«Нижегородский теплоход» спустил на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 «Водолаз Малеев. Новый катер аварийно-спасательного обеспечения заказан для вмф россии Водолазный катер

«Завод Нижегородский Теплоход» 2 мая спустил на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 (строительный номер 808).

«Водолаз Малеев» - девятое по счету судно данного проекта, построенное на предприятии в рамках реализации Подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» .

Госзаказчиком строительства судна является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). В качестве заказчика выступает ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».

Суда предназначены для работы в интересах «Госморспасслужбы России» в спасательных службах всех бассейновых управлений страны. Первые семь судов проекта А160 сданы заказчику и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск и Астрахань, Корсаков и Владивосток.

Судно «Водолаз Сазонов» (строительный номер 809) в настоящее время проходит швартовные испытания, десятый катер «Водолаз Грицай» (строительный номер 810) готов к спуску. До конца 2012 года три судна данной серии будут отправлены в порты приписки, где они будут нести службу в интересах Госморспасслужбы России.

Катера серии предназначены для водолазного обеспечения подводно-технических работ на глубинах до 60 м при волнении моря до 4 баллов, участия в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях, а также обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Проект рейдового водолазного катера А160 выполнен в 2008 году ОАО «Завод Нижегородский теплоход» совместно с ООО «Агат дизайн бюро».

ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» основан в 1911 году. Основная специализация - создание судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и изделий судового машиностроения. Предприятие имеет опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов различного типа.

Назначение катера:
Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 4-х баллов.
Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Тип катера:
Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.

Правила:
Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМ Ice2 R3 - RSN АUT3 SDS<60 diving ship.

Основные характеристики
Длина габаритная, м..............................................27,4
Длина по КВЛ, м................................................. 26,3
Ширина наибольшая, м...........................................5,6
Высота борта на миделе, м........................................3,0
Высота борта в носу,м.............................................3,4
Осадка, м..............................................................1,5

Дедвейт
Экипаж с багажом,т.................................................0,3
Водолазы с багажом, т..............................................0,5
Провизия, т............................................................0,15
Пресная вода, т.......................................................5,2
Топливо и масло, т..................................................3,52
Итого,т.................................................................9,67

Водоизмещение
Порожнем, т............................................................83
Полное, т.............................................................92,7

Главный двигатель
Мощность, кВт....................................................2X441

Скорость хода - около 15 узлов, экономичного - 10 узлов.

Дальность плавания полным ходом - 200 миль.

РВК проекта А160 оснащены полным комплексоми самого современного водолазного оборудования.

Водолазное оборудование:
Снаряжение с водолазным шлемом - 3 комплекта;
Водолазное снаряжение сухого типа - 2 комплекта;
Барокамера РБК-1400, внутренним диаметром 1,4 м на 4 водолазов, одноотсечная, с предкамерой, с замкнутой системой вентиляции, с комплектом BIBS- масок, водяной системой пожаротушения;
Система связи и телевизионного контроля, средства обеспечения водолазных работ, спуско-подъемное устройство и водолазная беседка.

Водолазный комплекс обеспечивает возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров, осуществляя при этом в любое время суток полный контроль над проведением спусков. Не ограничены возможности исследовательских, поисковых, спасательных и технических работ, так как на судах проекта А160 представлен полный комплект инструментов для подводной сварки и резки, гидравлический инструмент, средства грунторазмыва.

Государственный контракт на строительство 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 по заказу Министерства обороны Российской Федерации подписан с ОАО "Завод Нижегородский Теплоход" (ОАО "ЗНТ") в конце марта 2013 года.

В последнее время командование ВМФ России обращает особое внимание на пополнение новым корабельно-катерным составом Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) флотов. В частности, на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге строится спасательное судно подводных лодок нового поколения проекта 21300С "Игорь Белоусов" для Северного флота, для Тихоокеанского флота на Судостроительном заводе имени Октябрьской революции в городе Благовещенске строится серия водолазных катеров проекта 14157, а недавно стало известно о новом масштабном заказе на 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.

Катер проекта 23040


Что из себя представляет новое судно, которое значительно повысит возможности УПАСР ВМФ, Центральному Военно-Морскому Порталу рассказал главный конструктор ОАО "ЗНТ" Андрей Васильевич Чичагов.

