«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Причины авиакатастрофы ту 154 над черным
По официальной версии крушения Ту-154 в Сочи
25 декабря
2016 года
за штурвалом
самолета вместо человека оказался орангутанг, ставший нелепо дергать ручки управления, что и привело
к трагедии.
Если провести
параллель с управлением
автомобилем, это выглядело бы
так: водитель сел за руль,
тронулся – и въехал
в сугроб.
Сдал назад
– и смял
три авто рядом. Потом поехал вперед – и врезался
со всей
дури в мусорный
контейнер, на чем
поездка и закончилась.
Вывод: или шофер был мертвецки пьян – или что-то
стряслось с автомобилем.
Но самописцы Ту-154 показали, что самолет был полностью исправен. А предположить,
что летчик начал взлет в мертвецком
виде на глазах
других членов экипажа, никак не самоубийц
– тоже не выходит.
Да и его
голос на самописце
абсолютно трезвый.
Однако же
самолет упал – якобы в результате
необъяснимых действий экипажа. Или объяснение
все же
есть – но военное
руководство отчаянно скрывает его?
Ушлые журналисты раскопали, что самолет, возможно, был сильно перегружен – отсюда и все
следствия. Причем перегрузили его не в сочинском
аэропорту Адлере, где он делал
промежуточную посадку, а на подмосковном
военном аэродроме Чкаловский, откуда он стартовал.
Вес сверхнормативного груза – больше 10 тонн.
Однако на Чкаловском,
согласно документам, в этот
Ту-1542Б-2 залили керосина на 10 тонн
меньше полной чаши – 24 тонны,
в итоге
общий вес самолета составил 99,6 тонн. Это превышало
норму всего на 1,6 тонны – и потому
было некритично. Пилот наверняка отметил, что взлет там произошел с натугой
– но причин
тому могло быть много: ветер, атмосферной давление, температура воздуха.
А вот в Адлере,
где самолет присел для дозаправки – эта дозаправка и сыграла
роковую роль. В баки
самолета долили топлива уже под пробку – до 35,6 тонн, отчего его взлетный вес и стал
больше допустимого на 10 с лишним
тонн.
И если принять эту версию с перегрузом,
все дальнейшее получает самое логичное объяснение.
Отрыв самолета от взлетной
полосы Адлера произошел на скорости
320 км/ч
– вместо номинальной 270 км/ч.
Дальше подъем происходил со скоростью
10 метров
в секунду
– вместо обычных 12–15 м/с.
И через 2 секунды
после отрыва от земли
командир корабля Роман Волков потянул на себя
штурвал, дабы увеличить угол взлета. Дело в том,
что траектории взлета и посадки
строго определены на каждом
аэродроме: посадка происходит по более пологой, взлет – по более крутой. Это необходимо,
чтобы развести по высоте взлетающие и идущие
на приземление
лайнеры – без чего им постоянно грозило бы
столкновение в воздухе.
Но увеличение угла подъема привело к падению
скорости – слишком тяжелый самолет отказывался выполнять данный маневр. Тогда пилот, вероятно, уже понявший, что ему подложили некую свинью в виде
лишнего груза, отдал штурвал от себя,
чтобы прекратить подъем и тем
самым набрать скорость.
Это произошло на высоте
200 метров
– и если бы
самолет так и остался
в этом
эшелоне, пусть в нарушение
всех правил, трагедии, возможно, и не произошло бы.
Но Волков
пилотировал машину за пределами
ее допустимых
режимов – чего не делал
до него
никто, так как полеты с перегрузом
категорически запрещены. И как
повел себя самолет в этих
условиях, трудно вообразить. К тому же
не исключено,
что тот лишний груз, будучи плохо закреплен, еще и нарушил
центровку самолета в процессе
взлета.
В итоге в кабине
возникла легкая паника. Пилоты стали досрочно убирать закрылки – чтобы снизить сопротивление воздуха и за счет
того быстрее набрать скорость.
Тут началось опасное сближение с водой,
над которой шла линия взлета. Скорость уже была приличной – 500 км/час,
Волков резко взял штурвал на себя,
чтобы поднять самолет, одновременно начав разворот – видимо, решил вернуться на аэродром.
Тогда и стряслось
непоправимое: самолет в ответ
на действия
пилота не пошел
вверх, а рухнул
в воду,
разлетевшись от столкновения
с ней
на фрагменты…
Такой сценария, основанный на данных
самописцев, абсолютно непротиворечив – и выглядит
куда правдоподобней бредового объяснения Шойгу, что летчик де потерял пространственную ориентацию и вместо
набора высоты стал выполнять снижение.
При взлете никакой вообще пространственной ориентации от летчика
не требуется.
Перед ним два главные прибора: высотомер и индикатор
скорости, он следит
за их показаниями,
не отвлекаясь
на виды
за окном…
Можно еще спросить: а как
вообще перегруженный самолет смог оторваться от взлетной
полосы? Ответ прост: существует так называемый экранный эффект, значительно увеличивающий подъемную силу крыльев на высоте
до 15 метров
от земли.
