра I.И мы проходим дальше, в зал заседаний

В этом зале, как впрочем и в других очень хочется отметить потолочные росписи, которые восстановлены практически с нуля, нашла фотографию по реставрации, судите сами какая кропотливая работа была проведена

Благодаря этим мастерам мы теперь можем увидеть ту красоту, что была во дворце изначально

Но переходим дальше, еще один зал в который мы сунули свой любопытный носик, это еще одна игровая комната, на примере мы видим табло, где написаны страны и флаги, все объекты двигаются и достаточно взять рукой табличку и повести ее по экрану и она будет перемещаться, и при верном совпадении флага и наименования страны они исчезают с экрана, очень актуальная игра для малышей особенно, а впрочем и не только для них.

Пора подняться выше

А выше мы попадаем в тайный кабинет Александра I, именно здесь он поручил командование в 1812 армией М.И. Ктутузову, здесь узнал и о заговоре декабристов. Во время ВОВ и в послевоенные годы госпиталь/санаторий и в этом помещении были лечебные ванны, которые нанесли фрескам очень сильный урон

После тайного кабинета пора посетить музей, в музее представленыразные наряды, которые можно потрогать руками, примерить шляпки, стоятэкраны которые при приветствии включаются и рассказывают разные истории

Мимоходом заглянем что еще предлагает Академия талантов детям, и студия кино, где ребята могут снимать свои передачи, фильмы

В голубом зале занимаются дети с конструированием, на фото около лестницы сконструирован кран который работает при подаче воздуха

В завершении хочу процитировать статью, которую нашла в интернет издании Дневник Петербурга:

Решение о создании «Академии талантов» в Каменоостровском дворце было принято летом 2014 года.

«Когда мы принимали решение о том, чтобы отдать дворец вам, у нас не было сомнения. Сейчас я вижу, что мы приняли верное решение. Были скептики, которые сомневались, стоит ли отдавать такой красивый дворец детям, но у нас есть пример Аничкова дворца, где сама атмосфера дисциплинирует. В нашем городе много талантливой молодежи, и я уверен, что Академию ждет счастливая судьба», - сказал Георгий Полтавченко на торжественной церемонии открытия.

Глава города выразил надежду, что здесь будут раскрываться талант юных петербуржцев, и многие сделают здесь сделают свой первый шаг в будущую жизнь.

По легенде, старинные часы в Каменоостровском дворце, пока он пустовал, остановились. Но когда Дворец оказался в руках нового поколения, часы снова пошли, ознаменовав тем самым начало нового периода в жизни дворца.

Георгий Полтавченко поблагодарил тех, кто принял участие в реставрации дворца: генеральным подрядчиком работ во дворце выступило ООО «РК „Интарсия“.

В классические дворцовые интерьеры органично вписана очень современная техника и программное обеспечение, созданное на наших петербургских предприятиях: „Полимедиа“ и „Кронштадт“.

Кроме проведения занятий, „Академия талантов“ станет штаб-квартирой Совета старшеклассников и Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга.

»Эта Академия позволит многим детям определить свои возможности, чтобы сделать выбор на дальнейшее будущее. Это важно в нашем современном мире, когда надо достаточно быстро учиться", - сказал Георгий Полтавченко.

От Аничкова дворца (Городского Дворца творчества юных) «Академия талантов» отличается, в первую очередь, нетрадиционным подходом: вместо постоянно действующих кружков, куда дети целенаправленно ходят несколько лет, «Академия талантов» поможет каждому сначала попробовать новые занятия и определиться, что ему интересно.

Проще всего попасть в «Академию Талантов» через свою школу, которая сможет направить заинтересованных учеников во Дворец. Но и родители, и дети самостоятельно тоже смогут получить информацию на сайте «Академии Талантов» или прийти лично.

По субботам в «Академии Талантов» проходят программа «Знакомьтесь, Дворец» - это интерактивная экскурсия для детей с родителями, в ходе которой можно познакомиться с техносферой дворца и узнать, чем и как тут можно заниматься. Абсолютно все занятия в «Академии талантов» совершенно бесплатны."

И в завершении заглянем в музыкальный зал и пойдем прочь, радуясь тому, что есть теперь у детей. Я думаю любого родителя заинтересует обучение ребенка или возможность проведения разных мероприятий в Академии талантов.

По словам нашего гида Академия готова к сотрудничеству и разумнее заключать школе договор о партнерских отношениях, договор позволит более эффективно использовать возможности академии для своих нужд. Вне договора также возможны отношения, но они будут только в случае если необходимые залы будут свободны. На данный момент такие договора заключены с 56 школами, более 3500 ребят приняли участие в 2016 году в разных программах.

И напомню, что Академия начала работать с 14 декабря 2015 года, пока небольшой срок конечно, но зато сколько всего интересного таит теперь Каменноостровский дворец.