Катер проекта 23040 представляет собой дальнейшее развитие серии из десяти водолазных катеров проекта А160 (строительные номера 801-810), построенных ОАО "ЗНТ" в 2010-2012 годах для ФГУ "Госморспасслужба России", а также водолазного катера проекта ZT28D "Пеликан", разработанного конструкторским отделом завода.


Катер проекта 23040


Технорабочий проект катера проекта 23040 разработан конструкторским отделом ОАО "ЗНТ" в соответствии с техническими требованиями Минобороны России на поставку рейдового катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения.


Рубка катера проекта 23040


По сравнению с предыдущим поколением водолазных катеров проект 23040 получил дополнительные функции и оборудование, которые позволяют ему выполнять не только обычный набор водолазных работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до трех баллов, но и осуществлять поисковые, осмотровые и обследовательские работы с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того, предусмотрена возможность тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 м, откачка воды с аварийного судна и выдача электропитания на аварийное судно.


Катер проекта 23040. Пост управления водолазными работами


Катер проекта 23040 представляет из себя однопалубный катер со стальным корпусом с ледовыми усилениями, с одноярусной алюминиевой надстройкой (рубкой), двухвальной дизельной энергетической установкой с винтами фиксированного шага и носовым подруливающим устройством.


Катер проекта 23040. Помещение барокамеры

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина наибольшая: 28,09 метра
Ширина наибольшая: 5,56 метра
Высота борта на миделе: 3 метра
Высота борта в носу: 3,4 метра
Осадка средняя: 1,5 метра
Водоизмещение полное: около 118 тонн
Главный двигатель: 2х441 кВт
Дизель-генератор: 2х80 кВт
Аварийно-стояночный дизель-генератор: 1х20 кВт
Скорость хода: около 13,7±0,3 узлов
Экипаж: 3 человека
Водолазы: 5 человек

На катере обеспечены комфортные условия для проживания восьми человек, возможно дополнительно кратковременное размещение трех человек на период продолжительностью не более суток.


Катер проекта 23040. Кают-компания. Вид в нос


Катер проекта 23040. Кают-компания. Вид в корму





Катер проекта 23040. Двухместная каюта


Автономность катера по запасам пресной воды и провизии из расчета 8-ми человек составляет 5 суток.

Дальность плавания при скорости 10 узлов составляет 200 миль.

На катерах проекта 23040 предусмотрена система джойстикового управления.

Для проведения водолазных работ на катере предусмотрено устройство обеспечения водолазных работ (судовой водолазный комплекс), состоящее из комплекта водолазного оборудования, снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков.

rkovrigin wrote in May 9th, 2012

Originally posted by Natiksoldatik . at Катер "Водолаз Грицай" спущен на воду

7 мая 2012 года со стапеля ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» (ЗНТ) спущен на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 «Водолаз Грицай» (строительный номер 810). Это уже третье судно данного проекта, сошедшее со стапеля ЗНТ весной 2012 года.

С этим событием предприятие выходит на завершающий этап строительства серии из десяти рейдовых водолазных катеров в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» (2010-2015 годы). Заказ на серию размещен на ЗНТ Государственным Заказчиком - Федеральным Агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Застройщик - ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».)

Первые семь судов серии (строительные номера 801-807) были построены и сданы Госзаказчику в 2010 - 2011 годах, в точном соответствии с контрактными сроками и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск и Астрахань, Корсаков и Владивосток. Три судна (строительные номера 808-810) будут направлены БАСУ Мурманска, Новороссийска и Санкт-Петербурга в 2012 году после прохождения государственных испытаний.

«Первые четыре судна серии построены по первоначальному проекту, шесть следующих - по модернизированному, с учетом практики эксплуатации первых четырех пароходов», - рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов.

Назначение катера:

  • Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 4-х баллов.
  • Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
  • Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Тип катера:
Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.

Правила:
Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМ Ice2 R3 - RSN АUT3 SDS<60 diving ship.

Основные характеристики
Длина габаритная, м....................................... .......27,4
Длина по КВЛ, м....................................... .......... 26,3
Ширина наибольшая, м....................................... ....5,6
Высота борта на миделе, м.......................................3, 0
Высота борта в носу, м....................................... ......3,4
Осадка, м....................................... .......................1,5

Дедвейт
Экипаж с багажом,т............................... ..................0,3
Водолазы с багажом, т....................................... .......0,5
Провизия, т....................................... .....................0,15
Пресная вода, т....................................... ................5,2
Топливо и масло, т....................................... ...........3,52
Итого,т................................. ................................9,67

Водоизмещение
Порожнем, т....................................... .....................83
Полное, т....................................... ......................92,7

Главный двигатель
Мощность, кВт..................................... ...............2X441

Скорость хода - около 15 узлов, экономичного - 10 узлов.

