Отзыв о посещении Корабля Брюсов (Brusov Ship)— арткластера на воде. Корабль брюсов

Последние новости с Крымской набережной. Корабль, пришвартованный к парку искусств «Музеон», скоро отправят в самый далекий затон столицы. И речь идет не о том корабле, на котором стоит Петр Первый. А о том, который беленький и остроносый. С каютами. Палубами. И российским флагом. Туристы охотно делают селфи на его фоне. Да и москвичи тоже. Кто-то проходит внутрь, чтобы перекусить. Или присмотреть какую-нибудь обновку. Потому что на борту несамоходного судна есть даже магазины и кафе. В центр Москвы его пригнали в 1993 году из Австрии . В то время «Брюсов » был не только рестораном, но и гостиницей.

А в последние годы из него сделали целый арт-объект! Ребята из команды дизайн-завода «Флакон» пришли в «Музеон», на территории которого стоит корабль, и попросили дать им несколько палуб и кают. Ну чтобы проводить там различные мероприятия. Занятия йогой и хореографией. Кинопоказы. Лекции. Дискотеки. Выставки. В общем, создать внутри этой бандуры культурный центр. В «Музеоне» сказали, что они не против, но собственник корабля - «Московский туристический флот». Ребята обратились туда и вскоре, заплатив за аренду энную сумму, получили разрешение. Сколько именно заплатили, активисты не признаются. Говорят, что коммерческая тайна. С тех пор прошло два года. И только сейчас выяснилось, что «судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». Так сказано в официальном сообщении московской прокуратуры.

СЕМЬ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

В общем, оказалось, что «Валерий Брюсов», несмотря на громкую фамилию, не имеет права стоять на Крымской набережной. Почему такую проверку провели только сейчас, остается только гадать.

Кроме этого, собственнику придется выплатить в госказну штраф в размере 50 тысяч рублей, - добавили «КП » в надзорном ведомстве. - И еще 10 тысяч заплатит лично гендиректор «Мостурфлота ».

Да, действительно, прокуратура закрывает «Брюсова», - подтвердил один из активистов арт-корабля. - Но мы унывать не намерены. Будем искать другое место для дислокации.

- А чем вы вообще занимаетесь?

Арт-корабль придумали для того, чтобы организовывать на нем культурные мероприятия. Если они были платными, мы оформляли все необходимые документы. Но были и бесплатные. По сути, это первый в мире креативный кластер! И мы рады, что нам дали возможность развернуться. Ну а то, что прокуратура закрывает корабль, не беда. Мы свою деятельность сворачивать не намерены.

- А кто вы? И сколько вас?

Мы группа неравнодушных молодых людей. Все работаем в разных местах. Сейчас семь человек.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

- «Корабль Брюсов» - одно из последних судов, которое уберут с территории Москва-реки, - рассказал «КП» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский. - Сейчас перед проектом стоит задача сохранить дружественные взаимоотношения со всеми партнерами и найти новое место для корабля. Среди возможных локаций будущего действия проекта рассматриваются Ростов -на-Дону , Нижний Новгород , Чебоксары . Также мы открыты для любых предложений со стороны регионов, которые будут готовы взять в управление этот проект.

Кораблю «Валерий Брюсов», между прочим, уже 32 года. Хотя бывалые моряки говорят, что для такого судна это не возраст.

Если, конечно, за ним, как следует следить, - рассказал «КП» руководитель международной ассоциации общественных организаций ветеранов военно-морского флота и подводников Андрей Шаров . - Все зависит от условий содержания и от отношения экипажа. Вон, паруснику «Крузенштерн » чуть ли не сто лет уже, а все на ходу. В данном случае судно используется не по назначению. А это почти всегда ведет к гибели корабля.

Возле парка «Музеон» знаменитый теплоход простоит еще около месяца. По крайней мере, так говорят представители дизайн-завода «Флакон» (в «Мостурфлоте» этого не сообщают).