На нем,
кстати, основана концепция экранопланов – полусамолетов-полукораблей, летающих в пределах
этих 15-и метров
высоты с гораздо
большим грузом на борту,
чем у равных
по мощности воздушных судов…
Ну, и теперь
самые главные вопросы.
Первый: что за груз
был помещен в брюхо
этого Ту – и кем?
Ясно, что это были не легковесные
лекарства доктора Лизы, летевшей этим рейсом, и не бронетранспортер:
в пассажирском
самолете нет широкого порта для въезда всякой техники. Этот груз
был, очевидно, достаточно тяжелым и компактным
– чтобы войти через грузовой люк.
А какой именно – предположить тут можно что угодно: коробки с водкой,
снаряды, слитки золота, собянинская плитка… И почему
это решили отправить не грузовым,
а пассажирским
рейсом – причины тоже могли быть любые. От разгильдяйства
по неотправке боевого груза, прикрыть которое решили исподволь – до самых
криминальных схем вывоза драгметалла либо иной контрабанды.
Другой вопрос: знали ли
летчики об этом
левом грузе? Наверняка! Тут не иголка
в стоге
сена – а целый
стог, который от глаз
не утаить.
Но что
именно там было и каков
истинный вес этого – пилоты могли и не знать.
Это ведь
армия, где приказ высшего чина выше всех инструкций; и скорей
всего тот приказ был снабжен еще каким-то
щедрым посулом – с намеком
на всякие
козни в случае
отказа. Под действием
такой гремучей смеси сегодня совершается уйма должностных преступлений – когда подневольный человек оказывается перед выбором: или прилично заработать – или остаться без работы и без
штанов.
И известный русский авось при этом тоже, как говорится, никто не отменял!
Кто приказал? Тут тоже
может быть большой разброс: от какого-нибудь
подполковника, зама по вооружению – до генерала-полковника.
В зависимости
от того,
что именно за груз
загнали в самолет.
Короче говоря, в Чкаловском
самолет перегружают, но компенсируют
этот перегруз неполной заправкой – а в Адлере
уже заливают баки под завязку. Очевидно, расчет был в том,
чтобы на своем
горючем долететь до сирийского
Хмеймима (пункт назначения) и обратно.
И то,
что командир корабля согласился в Адлере
на эти
35,6 тонн горючего, говорит в пользу
того, что настоящей величины перегруза он все-таки
не знал.
Лети он
в одиночку
– еще можно допустить лихое удальство, которому сам Чкалов положил начало в нашей
авиации. Но за спиной
Волкова были и свой
экипаж из 7 человек,
и еще
84 пассажира,
включая артистов ансамбля Александрова!
О том, что Министерство обороны в этом
деле не просто
темнит, а вовсю
скрывает истину – говорят такие факты.
1. Версия Шойгу о «нарушении пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира, приведшей к ошибочным
действиям с органами
управления воздушным судном» не выдерживает
никакой критики. Для любого
летчика не то
что с 4000 часов
налета, как у Волкова,
но и с вдесятеро
меньшим, взлет – самое простое действие, не требующее
никаких особых навыков. Вот, скажем, посадка в сложных
метеоусловиях – совсем другое дело. Катастрофа при посадке того же
Ту-154 с польской
делегаций под Смоленском – типичный пример нехватки мастерства и опыта
пилота. Но при
взлете на исправном
самолете никто еще не разбивался
никогда.
2. Расшифровка самописцев наверняка уже в первые
дни после трагедии давала весь расклад случившегося. Тут уместна
аналогия с этим же
польским случаем в 2010 году:
тогда уже на 5-й день МАК (Межгосударственный авиационный комитет) выдал исчерпывающую версию происшествия, которая полностью подтвердилась впоследствии.
Об адлерской же
катастрофе МАК упорно молчит уже 6 месяцев.
На его
сайте, где публикуются подробные разборы всех летных происшествий – на предмет
адлерского висят всего два кратких сообщения, что расследование продолжается. И еще
такой многозначительный пассаж:
«Для расследования этой катастрофы привлечены ресурсы научно-исследовательских и экспертных
учреждений. Среди них Межгосударственный авиационный комитет, обладающий большим опытом расследования происшествий с самолётами
типа Ту-154 и необходимыми
ресурсами для оказания содействия в целях
ускорения расследования. Одновременно МАК информирует, что официальные комментарии по данному расследованию предоставляет исключительно Минобороны России».
То есть, читай, «нам рот заткнули, извините».
3. Естественно, министр обороны в первые же
часы, если не минуты
после катастрофы узнал, какой груз был на борту
разбившегося Ту. И неимоверно
долгие поиски обломков самолета, не добавившие
ровно ничего к информации
самописцев – говорят о том,
что искали тот самый тайный груз. А вовсе
не истину,
которая была ясна военным сразу же.
Ну, и еще
вопрос: а почему
военные во главе
с их министром
так прячут эту истину? И от кого
– от самого
Путина или от народа?
Ну, чтобы ее прятали
от Путина,
я очень
сильно сомневаюсь: он не похож
на человека,
которого можно эдак вокруг пальца обвести. Значит, прячут от народа.
