Сады боболи в флоренции. Сады Боболи во Флоренции: история, часы работы и как добраться Сады боболи

Сады Боболи во Флоренции - идеально сохранившийся городской сад эпохи Возрождения. Сады названы в честь холма, на котором располагаются. Боболи произносится с ударением на первый слог. Благодаря многочисленным статуям великих скульпторов, гротам, образцам ландшафтного дизайна, сады давно стали одним из музеев столицы Тосканы, по богатству шедевров не уступающему ни одному из дворцов Флоренции.

Главный ориентир для тех, кто хочет добраться до садов Боболи - дворец Питти. Из центра (во Флоренции все пути начинаются от ) можно доехать на автобусах 36,37 и 11 до остановки San Felice . А можно прогуляться пешком - 15 минут. Путь укажут таблички с надписью «Giardino di Boboli» .

Посетители допускаются в сад в зависимости от времени года:

  • 8:15-16:30 - с ноября по февраль;
  • 8:15-17:30 - в марте;
  • 8:15-18:30 - в апреле, мае, сентябре и октябре;
  • 8:15-19:30 - июнь, июль, август.

Первый и последний понедельник каждого месяца - сады закрыты , здесь работают садовники, мастера интерьера. Рождество (25 декабря), Новый год (1 января) и 1 мая - выходные дни.

Входной билет - 7 евро. Очередей не бывает. Покупать задорого в интернете смысла нет. Цена билета включает в себя посещение нескольких музеев: Музей серебра и галерею костюмов во дворце Питти, музей фарфора на территории садов, а также сады Бардини - огород семьи Моцци, превращенный в отличный ландшафтный парк.

Что интересного в садах Боболи?

Прошлое и настоящее гордости вездесущих в Тоскане Медичи

Прошлое

Во Флоренции у Медичи были завистники. Видя сказочно быстро богатеющее семейство, приобретающее всё большую власть, знатные семьи Тосканы лезли из кожи вон, чтобы переплюнуть Медичи хоть в чем-то. Вот и Питти, знатные и богатые флорентийцы, начали строительство фамильного дворца по последней моде, больше всего на свете хотели «утереть нос» заносчивым Медичи.

Из этой затеи у Питти ничего не получилось. У семьи закончились деньги, даже закончить строительство они не смогли. Чтобы унижение было сильнее и обиднее, Козимо Медичи доверил покупку «недостроя» своей жене, которая и приобрела дворец. За дворцом был обнаружен склон холма, поросший кустарником. С вершины холма открывался отличный вид на город - прекрасное место, чтобы соорудить нечто, поражающее воображение горожан. Чтобы создать великолепный парк с аллеями, террасами, скульптурами, гротами и беседками были приглашены лучшие из лучших: Вазари, Буонталенти, дель Россо, Париги, Лоренци. В результате получились сады Боболи, ставшие образцом для всех парков Италии и всей Европы на несколько столетий. Такая вот история…

Настоящее

Из всех многочисленных достопримечательностей парка стоит обратить особое внимание на:


Аллеи, террасы, клумбы, оранжереи, лабиринты - в садах Боболи есть где провести время. В парке несколько десятков скульптур, среди которых шедевры Возрождения, Барокко, Классицизма. Весной и летом от цветочных ароматов кругом голова. Любой объект садов легко найти на карте, которая прилагается к билету.

Посетить сады лучше всего утром, когда солнце не такое жаркое. С собой возьмите воду , поскольку ни кафе, ни ресторана на территории садов нет, зато еду в парк вполне можно проносить. Здесь специально есть несколько лужаек, отведенных для завтраков на траве. И что такое пикник в Боболи - знает каждый флорентинец.

Андрес Якубовскис

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

План садов Боболи:

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Обратная сторона Дворца Питти. Двор Аманати. Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи:

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой. Скульптура была создана Стольдо Лоренци в 1571 г., а сам фонтан был сделан лишь в 1777-78 гг. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Фонтан Нептуна:

Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati).

Музей фарфора. Этот музей располагается в особняке «Казино дель Кавальери», построенном в XVII веке на верхушке холма, откуда открывает прекрасный вид на сады Боболи. Он был открыт в 1973 году, а его коллекции по большей части состоят из фарфоровой посуды, принадлежавшей когда-то королевским династиям, правящим Тосканой.

Среди экспонатов также есть подарки Наполеона Бонапарта своей сестре Элизе Баччиоки, которая в XIX веке была великой княгиней Тосканы. Это красивейшие вазы и набор посуды, созданные на Севрской мануфактуре. В то время фарфор только-только начал осваиваться в Европе, до этого он производился лишь в Китае. Самыми старыми экспонатами музея считаются те, что принадлежали Джану Гастоне - последнему великому князю из династии Медичи. Он жил в конце XVII - начале XVIII веков.