КОРАБЛЬ «ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ»

Пассажирский круизный теплоход

Дата постройки: 1984 год

Состояние: не эксплуатируется, стоечное судно

Судно выведено из эксплуатации в 1992 году

С июня 1993 года пришвартовано в качестве стоечного судна у Крымской набережной на Москва-реке в Москве

Пассажировместимость: 100 пассажиров, 14 человек экипаж

«Валерий Брюсов» - трехпалубный пассажирский теплоход с богатым прошлым, уже отслуживший свой срок в качестве плавучего средства. Когда-то он считался одним из самых комфортабельных в России и возил по круизам туристов, в том числе и иностранных. Потом он сделался гостиницей и рестораном, а также первой в мире общественной площадкой для жителей Москвы и гостей города. Но сейчас корабль покинул столицу и будет пришвартован на приколе порта города Кимры. Об истории и прошлом этого круизного судна мы расскажем ниже.

Постройка корабля

«Валерий Брюсов» - теплоход, который создали австрийцы. Его родиной является город Корнойбург, на верфи которого он и увидел свет. Теплоход построили в 1985 году и продали Московскому речному пароходству. Правда, есть некоторые сведения о том, что все эти пять получила как бы «в нагрузку» к другим заказам. Ведь этот проект планировался еще в Советском Союзе, а там были несколько другие экономические расчеты. Изначально корабль предназначался для туристических и круизных целей. Назвали его в честь известного русского поэта Валерия Брюсова. В те годы теплоход был одним из высококлассных и строился на известной австрийской верфи, которая специализировалась на подобных судах.

Проект Q-065: что это?

Так назывался замысел строительства однотипных круизных судов. Их создавали в 1984-1986 годах в Австрии специально для российских пароходств. Всего их было построено пять. Они служили Московскому, Обь-Иртышскому и Ленскому пароходствам. Это «Сергей Есенин», «Александр Блок», «Демьян Бедный», «Михаил Светлов» и теплоход «Валерий Брюсов». Корабли этого проекта являлись собственностью Московского и Ленского туристических флотов. Проект на те времена считался суперсовременным и предназначался для обслуживания так называемого «голубого кольца».

"Валерий Брюсов" во время круизной эксплуатации: описание судна

Этот теплоход, как и все пять его собратьев, может вместить сто восемьдесят человек. Он был предназначен для внутренних речных круизов. На его палубах размещались каюты, рассчитанные на одного, двух и четырех человек. Предусмотрены были также комнаты класса люкс. Во всех каютах были души, туалеты и умывальники, а также радиоточки. В люксах стояли диванчики, а еще холодильники и телевизоры. «Валерий Брюсов» - теплоход, оснащение которого предусматривало также предоставление разных услуг на борту. В распоряжении пассажиров были: гладильная комната, кинотеатр, сауна, танцевальная площадка, бар и ресторан на 80 человек. На теплоходе также находился салон с панорамными окнами.

Корабль был спущен на воду в 1985 году. Его длина - 90 метров, ширина - 15. Он может развивать скорость до 22 км в час, а его водоизмещение равнялось 1342 тонны. Осадка при плавании составляла чуть больше полутора метров.

«Валерий Брюсов» (теплоход): маршрут

На туристических линиях корабль проработал до 1991, а по некоторым данным - до 1992 года. Он совершал прогулки, а также круизы по маршруту Москва - Петербург. На этом теплоходе можно было прогуляться по рекам и озерам европейской части России. Бывал корабль на Волге, Оке, Неве, Каме, на Дону. Ходил по Ладожскому, Онежскому и Белому озерам. Круизные маршруты бывали разными - от 1 (прогулочный) до 22 дней. Программа предусматривала заходы в древние города и культурно-исторические центры России - Плес, Нижний Новгород, Казань, Муром, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ярославль.

Но судно оказалось экономически невыгодным. Элитный красавец-теплоход «Валерий Брюсов» (фото 1985-1989 годов об этом свидетельствуют) слишком сильно расходовал топливо. Хотя его размеры были небольшими и позволяли совершать путешествие по рекам, от его услуг через несколько лет отказались. К проблемам финансовым прибавились еще и вопросы с ремонтом. В России не хватало запасных частей нужного типа. Австрийские или немецкие были в дефиците, а замену найти не удавалось. В конце концов теплоходы стало проще вывести из работы. Единственным судном такого типа, которое до сих пор используется по прямому назначению в европейской части России, остался «Сергей Есенин».