Значит, эта правда такова, что как-то
страшно подрывает престиж наших военных.
То есть либо какой-то
подполковник, полный идиот, загрузил в пассажирский
самолет то,
чего в нем
близко не должно
было быть. И тогда
тень на всю
нашу армию, в которой
на коне
такие идиоты, что могут своим идиотизмом угробить аж костяк ансамбля Александрова.
Либо причастен генерал-полковник, входящий в самую
головку – и тогда
тоже стыд и срам:
выходит, через смену Сердюкова на Шойгу
наша армия не очистилась
от генерального
бесчинства?
И самое последнее. Помните, когда мы в детстве
смотрели фильм «Чапаев», многие из нас
кричали в зале:
«Чапай, беги!» Так же
спонтанно хочется сегодня, когда все практически стало ясно с адлерской
трагедией, крикнуть летчику Волкову: «Не бери этот груз! А взял
– не взлетай
выше 200-т метров над морем!»
Ведь если разобраться по спокойному уму, которого и не хвалило
летчику, попавшему в шторм
обстоятельств, у него
был шанс спасения. А именно:
при перегрузе самолета даже не пытаться
соблюсти инструкцию, которая обязывает на такому-то
удалении от аэродрома
подняться на такую-то
высоту. Нарушить ее к черту,
схлопотать за это
выговор, пусть даже увольнение – но спасти
этим свою жизнь и жизни
других. То есть
лететь на минимальной
высоте, вырабатывая топливо – и когда
вес самолета через час-полтора
снизится, начинать подъем.
Другое, что опять же
напрашивается на ум – если решил вернуться в Адлер,
делать разворот не путем
стандартного виража с боковым
креном, что и свалило
самолет в море,
а так
называемым «блином». То есть
одним рулем направления – когда самолет остается в горизонтальной
плоскости, а радиус
разворота при этом сильно вырастает: практически не применяемый
в современной
авиации маневр.
Да только и этот
шанс, который мог бы
спасти этот самолет, в дальнейшем
плане был бы
все равно призрачным и убийственным.
Допустим, Волкову удалось бы
выкрутиться из гиблой
ситуации, заданной организаторами его полета. Тогда в следующий
раз ему или его коллеге навесили бы
уже не 10, а 15 лишних
тонн какого-нибудь
«неуказанного» груза: ведь аппетиты растут по мере их удовлетворения.
И трагедия
произошла бы
все равно – не в этом
случае, так в следующем,
при сохранении ее причин.
Дай Бог, чтобы в итоге
этой катастрофы кто-то
кому-то
в наших
вооруженных силах дал как следует по мозгам, поставив крест на безобразиях,
приведших к неизбежному
исходу.
Александр Росляков
Самолёт Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение в акватории Черного моря. Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. Минобороны уточнило, что фрагменты корпуса Ту-154 обнаружены в 1,5 километра от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров.
Всего на борту находилось 92 человека, в том числе 64 артиста ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра — баянисты и балалаечники.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:50
Глава Минтранса России Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы Ту-154 Минобороны, заявил, что борту самолета, очевидно, нештатно сработала техника. Об этом в четверг, 29 декабря, сообщает РИА Новости.
Самолет при ударе о водную поверхность и, в последующем, о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции, — добавил он. Соколов также призвал воздержаться от распространения любых версий по катастрофе Ту-154 до окончательного объявления результатов работы комиссии.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:20
Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут детально изучены экспертами, после чего они и дадут однозначный ответ, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок на одном крыле был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.
В одном из специальном ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.
По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.
ОБНОВЛЕНИЕ 13:20
Чкаловская авиабаза, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154, в следующем году будет реорганизована, на ее базе будет заново создана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Об этом пишет газета "Известия".
Как отмечает газета, воссозданная дивизия будет базироваться на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, ее формирование начнется в начале следующего года. Эту информацию "Известиям" официально подтвердили в Минобороны России.
До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты дивизии особого назначения перевозили, а в случае необходимости и эвакуировали советских и российских военнослужащих и гражданских специалистов из горячих точек по всей планете, отмечает издание.
ОБНОВЛЕНИЕ 12:00
Предварительно установлена причина крушения самолета Ту-154 Минобороны, упавшего утром 25 декабря в Черное море близ Сочи это сваливание при недостаточной для набора высоты скорости из-за рассогласования закрылков. Об этом вечером 27 декабря сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе на месте ЧС.
По предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет свалился, сказал источник агентства.
По его словам, причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, не установлена. Официального подтверждения этой информации нет.
Гипотеза с закрылками появилась сразу после крушения. Так, «Коммерсантъ» написал, что к их рассогласованию могла привести критическая неисправность.
За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна, отметила газета.
Накануне ФСБ России назвала основными рабочими версиями крушения Ту-154 «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета».
ОБНОВЛЕНИЕ 09:30
Эксперты расшифровали речевой бортовой самописец разбившегося Ту-154 Минобороны РФ. Пленка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена.
Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!" А затем звучит крик: "Командир, падаем!", — рассказал источник близкий к следствию.
По его данным, второй самописец, параметрический, пока не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил и когда начнётся его расшифровка не известно.
ОБНОВЛЕНИЕ 14:40
Водолазы обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения самолёта Ту-154 Минобороны в Черном море. Об этом ТАСС сообщили в силовых структурах.
В ходе поисковых работ под кабиной самолета обнаружен один черный ящик. В ближайшее время он будет извлечен из воды, сказал источник.
Также собеседник сообщил, что тела трех погибших и большое количество останков обнаружены в районе крушения.
ОБНОВЛЕНИЕ 21:20
В краевой столице прошла траурная акция прощания с жертвами, погибших в результате крушения самолета Минобороны в Черном море. В ней приняли участие депутаты Закдумы и Гордумы, военные и неравнодушные горожане.
Мероприятие проходило возле памятника штурмовику Су-7Б в районе остановки "Портовая". Возложение прошло в темное время суток специально, чтобы люди после окончания рабочего дня смогли отдать дань уважения и памяти погибшим. Именно это дало возможность почти сотне людей прийти на акцию.
Это страшная трагедия. Абсолютно в любой ситуации важна каждая жизнь и сейчас объединилась вся Россия. Население большой страны скорбит и выражает соболезнования родственникам экипажа. Приятно, что так много людей смогли найти время и приехать сегодня для прощания с погибшими. Если кто-то не успел присоединиться к нам, то он может приехать почтить людей позже. Главное же желание, рассказал Руслан Верхотуров, соорганизатор.
По очереди брали слово представители городской и краевой власти. Они рассказывали о личных воспоминаниях знакомств с Елизаветой Глинка возглавлявшей благотворительный фонд и Валерием Халиловым создателем фестиваля военных оркестров «Амурские волны». После чего последовала минута молчания и началось возложение цветов.
Очень печально, что в мирное время гибнут люди. Сейчас пройдут разбирательства, будет проведена работа по недопущению подобного в будущем. Такого не должно быть и я надеюсь, что подобного больше не повторится, рассказала Алиса Селезнева, студентка.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:20
Теракт не является основной версией крушения Ту-154. Специалисты также не видят необходимости в ведении дополнительных мер безопасности в аэропортах РФ.
— Насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта. Мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны, — сказал министр транспорта России.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:15
Специалисты проанализировали данные объективного контроля с радиолокационных средств, чтобы точнее определить траекторию полета потерпевшего крушение Ту-154. Они выяснили, что самолет упал в шести километрах от берега, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
Сейчас поисковые работы ведут 39 кораблей и катеров, 135 водолазов и семь глубоководных аппаратов. Военнослужащие также обследуют берег в поисках тел погибших, обломков самолета и личных вещей пассажиров. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:06
Хабаровские коллеги артиста почтили память погибшего Валерия Халилова.
Хабаровчане несут цветы на площадь Славы. На площадь Славы коллеги Валерия Халилова вынесли подставку для нот , на котором располагалась фотография дирижера с траурной лентой. К пюпитру музыканты и неравнодушные хабаровчане возлагали цветы и ставили свечи.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:30
Среди летевших был 46-летний подполковник Восточного военного округа Александр Ваганов. Он был на борту ТУ-154, вылетевшего из Сочи ранним воскресным утром.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:20
Первый самолет с 10 телами погибших при крушении Ту-154 вылетел в Москву, сообщили "Интерфаксу" в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации с обнаруженными на месте авиакатастрофы 10 телами и 86 фрагментами вылетел в Москву, где будет проводиться их опознание и генетическая экспертиза специалистами Бюро судебной медицинской экспертизы и 111 Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны России, сказал сотрудник департамента.
ОБНОВЛЕНИЯ 13:40
Глава Чечни Рамзан Кадыров принял решение увековечить память погибшей в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и присвоить ее имя Республиканской детской клинической больнице в Грозном.
ОБНОВЛЕНИЕ 12:30
Кто будет курировать "Амурские волны" после смерти Валерия Халилова пока неизвестно.
До фестиваля еще очень далеко. Мы в шоке от трагедии и, разумеется, еще ничего не успели обсудить. Кто будет курировать фестиваль после смерти Валерия Михайловича, пока сказать сложно. Будем решать этот вопрос. Невероятная утрата для культурной жизни всей страны, сообщили корреспонденту DVhab в дирекции фестиваля «Амурские волны».
ОБНОВЛЕНИЕ 12:10
Матч "Амур" "Адмирал" начнется во Владивостоке с минуты молчания в память погибших в авиакатастрофе.
ОБНОВЛЕНИЕ 10:40
Лимиты компенсаций по крушению Ту-154 для военных составят порядка 7,8 млн руб, для гражданских лиц — 3 млн руб, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он разъяснил, что всем находившимся на борту самолёта положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса.