Дальность плавания полным ходом - 200 миль.
РВК проекта А160 оснащены полным комплексом современного водолазного оборудования.

Водолазное оборудование :

  • Снаряжение с водолазным шлемом - 3 комплекта;
  • Водолазное снаряжение сухого типа - 2 комплекта;
  • Барокамера РБК-1400, внутренним диаметром 1,4 м на 4 водолазов, одноотсечная, с предкамерой, с замкнутой системой вентиляции, с комплектом BIBS- масок, водяной системой пожаротушения;
  • Система связи и телевизионного контроля, средства обеспечения водолазных работ, спуско-подъемное устройство и водолазная беседка.

Новые водолазные катера, принятые недавно в состав ВМФ, моряки ждали не один десяток лет. Столько времени не обновлялся плавсостав черноморской школы водолазов, поставляющей кадры всему Военно-морскому флоту. Корреспондент Центрального Военно-Морского Портала побывал на катерах и побеседовал с их капитанами.

В Карантинной бухте Севастополя 3 февраля состоялся торжественный подъем Андреевских флагов на двух новейших водолазных катерах – СМК-2094 и РВК-1045. Катера успешно прошли государственные и ходовые испытания.


Разделить радость экипажей прибыли командир учебного батальона подготовки водолазных специалистов Объединенного учебного центра ВМФ капитан 3 ранга Евгений Клинков, начальник водолазного полигона капитан 3 ранга Александр Осипов, глава Гагаринского района Севастополя, в прошлом командир учебного отряда ЧФ капитан 1 ранга запаса Николай Седов, инспектор группы инспекторов управления Черноморского флота контр-адмирал запаса Евгений Халайчев, крестная мать СМК-2094 Светлана Кожаева из администрации Гагаринского района, другие почетные гости, а также личный состав Объединенного учебного центра ВМФ, капитаны судов учебного заведения.

Чтобы понять значимость и долгожданность этого события, необходимо отметить, что одному из учебных судов школы водолазов - ВМ-34, где капитаном Владимир Жучков - давно перевалило за 50 лет. Чуть помоложе рейдовые водолазные катера. Не одно десятилетие моряки-черноморцы ждали обновления водолазных катеров.

133 года под водой

В мае черноморской школе водолазов исполнится 133 года. Сегодня она замыкается на ВМФ, но всеми своими корнями связана с Черноморским флотом. Открытие водолазной школы покончило с кустарным обучением специалистов. Начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, а врачом - М.Н. Храбростин. В Указе Императора Александра III было сказано, что водолазная школа должна готовить "опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ".

Из Кронштадта школа была переведена на Черноморский флот, где есть незамерзающее Черное море и учебу вместе с практическими спусками можно вести круглогодично. В 1928 году школа водолазов была объединена с Балаклавскими водолазными курсами. На должность начальника был назначен Ф.А. Шпакович. В 1931 году по инициативе Ф.А. Шпаковича Балаклавская школа была преобразована в Военно-морской техникум. А затем она перебралась в Карантинную бухту, где и находится уже не один десяток лет.

Учебное заведение знают на всех четырех флотах России и Каспийской флотилии, так как школа по-прежнему выпускает специалистов для всего ВМФ РФ. Как сообщил командир части, за все эти годы было выпущено более 80 000 специалистов. Некоторые из них прославились на всю страну. Среди них есть ученые с мировым именем. Сотни водолазов награждены орденами разных эпох нашего государства.

60 метров - на час

Сейчас учебным заведением руководит капитан 3 ранга Евгений Клинков. Он принял рапорт капитана 3 ранга Александра Осипова и по сигналу начался подъем Андреевских флагов и флагов расцвечивания на водолазных катерах. Личный состав, контрактники, мичманы, офицеры спели Гимн РФ. Командир части поздравил моряков со знаменательным событием.