Теплоход после «выхода на пенсию»

С 1993 года корабль уже не использовался в качестве круизного. Он не поменял владельца, но сделался плавучей гостиницей и рестораном на Москве-реке. Его новым адресом стало место неподалеку от Кремля, вернисажа и Дома художника: 10. Теплоход «Валерий Брюсов» превратился в дебаркадер. Интересно, что для того, чтобы доставить судно в центр Москвы, его специально для этого готовили, а уровень реки опустили так, чтобы корабль смог пройти под мостами. Ради последнего руководству пароходства даже пришлось пойти на должностное преступление. В 1994 году были завершены все необходимые работы по подключению коммуникаций, и на борту открыли гостиницу, ресторан и казино. В это дело было вложено много денег и труда. Но в двухтысячные в столице построили много отелей, запретили игорный бизнес. Гостиница стала убыточной, а стандарты ее комфорта не отвечали современным требованиям. В конце концов ее услугами пользовались только бюджетные туристы и студенты, да и то все реже. Ее закрыли в 2009 году, а ресторан - в 2011-м.

Споры по поводу реконструкции

Когда набережную стали перестраивать, теплоход вызвал многочисленные дискуссии как среди архитекторов, так и у общественности. Поступали предложения вообще убрать его с реки. Но с 2014 года две компании, - «Дримерз Юнайтед» и «Флакон», - решили сделать из него нечто особенное. Эта концепция рассматривала переживший свою туристическую карьеру, но все еще функциональный теплоход «Валерий Брюсов», фотографии с изображением которого иллюстрируют эту статью, как общественное пространство нового образца. Тематически и архитектурно он должен был вписаться в новый стиль центра Москвы, а также сделаться частью близлежащего парка «Музеон». Эта концепция была одобрена городскими властями и воплощена в жизнь.

Общественное пространство

Что до недавнего времени представлял собой теплоход «Валерий Брюсов»? лекторий, место для прогулок, торговый и тренинговый центр? Всего понемножку. Здесь были и творческие студии, и кинозал, а почти каждый день реализовались разные культурные программы. Можно сказать, что это был первый в мире пример использования таким образом судна, которое стоит на приколе. Бутики, парикмахерская и ресторан здоровой еды находились на главной палубе. На шлюпочной - различные бюро, агентства, лектории и центры для тренингов. Выше - мастерские, фастфуд с греческой кухней, а также панорамные площадки, где устраивались культурные и праздничные мероприятия.

Современное состояние

Тем не менее в последнее время оказалось, что власти столицы все же решили отбуксировать корабль от Крымской набережной. Такое решение принял суд, обвиняя владельцев судна в том, что они нарушили Водный кодекс России. Все арендаторы офисов и общественных площадок на корабле, по иску прокуратуры, который был удовлетворен, должны были покинуть его территорию до 27 мая этого года. Ныне судно отдало швартовы с Крымской набережной впервые за много лет. На этот раз, чтобы провести его под мостами столицы, демонтировали рубку. Корабль был выведен в порт города Кимры, где его статус общественного пространства будет восстановлен. Но уже не в Москве. Есть некоторые предположения, что теплоход могут использовать вновь для круизных целей, поставив новые двигатели и произведя ремонт. Ведь так уже случалось с кораблями, становившимися на прикол. Что ж, как говорится, поживем - увидим!

«Валерий Брюсов», судя по всему, был веселым местом, и мне немного жаль, что не удалось застать прежние времена. По мысли австрийских судостроителей - комфортабельный теплоход, приспособленный к русским зимам, с кинозалом, гигантским рестораном и роскошной кают-компанией. Он приплыл в Москву в рамках одной госзакупки перестроечных времен, но последнюю часть жизни провел на приколе у Крымской набережной - грязноватый и вечный, как сугроб на обочине. Шли годы, кинозал переделали в казино, корейские соленья в ресторане менялись местами с суши, в баре появились пилоны, каюты сдавались по часам . Некоторые номера в московском лав-отеле на воде были оформлены с выдумкой: имелся и ковбойский, и с галлюциногенными зеркалами, и с чучелом зебры. В столе находок плесневела куча забытых паспортов и разного рода удостоверений: представлены были не только все регионы России, но и бывшие союзные республики.

Фотография: Иван Ерофеев

Я попала на теплоход в апреле, когда побитые временем кроватки уже превратились в гору дров: посудину было решено превратить в культурное место отдыха на воде. Дирижировали этим люди, не переступившие еще рубеж тридцатилетия - и одинаково далекие и от речных промыслов, и от Сергея Капкова, и от торгово-ресторанной сферы.