В добавление к этой выплате сумма компенсаций складывается для военных следующим образом:
По обязательному страхованию военнослужащих (страхование производится в соответствии с законом № 52-ФЗ) положена выплата на случай смерти в размере 2,337 млн рублей. Кроме того, страховщик уполномочен производить выплаты единовременных пособий на случай смерти военнослужащего или признания его негодным к военной службе. Размер пособия по смерти военнослужащего составляет 3,506 млн рублей. Впоследствии они компенсируются страховщику из бюджета.
ОБНОВЛЕНИЕ 10:20
Главный военный дирижер страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов был среди пассажиров разбившегося самолета Ту-154 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в Черном море. Валерий Халилов был инициатором проведения в Хабаровском крае Международного фестиваля военных оркестров «Амурские волны», который создавался при его непосредственной поддержке и участии. С 2012 года Валерий Халилов ежегодно приезжал в Хабаровск для участия в фестивале.
С 2002 по 2016 год Валерий Халилов был начальником военно-оркестровой службы Российской Федерации, главным военным дирижером. В этой должности он неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
В апреле 2016 года Халилов был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.
Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по гражданам РФ, погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:20
Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного корабля в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.
Авиакатастрофа, в которой погиб коллектив ансамбля им. Александрова — трагедия огромного масштаба, потому что Россия потеряла самых лучших, заявил во время специального выпуска программы Baltkom-online на латвийской радиостанции Baltkom российский певец Лев Лещенко.
ОБНОВЛЕНИЕ 17:50
Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с экранов радаров через несколько минут после вылета из Сочи. По предварительной информации, на борту лайнера находились 82 пассажира и десять членов экипажа. Об этом сообщил на источник в экстренных службах.
— Самолёт Ту-154 вылетел из Сочи, однако спустя несколько минут исчез с экранов радаров, — рассказал собеседника.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:20
В МЧС подтвердили обнаружение места падения самолета Ту-154 в Черном море, сообщает ТАСС. Людей пока обнаружить не удалось.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:05
Источник «Интерфакса» в экстренных службах Краснодарского края сообщает об обнаружении места предполагаемого падения Ту-154.
При обследовании акватории в 6-8 километрах от берега обнаружено масляное пятно, которое, как предполагается, могло явиться следствием падения в этом месте самолета. Туда направлены спасательные суда, говорит собеседник агентства. Официального подтверждения падения все еще не было.
Происходят практически ежегодно с момента начала полетов данного типа самолетов. С 1973 по 2011 год было всего несколько годов, в течение которых не произошло бы ни одного происшествия, связанного с Ту-154.
Всего в авариях и катастрофах потеряно было 72 самолета Ту-154. Крупнейшая катастрофа Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.
Вообще, не смотря на то, что, по мнению некоторых пилотов, Ту-154 излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала, этот авиалайнер зарекомендовал себя как вполне надежный и безопасный самолет. Тем более, что авиакатастрофы Ту-154 далеко не всегда случаются по вине техники.
Конечно, проблемы у лайнера случаются, но чаще они происходят на самолетах, которые эксплуатируются сверх нормы и не получают соответствующего обслуживания. Кроме того, нередко к катастрофам приводят ошибки экипажа, диспетчеров, либо другие обстоятельства. Например, в 2011 году ошибочно был сбит ракетой украинских ПВО при учениях гражданский рейс, пролетавший над Черным морем…
Из последних катастроф стоит отметить польский Ту-154 , разбившийся под Смоленском в 2010 году. В том самолете находится президень Польши со своей женой, а также множество высокопоставленных чиновников. Все они погибли.
Но случаются и более благоприятные исходы. В 2010 же году самолет с отказавшими двигателями смог благополоучно приземлиться на заброшенном аэродроме в Ижме. Этот легендартный компании Алроса сохранил жизни 81 человеку.
В таблице ниже представлен краткий перечень всех авиакатастроф Ту-154, составленные сайтом Википедия .