"Катер РВК-1045 комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, изготовленный на ОАО "Завод Нижегорский теплоход" предназначен для выполнения целого ряда операций, - говорит капитан катера капитан 2 ранга запаса Григорий Уваров. - Это водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3-х баллов, проведение водолазных спусков и работ двумя водолазами одновременно в шланговом снаряжении на глубину до 60 метров с экспозицией на грунте 60 минут, проведение декомпрессии, воздушных, кислородных и гелиевых режимов лечебной рекомпрессии в барокамере, участие в аварийно-спасательных, гидротехнических и судоподъемных операциях, обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений, тушение пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 м, доступных для подхода катера, откачка воды с аварийного судна или плавучего сооружения, выполнение осмотровых и обследовательских работ с помощью малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, поиск затонувших объектов на глубинах до 150 метров при помощи буксируемого гидролокатора, поиск находящихся за бортом людей при помощи тепловизионной системы ночного видения, выдача электропитания на аварийный корабль, судно или объект. Катер может быть укомплектован дополнительным специальным оборудованием контейнерного исполнения для проведения прочих аварийно-спасательных операций. Водоизмещение катера – 119 тонн".


Капитан 2 ранга запаса Григорий Уваров в 1983 году закончил ЧВВМУ имени Нахимова, служил на ракетных катерах, затем командовал спасательным судном "Зангизур", а после его списания возглавил дивизион учебных судов школы водолазов. До назначения на должность капитана РВК-1045, был капитаном РВК-617. Так что опыта ему не занимать. Стармехом у него выпускник СевНТУ Олег Анзин, имеющий опыт обслуживания матчасти на ВМ-34 и РВК. Водолазы также имеют достаточный опыт. У старшего мичмана запаса Ивана Белоуса 6500 часов подводного стажа, у капитана 3 ранга запаса Ивана Нестерука – 6000 часов, у главного корабельного старшины Александра Клименко около 4000 часов, у главного старшины Виталия Забалуева – 3500 часов, у Александра Ткаченко – около 1000 часов.

Катер на все случаи

Еще больше возможностей у многофункционального модульного водолазного катера СМК-2094, экипаж которого возглавляет капитан 1 ранга запаса Александр Клименок. Катер модульный и потому в зависимости от задач может меняться его универсальная начинка. Водоизмещение катера 145 тонн. Скорость хода до 11 узлов Экипаж 8 человек. Пять из них - водолазы. Штат такой же, как и на РВК-1045.


Александр Васильевич Клименок начал свою военную корабельную службу еще в советские годы на новейшем ракетном крейсере "Слава", который сегодня носит наименование гвардейского ракетного крейсера "Москва". За плечами 34 года военной службы, множество дальних походов. Под стать ему и экипаж, состоящий из опытных и подготовленных специалистов.

"Катер очень маневренный, - свидетельствует Александр Клименок, - если нужно, он буквально может крутиться на месте. Через шесть секунд после дачи хода может выйти на максимальную скорость. Видеокамеры и видемониторы позволяют управлять всеми операциями с ходового мостика. У него высокая производительность насосов. Мы их опробовали во время судоподьемной операции затопленного в Донузлаве БПК "Очаков". Катер показал себя превосходно. У него мощная двигательная установка и потому он может использоваться в роли буксира".

"Катер располагает современной барокамерой отечественного производства, которая по своим возможностям ничуть не уступает зарубежным", - свидетельствует капитан СМК.

Владеть новой матчастью должны подготовленные специалисты. Подводный стаж водолаза Ивана Симакова около полутора тысячи часов. Он участник учения "Кавказ-2012" и международного учения спасательных сил "Болд Монарх-2011" в испанской Картахене. 1 800 часов у старшего водолаза Алексея Карунного, 4 000 часов у водолаза 1 класса Сергея Григорьева, более 2500 часов у Сергея Генуса. Но самый большой опыт у Александра Наумова – 9000 часов.

Старшим механиком на катере Аркадий Чернявский, имеющий опыт плавания на гражданских судах, мотористом – Владимир Романко, старший мичман запаса, имеющий опыт и командира санитарного катера, и главного боцмана дивизиона судов в школе водолазов.


Оба катера буквально начинены современной электроникой, которая в значительной мере расширяет возможности катеров. Все водолазное оборудование – супер-современное. Это завтрашний день водолазов. После сдачи курсовых задач, экипажи катеров начнут боевую учебу и подготовку водолазов для нашего флота.

Владимир Пасякин

Рейдовый водолазный катер «РВК-2059» был построен по проекту РВ1415 (шифр «Фламинго») на Сосновской судостроительной верфи, пос. Сосновка, СССР.