Фотография: Иван Ерофеев

Все это было похоже на авантюру, авантюрой же и являлось. «Брюсовым» управляет Московское речное пароходство, это частная компания, которая договорилась с владельцем дизайн-завода «Флакон» о том, что его команда попробует превратить теплоход в достойного соседа для резко похорошевших парка «Музеон» и Крымской набережной. Дело осложнялось тем, что право аренды дебаркадера действует до конца 2016 года, но уже этой весной Собянин решил навести порядок на Москве-реке и демонтировать все прилипшие к ней утлые суденышки. Мэрия цитировала экспертов, которые напоминали, что «чужеродные объекты антропогенного происхождения оказывают негативное влияние на акваторию». Трудно сказать, планировал ли Собянин вернуть реке рыб, но уборку в аквариуме начал.


  • Капитан «Брюсова» Андрей Николаевич оценивает работу дизайнера Алексея Онацко и всей новой команды «в целом позитивно; энергичные ребята»

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оригинальная люстра «Брюсова»: лампочки выписали с единственного немецкого завода, который такие до сих пор производит

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Солнечная палуба - одно из лучших пространств «Брюсова», оно принадлежит всем

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Помимо прочего, на «Брюсове» можно просто загорать с книжкой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Главные люди «Брюсова» разбивают шампанское в честь открытия

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Лестничные проемы обиты медью: так было всегда

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Скамейки на теплоходе напоминают сиденья бюро Wowhaus, установленные на Крымской набережной, - это сделано специально, чтобы сохранить общую логику пространства

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Мария Олейникова на теплоходе занималась декорациями и вообще служила музой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оснащение теплохода удивительным образом не вышло из строя до сих пор

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Капитан утверждает, что если в «Брюсов» снова поставить двигатель - он поплывет

    Фотография: Иван Ерофеев

  • К сентябрю теплоход должен заполниться арендаторами на 80 процентов

    Фотография: Иван Ерофеев

Задача перед командой «Брюсова» стояла трудная: придумать теплоходу новую мифологию и дизайн, сохранить ценные оригинальные детали, навести красоту в общественных зонах, сдать трюмы и каюты близким по духу лавочкам, кафе и творческим бюро - и объяснить арендаторам, что все это могут снести до конца года. Департамент культуры эту историю не поддерживал. Действовали более-менее вчетвером. Алексей Капитанов из «Флакона» отвечал за бизнес - но был вынужден освоить несколько новых ремесел и терминов. Например, «Брюсова» время от времени потряхивает: Капитанов объясняет, что все дело в метровом скачке волны: когда прогулочные кораблики Radisson хоть немного превышают скорость, река вместе со всем содержимым начинает волноваться. Алексей Онацко и Мария Олейникова из объединения Dreamers United живут между Петебургом и Москвой и делают много чего: от лесных рейвов и балов в особняке фон Бисмарка в Петербурге до сферы Yeti Snow Station в Крылатском и сценографии концертов вроде Kings of Convenience в «Зеленом театре». Теперь им нужно было перекроить корабль из борделя в нечто удивительное - не похожее ни на «Флакон», ни на парк Горького в базарный день. Максим Левитин работал в крошечном книжном издательстве Lamartis , выпускающем книги по таким технологиям, словно ни XX, ни XXI век еще не наступили, взялся за общение с внешним миром. Хотя в брюхе «Брюсова» нет двигателя, по правилам речного регистра здесь всегда должны быть капитан, электромеханик, матрос и моторист - они поначалу наблюдали за новой командой с прищуром.


Фотография: Иван Ерофеев

Спустя три месяца все те же люди, включая капитана и матроса, только изрядно истощавшие, разбили бутылку шампанского о борт и позвали всех на открытие. Вышло, кажется, грандиозно.