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/На борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
19.02.1973 | 85023 | Прага | 66/100 | Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП. |
03.1973 | н.д. | Киев | 0/н.д. | Разбился. |
07.05.1973 | 85030 | Внуково | 0/6 | Потерпел аварию при выполнении учебного полета. |
10.07.1974 | SU-AXB | Каир | 6/6 | Потерпел катастрофу при выполнении учебного полета. |
30.09.1975 | HA-LCI | Бейрут | 60/60 | Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при заходе на посадку. |
01.06.1976 | 85102 | Малабо | 46/46 | Врезался в гору при заходе на посадку. |
1976 | 85020 | Киев | 0/н.д. | Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации. |
02.12.1977 | LZ-BTN | Бенгази | 59/165 | Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку. |
23.03.1978 | LZ-BTB | у Дамаска | 4/4 | Потерпел катастрофу при заходе на посадку. |
19.05.1978 | 85169 | Максатиха | 4/134 | Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле. |
18.02.1978 | 85087 | Толмачево | 0/н.д. | Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж» . |
01.03.1980 | 85103 | Оренбург | 0/161 | Грубая посадка с деформацией фюзеляжа. |
07.07.1980 | 85355 | Алма-Ата | 164/164 | Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра. |
07.08.1980 | YP-TPH | Мавритания | 1/168 | Ошибочная посадка на воду за 300 м до ВПП. |
08.10.1980 | 85321 | Чита | 0/н.д. | Грубая посадка. |
13.06.1981 | 85029 | Братск | 0/н.д. | При посадке выкатился с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му ряду. |
20.09.1981 | 85448 | Ташкент | н.д. | Сгорел при заправке. |
16.11.1981 | 85480 | Норильск | 99/167 | Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты. |
21.10.1981 | HA-LCF | Прага | 0/81 | Грубая посадка из-за ошибки экипажа. |
11.10.1984 | 85243 | Омск | 4+174/179 | При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера. |
23.12.1984 | 85338 | Красноярск | 110/110 | Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем. |
10.07.1985 | 85311 | Учкудук | 200/200 | Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа. |
1986 | 7O-ACN | Аден | н.д. | Подробности неизвестны. В это время в стране шла гражданская война. |
21.05.1986 | 85327 | Домодедово | 0/175 | Получил остаточную деформацию конструкции в полете вследствие ошибочных действий экипажа. Самолет превращен в учебное пособие. |
18.01.1988 | 85254 | Красноводск | 11/143 | Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам. |
08.03.1988 | 85413 | Вещево | 9/н. д. | Взорван на земле террористами Овечкиными. |
24.09.1988 | 85479 | Алеппо | 0/168 | Сдвиг ветра, грубая посадка, самолет разломился на две части. |
24.09.1988 | 85617 | Норильск | 0/н.д. | Грубая посадка. Самолет превращен в учебное пособие. |
13.01.1989 | 85067 | Монровия | 0/н.д. | Взлет прерван из-за перегруза, выкат с ВПП. |
09.02.1989 | YR-TPJ | Бухарест | 5/5 | Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя. |
20.10.1990 | 85186 | Кутаиси | 0/171 | Из-за перегруза при предельной передней центровке подломилась носовая стойка шасси. |
17.11.1990 | 85664 | Чехия | 0/6 | Перевозил сигареты из Швейцарии, в полете груз загорелся. Пилоты посадили самолет в поле, где он полностью сгорел. |
23.05.1991 | 85097 | Пулково | 2+13/178 | Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолет развалился. |
14.09.1991 | CU-T1227 | Мехико | 0/112 | |
05.06.1992 | LZ-BTD | Варна | 0/130 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
18.06.1992 | 85282 | Братск | 1+0/0 | Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала. |
18.06.1992 | 85234 | Братск | 0/0 | Сгорел при заправке вместе с бортом 85282. |
20.07.1992 | 85222 | Тбилиси | 4+24/24 | Потерпел катастрофу при взлете из-за перегруза. |
01.08.1992 | YA-TAP | Кабул | 0/0 | Уничтожен на стоянке минометным огнем. До этого был подбит при заходе на посадку, но тогда повреждения были не очень значительными |
05.09.1992 | 85269 | Киев | 0/147 | Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка. |
13.10.1992 | 85528 | Владивосток | 0/67 | |
05.12.1992 | 85105 | Ереван | 0/154 | При посадке выкатился за пределы ВПП. |
19.01.1993 | 85533 | Дели | 0/165 | Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП. |
08.02.1993 | EP-ITD | у Тегерана | 2+131/131 | Столкнулся в воздухе с Су-22 ВВС Ирана. |
22.09.1993 | 85163 | Сухуми | 108/132 | Поврежден ракетой, выпущенной абхазскими силами при заходе на посадку в аэропорт г. Сухуми. Экипаж попытался произвести посадку, но в результате грубого столкновения с ВПП на борту начался пожар. |
23.09.1993 | 85359 | Сухуми | 0/0 | Попал под обстрел абхазских войск. |
25.12.1993 | 85296 | Грозный | 0/172 | Грубая посадка – подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года. |
03.01.1994 | 85656 | Иркутск | 1+125/125 | Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем. |
06.06.1994 | B-2610 | Сиань | 160/160 | Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте. |
21.01.1995 | 85455 | Карачи | 0/117 | Не смог взлететь из-за перегруза, выкатился за пределы ВПП. |
07.12.1995 | 85164 | Хабаровск | 98/98 | Несимметричная перекачка топлива из баков; КВС по ошибке увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым . |
29.08.1996 | 85621 | Лонгйир | 141/141 | Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа. |
13.09.1997 | 11+02 | Намибия | 24/24 | Военный. Столкнулся в воздухе с C-141 ВВС США. |
15.12.1997 | 85281 | Шарджа | 85/86 | Посадка до ВПП. Ошибка экипажа. |
29.08.1998 | CU-T1264 | Кито | 10+70/91 | Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
24.02.1999 | B-2622 | Жуйань | 61/61 | При снижении произошел отказ техники. |
04.07.2000 | HA-LCR | Салоники | 0/76 | Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолетом на занятой ВПП. |
03.07.2001 | 85845 | Иркутск | 145/145 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования. |
04.10.2001 | 85693 | Черное море | 78/78 | Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях. |
12.02.2002 | EP-MBS | Хорремабад | 119/119 | Разбился при снижении. |