Проект «Фламинго» разрабатывался одновременно в двух модификациях: рабочий катер проекта Р-1415 (впоследствии проект 14151) для перевозки грузов и людей на внешних и внутренних рейдах портов и водолазный проекта РВ-1415 (впоследствии проекта 14152), предназначенный для проведения работ на глубинах до 45 метров на тех же акваториях портов. Им был присвоен класс «О» Речного Регистра. Их мореходные качества проверялись в море: при волнении пять баллов катера оставались на плаву и сохраняли остойчивость при затоплении любого из отсеков.

Спроектированные на одной конструктивной и технологической основе, они имеют близкие технические характеристики: длина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 21,2 метра; ширина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 3,93 метра; высота борта (от основной плоскости) - 2,25 метра; осадка в зависимости от модификации - 1,2- 1,4 метра; водоизмещение - 42 - 54 тонн; скорость полного хода - 11 - 12 узлов. Автономность по запасам провизии и питьевой воды в обеих модификациях - 5 суток. Экипаж рабочего катера - три человека, водолазного - восемь человек (дополнительно включены пять водолазов). Различия в составе экипажей отразились и на компоновке жилых помещений. Так, на водолазном катере предусмотрены каюты на одного, трех и четырех человек, на рабочем - одна четырехместная каюта. Обе модификации имеют электрифицированный камбуз, душ и санузел, а водолазный катер оборудован еще и сушильным шкафом для одежды.

Рабочий катер рассчитан на 27 пассажиров или 17 тонн груза. Его трюмы обслуживаются съемной поворотной балкой грузоподъемностью 0,5 тонн.

Стальные корпуса с протекторной защитой от коррозии в подводной части идентичны по конструкции и набраны по поперечной системе. Выгородки, фальшборт в носу и корме, ходовая рубка, надстройка выполнены из алюминиевого сплава. При транспортировке по железной дороге надстройка, рубка и фальшборт снимаются. Ходовая рубка, выдвинутая к носу, имеет одиннадцать иллюминаторов, три из них с электрообогревом. Тепловая изоляция выполнена из негорючих плит АТИМСС, декоративная обшивка жилых помещений - из слоистого пластика, изоляция помещений надстройки - из трудносгораемых плит с оклейкой стеклосеткой и последующей окраской. Два якоря (массой 75 кг каждый), один из которых запасной и крепится по-походному на палубе, поднимаются на водолазном катере электрической лебедкой, а на рабочем - ручным шпилем. Спасательное оборудование состоит из надувных плотов ПСН-1 ОМ в контейнерах. Они могут сбрасываться на оба борта. Для прохода под мостами сигнальная мачта катеров всех модификаций заваливается в корму.

В качестве главного двигателя, управляемого из ходовой рубки, на катерах используется дизель ЗД12Л мощностью 300 л.с., работающий через реверс-редуктор на гребной винт фиксированного шага. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность плавания 200 миль. В состав судовой электростанции входят трехфазный синхронный генератор (номинальная мощность - 12 кВт, напряжение - 400 В, частота - 50 Гц), две группы аккумуляторных батарей типа 6СТК-180 М (напряжение - 12 В) и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока (мощность - 1,2 кВт, напряжение - 27 В). На стоянке питание осуществляется от береговой электросети.

Сточно-фановая система закрытого типа и зачистная система для сбора подсланевых вод, отработанного масла и отстоя топлива сделаны с учетом современных требований по охране водной среды. Запасы питьевой воды составляют около 1,7 м3. Предусмотрена подача горячей воды на камбуз и в душ. Отопление и камбузная плита - электрические.

Радионавигационное оборудование состоит из ультракоротковолновых радиостанций типа «Катер» и «Плот», а также навигационной РЛС «Лоция» или «Печора-1».

Пожарная защита представлена водяной противопожарной системой жидкостного тушения машинного отделения. На водолазном катере имеются все необходимые устройства и оборудование, обеспечивающие выполнение «Правил водолазной службы».

Проекты обеих модификаций разработаны с высокой степенью унификации материалов и комплектующего оборудования. Постройка уже первых серийных катеров показала высокую технологичность конструкций применительно к поточно-позиционному методу производства. Поэтому не случайно именно этот проект был выбран для разработки на его базе новых модификаций различного назначения.

(Использованы материалы сайта boatclub.ru).

После завершения строительства рейдовый водолазный катер «РВК-2059» вошел в состав Балтийского флота.