Что в «Брюсове» такого особенного? Во-первых, виды. Из кругляшей-иллюминаторов открываются довольно неожиданные панорамы, где и памятник Петру, и храм Христа Спасителя - и даже «Красный Октябрь» выглядит как-то по новому. Во-вторых, корабельный антураж спасает все: заниматься по утрам йогой на вощеной палубе с видом на воду, парк и спасательные шлюпки (а здесь уже есть такое, причем бесплатно) всяко приятнее, чем даже в парке. Здесь действительно сохранилось много благородного старья: приборные доски из пожелтевшего пластика, раздвижные двери, как из фильмов про шпионов во время холодной войны, обитые латунью лестничные проемы и странные светильники. В-третьих, здесь придумана вполне симпатичная модель: взять в аренду каюту-другую может позволить себе как корпорация Adidas, которая 7 августа открывает здесь концепт-стор

03.04.2017 17:25

Информация о том, что пассажирский круизный теплоход , который с июня 1993 года находится в центре Москвы, эксплуатируясь в качестве стоечного судна, уже весной этого года, подтвердилась. Соответственно, культурно-развлекательный арт-центр , открытый на борту судна в 2014 году, прекратит свою работу.

С 1993 по 2005 годы на борту «Валерия Брюсова», кроме гостиницы и ресторанов, функционировало казино, после запрета игорного бизнеса переоборудованное караоке-центр.

В июле 2014 года на борту судна культурно-развлекательный арт-центр «Корабль Брюсов», разработанный дизайн-заводом Flacon. Осенью того же года центр , но в июне 2015 года вновь , которая продолжается и в настоящий момент.

Теплоход «Валерий Брюсов» после постройки.

Теплоход «Валерий Брюсов» в Калинине (Тверь), в годы работы от Калининского областного совета по туризму и экскурсиям.

Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Декабрь 1996 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Апрель 2002 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Июль 2009 года. Фото: Михаил Архипов



На борту теплохода «Валерий Брюсов». Главная палуба. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



На борту теплохода «Валерий Брюсов». Ресторан. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



На борту теплохода «Валерий Брюсов». Носовой салон. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов». В рубке. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов». Бывший ресторан. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Валерий Брюсов». Бывшее помещение казино. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Валерий Брюсов». Бывший бар. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Валерий Брюсов», переоборудованный в «Корабль Брюсов». Май 2014 года. Фото: Михаил Архипов



Открытие центра «Корабль Брюсов». Июль 2014 года. Фото: Михаил Архипов -
Теплоход «Валерий Брюсов». Июль 2016 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов



Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Валерий Брюсов» пришвартовался у Крымской набережной в 1993-м году. В разное время там помещались гостиница, ресторан, казино и даже, по информации «Комсомолки», бордель. С 2014-го на судне разбили арт-центр с несложным названием - «Корабль Брюсов». Он располагается у «Парка Горького», в саду «Музеон».

В 2015-м году, рассказала ViVA la Cloud директор столичной розницы Babylon Мария Чиргадзе, на «Брюсове» открылся первый магазин сети. «Нежно покачиваясь на волнах, Водный („Водным“ называется „Бабилон“ на „Брюсове“. Таков нейминг магазинов сети - здесь и далее в скобках прим. ред.) открывает свои двери для тех, чей скейт тормозит сам, лишь завидев корму Брюсова», - говорится в описании магазина на сайте компании. И в соседней, и в противоположной каютах корабля находятся обувные магазины.


12-го апреля ТАСС сообщил , что «Валерий Брюсов» обязали отчалить с набережной. Всё началось с Московской транспортной прокуратуры - чиновники установили , что «судно работает без договора водопользования» и подали на владельцев в суд. Тот, по данным ТАССа, согласился с тезисами надзорной службы - и предписал убрать корабль. ViVA la Cloud не удалось найти решения суда в официальных онлайн-рубрикаторах.

Сами владельцы говорят о ситуации как о решенном деле - «Корабль Брюсов» закроет двери 15-го мая. Сейчас проекту «нужно найти новое место» для корабля, приводятся в пресс-релизе (имеется в распоряжении издания) слова владельца судна Николая Матушевского. В материале «Комсомолки», однако, утверждается, что «Брюсова» «увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки». Чтобы тот пролез под мостами, у теплохода снимут рубку и фальштрубы.

Администрация «Брюсова» предложила арендаторам переехать в креативное пространство «Хлебзавод» (у метро Дмитровская,), рассказала ViVA la Cloud пиар-директора корабля Сира Лобян. Это будет «не бесплатно, но с сохранением прежних условий», подчеркнула она. «Бабилон» на эти условия не согласился. «Нам не очень нравится эта локация, - пояснила ответственная за розницу сети Мария Чиргадзе. - Магазин будет работать до 13 мая. Мы его просто закроем, не станем никуда перевозить». В