20.02.2002 | EP-LBX | Мешхед | 0/н.д. | Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан. |
01.07.2002 | 85816 | Юберлинген | 69/69 | Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера. |
24.08.2004 | 85556 | Миллерово | 46/46 | Взорван в воздухе террористом-смертником. |
22.08.2006 | 85185 | Донецк | 170/170 | Ошибка командира воздушного судна: попытка облета грозового фронта сверху на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор». |
01.09.2006 | EP-MCF | Мешхед | 29/147 | При посадке лопнула шина, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
30.06.2008 | 85667 | Пулково | 0/112 | Пожар двигателя при взлете. Взлет прерван, машина списана. |
08.05.2009 | EP-MCR | у Мешхеда | 0/169 | Попал в сильную турбулентность, поврежден градом. Списан. |
15.07.2009 | EP-CPG | у Казвина | 168/168 | Разрушение двигателя на эшелоне. Потерял управление и разбился. |
24.01.2010 | 85787 | Мешхед | 0/170 | При грубой посадке у лайнера отвалился хвост, начался пожар. |
10.04.2010 | 101 | Смоленск | 96/96 | Потерпел катастрофу при пробном заходе на посадку в густом тумане. На борту был президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные лица. |
04.12.2010 | 85744 | Домодедово | 2/163 | Отказ двух двигателей после взлета из Внуково. При аварийной посадке в Домодедово выкатился за пределы ВПП и развалился на части. |
01.01.2011 | 85588 | Сургут | 3/134 | При подготовке к взлету на борту начался пожар: причины выясняются, наиболее вероятная – неисправность электрооборудования. |
В 5.27 мск после взлета с аэродрома Сочи, находящегося в городском районе Адлер. Самолет выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим (Латакия, Сирийская Арабская Республика).
Артисты Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова перед российскими солдатами и офицерами. Среди погибших художественный руководитель коллектива народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов, заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников, главный хормейстер Константин Майоров, пять солистов. В общей сложности, ансамбль потерял почти половину творческого состава.
Самолет, следовавший с подмосковного аэродрома Чкаловский в сирийский аэродром Хмеймим, должен был совершить дозаправку в Моздоке. Однако из-за непогоды Ту-154 направили в Сочи. По прибытии в аэропорт Адлер, самолет был взят под охрану сотрудниками Пограничной службы ФСБ России и военнослужащими Минобороны России.
Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, который стал свидетелем крушения Ту-154, рассказал, что перед катастрофой с "неестественно задранным вверх носом". Пограничник находился на катере в Черном море. По его словам, самолет, вместо того чтобы набирать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собираясь сесть, и в следующее мгновение задел поверхность воды хвостом, который при ударе отвалился.
Максимальная высота, на которую поднялся самолет, составила около 250 метров, а скорость — в пределах 360-370 километров в час.
Для ликвидации последствий авиационной катастрофы была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Южного регионального центра и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Во взаимодействии с соответствующими структурами Минобороны России, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава России, МВД России, Следственного комитета России и органов государственной власти Краснодарского края было организовано проведение поисково-спасательных работ. Они выполнялись силами общей численностью около 3,6 тысячи человек, применялось более 500 единиц техники, 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов. Поисковые работы проводились с применением современных подводных робототехнических комплексов . Оказывалась психологическая поддержка и медицинская помощь семьям погибших.
26 декабря 2016 года был объявлен днем траура в Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи.
В районе проведения поисковой операции на удалении 1700 метров от береговой линии по оси взлета воздушного судна водолазами на дне Черного моря . Акустическими средствами в данном месте был определен радиус их разброса, который составлял около 500 метров.
Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета.
Полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 .
Более половины жертв крушения самолета Ту-154 над Черным морем в Подмосковье. После завершения похорон на захоронения погибших был установлен памятный камень.
По факту крушения Ту-154 военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин . По его поручению уголовное дело для дальнейшего расследования .
Вопросами, связанными с установлением причин катастрофы, . В ее состав , кроме военных, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".
К расследованию катастрофы также специалисты и лабораторно-исследовательская база научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета.
В начале расследования авиационного происшествия комиссией было принято более 15 версий данного происшествия. ФСБ называла основными версиями: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного корабля, . Бортовые самописцы, поднятые из воды, позволили сократить число версий случившегося вдвое.
По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.
СМИ опять вернулись к гибели Ту-154 возле Сочи, того военного самолёта, в котором погиб ансамбль имени Александрова — что называется, культурный символ российской армии, и Елизавета Глинка — доктор Лиза, мать-Тереза наших Северных пространств. И ещё несколько команд журналистов погибли, в общей сложности 92 человека.
Ту-154 летел из Москвы, с военного аэродрома Чкаловский в Сирию, в Дамаск поднять накануне Нового года боевой дух личного состава ВКС России на авиабазе Хмеймим.
Полёт был как полёт, экипаж под командованием пилота Волкова уже не раз летал по этому маршруту. На Чкаловском военном аэродроме, под Москвой, известно — это военный аэродром, мышь, казалось бы, не проскочит, все погрузились на борт. Борт следовал в Дамаск над Каспийским морем, затем должен был дозаправиться в Моздоке, пролететь над Ираном, Ираком и через всю Сирию в Дамаск.
Но в этот раз Моздок был закрыт и борт полетел на дозаправку в Адлер над Кавказом, от Каспийского к Чёрному морю. Для самолёта это как для автомобиля поехать заправляться на ближайшую АЗС, ну заправимся на другой, по меркам воздушного транспорта — рукой подать.
В Адлере борт дозаправился, причём якобы никто не выходил и не садился в самолёт в Адлере. Взлетели, и через пару минут пропали с радаров. А потом нашли обломки Ту-154 в Чёрном море.
Обо всём об этом подробно писали газеты тотчас после 25 декабря. И про Ту уже вроде бы и стали забывать. И вдруг перед самым убийством в Киеве Вороненкова , и перед навальными беспорядками в Москве вдруг опять, глядите, новая порция якобы информации о гибели Ту-154.
Точнее, это не новая информация, но интерпретация части информации, которую мы уже имели.
Видимо где-то в высоких сферах управляющих нашим с вами психическим здоровьем, решили что версия ошибки пилота, которую нам тщательно выпячивали все эти месяцы, выглядит неубедительно и вот добавляют интерпретации.
Я запомнил основные претензии к пилотам.
Их (в сущности, речь идёт об одном, главном пилоте — командире борта Волкове) обвиняют в вещах доселе неслыханных в расследованиях гибели самолётов, а именно:
— в потере ориентировки в пространстве;
— в иллюзорном восприятии действительности;
— полёт был ночным и потому трудным.
Дескать, командир корабля Волков (теперь уже стали говорить, что налётанные им 4 тысячи часов недостаточны, чтобы называть его опытным пилотом, а раньше говорили что опытен Волков), принял звёзды отражённые в море за звёзды в небе и вёл себя соответственно, стал снижаться, вместо того чтобы взлетать.
Против такого шельмования их погибшего товарища, возмутились коллеги-пилоты. Какая-то значительная всё же часть их.
Сообщили что ночной полёт — обыкновенное дело и половина полётов ночные, ничего экстраординарного.
Что в ночном полёте командир корабля «смотрит только на приборы», потому какие там звёзды! Что у Ту-154 большой лётный коллектив, что несколько человек экипажа непрерывно докладывают командиру и высоту и всё что нужно.
Правда и среди коллег-пилотов были те, кто фактически винил в гибели Ту пилота, один «товарищ» так сказал, я уже цитировал его, что 4 тысяч налётанных полётов недостаточно, он романтически сообщил что «только после 10 налётанных тысяч пилот начинает чувствовать себя птицей».
Вернувшись к формулировкам, приведенным в СМИ, в частности, к этим «потеря ориентировки в пространстве» и к «иллюзорному восприятию действительности», я сказал себе: позвольте-позвольте, но ведь это же симптомы того, что происходит с лётчиком при радиоэлектронной атаке.
Версию о радиоэлектронной атаке в своё время отмело следствие.
Но она была. И сторонники этой версии ссылались на интересные данные.
Накануне трагедии, оказывается, в Чёрное море вошёл французский разведывательный корабль Dupuy de Lome, который может радиоимпульсом вырубить всю электронику самолёта.
Авторы версии утверждали, что с этого корабля могла быть предпринята радиоэлектронная атака на Ту-154. У России также имеются средства радиоэлектронного глушения, утверждали сторонники версии, мол, ничего фантастического, а борт-то был военный, поэтому совершавшие атаку себя кровопийцами и убийцами могли и не чувствовать.
Статус рейса был самый высокий, который только существует (военный ансамбль, даже дирижёр генерал-лейтенант, рейс в Сирию и тому подобные международно-политические важности).
Характер обломков и характер увечий нанесённых телам (водолазы утверждали, что мелко-мелко-порубленные в кашицу), а также разлёт обломков на большое расстояние свидетельствуют о взрыве на борту. Если бы самолёт разломался бы о воду, обломки были бы большими. И тела бы не были мелко порублены.
И наконец, даже тот факт, что наутро всем гражданским судам был запрещён выход в море в том районе, и другой факт: у береговой кромки выставили Нацгвардию, говорят за то, что от нас скрывают истинную причину гибели Ту.
И вот теперь вторая порция дезинформации. Видимо, наверху решили, что у нас с вами всё ещё могут возникнуть сомнения в правдивости обвинений во всём пилотов.
Поэтому вот дополнительно валят на них. Известный в криминальном мире приём — убийства всегда вешают на мёртвых товарищей.
Теперь об аэродроме в Чкаловском.
Лётчик Краснопёров : «Я летал с Чкаловского на восток. И досмотра не было никакого, с безопасностью гораздо хуже, чем в гражданских аэропортах».
Писатель Лимонов : «И я летал с Чкаловского… Досмотра не было никакого, ни паспортов не смотрели, ни багаж не проверяли. Ну ладно я, известный человек, но со мною были трое охранников, и у них ни паспортов не потребовали, ни багаж не досмотрели».