Сады Боболи, Кофейный домик (Kaffeehaus):

Не помню, что это за строения??? А за ним - панорама Флоренции:

Аллеи и живые изгороди в Садах повсюду:

Опять пробел в моей памяти, не помню, что это за здание??? Может быть оранжерея Limonaia, построена Заноби Дель Россо в 1778 г.:

Тенистая платановая аллея:

Фонтан "Урожай":

Кипарисовая аллея:

Кипарисовая аллея. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные:

Статуя богини изобилия Абунданции в память о герцогине Иоанне Австрийской (1547-78):

Подходим к Островку или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат:

Джованни Баттиста Pierratti (1599-1662): Андромеда и чудовище, между 1630 и 1662, из белого мрамора и бронзы:

Фонтан океан, Джамболонья:

Пруд окружён стрижеными изгородями из самшита:

На острове - масса лимонных деревьев в больших горшках с лимонами разной степени зрелости:

Грот Буонталенти:

К гроту Буонталенти мы подошли в то время, когда он был закрыт. Мы попытались хоть что-то рассмотреть сквозь решётку. Неожиданно к нам подошла приятная женщина средних лет (сотрудница музея), которая открыла нам вход в грот и жестами пригласила нас войти. Потом выяснилось, что она в окно увидела наши смешные позы, которые мы невольно принимали, чтобы увидеть грот. Потом она терпеливо ждала, когда мы осмотрим и сфотографируем детали. Огромное спасибо этой итальянке, которая помогла нам.

Грот Буонталенти. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота - бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.

Грот Буонталенти. Фрески Бернардино Poccetti:

Искусственный грот Буонталенти украшен копиями «Рабов» Микеланджело:

Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси "Парис и Елена", созданная в 1560 году:

Конечно мы торопились, понимая, что задерживаем сотрудницу музея.

Из этой аллеи мы вышли после осмотра Садов Боболи:

С другой стороны аллеи скульптура, расположенная симметрично первой:

У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г..

Могущественная семья Медичи создала удивительные Сады Боболи в шестнадцатом столетии. Красивые итальянские сады со множеством статуй и фонтанов раскинулись вокруг Дворца Питти, формируя единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.

Дворец Питти перешел во владение Медичи в 1549, когда Элеонора ди Толедо выкупила его у обанкротившихся владельцев. Её муж, дюк Козимо I нанял самых прославленных архитекторов и ландшафтных дизайнеров для создания большого сада позади дворца. В результате, появился элегантный сад в стиле итальянского Ренессанса с геометрической планировкой. В последующие годы территория Садов Боболи несколько раз расширялась, добавлялись многочисленные статуи и фонтаны, а в 1776 году территория была открыта для посетителей. Некоторые части парка были созданы искусственно с соблюдением идеальных геометрических пропорций, в то время как другие являются естественными.


Благодаря продуманной топографии, Сады Боболи открывают лучшие виды Флоренции с любой из своих многочисленных террас. Из нескольких входов в парк наиболее популярный расположен на площади Питти и Пьяццале Порта Романа в восточной части парка. Вы можете купить билет отдельно в Сады Боболи, либо же комбинированный пропуск в Дворец Питти и парк. Учитывайте, что часы работы одного из красивейших садов Италии могут разниться в зависимости от времени года.


Входя со стороны Пьяцца Питти вы пройдете вдоль Фонтана Бахуса - одного из самых выдающихся фонтанов в парке. Рядом расположены две римских статуи, украшавшие прежний вход Садов. С левой стороны комплекса находится искусственный грот, известный как Гротто Гранде, или Гротто дель Буонталенти в честь дизайнера этой богато украшенной пещеры. Грот был реконструирован в период между 1583 и 1588 годами, включая три связанных между собой зала с коллекцией скульптур.

Здесь можно увидеть копии статуй Четырех Рабов - незаконченное творение Микеланджело для гробницы Папы Римского Джулиуса II. Кажется, будто рабы ожили и пытаются вырваться на свободу из блока мрамора - настолько реалистично мастер смог передать свой замысел. Оригиналы скульптур находятся в Галерее Академии. Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси "Парис и Елена", созданная в 1560 году. В других залах также можно встретить множество впечатляющих предметов истории. К сожалению, Грот часто закрыт для посетителей. К северу от Гротто Гранде расположились террасные сады, ведущие к Кофейному Домику. Элегантный павильон в стиле Рококо был построен в 1775 году и используется по назначению по сей день. В центре сада рядом с Кофейным Домиком находится небольшой фонтан, изображающий древнегреческого героя Ганимеда, оседлавшего орла.


Амфитатр Садов Боболи можно увидеть прямо позади Дворца Питти. В его нишах установлены многочисленные классические статуи и урны. Египетский обелиск посреди амфитеатра принадлежал фараону Рамзесу II. Он был доставлен в Рим из Гелиополя, а затем транспортирован во Флоренцию. За амфитеатром расположен небольшой пруд с фонтаном Нептуна по центру. Фонтан был создан в 1565-1568 годах мастером Стольдо Лоренци. Выше по склону раскинулся небольшой розарий с фонтаном в центре, известный как Сад Рыцарей. С его террасы открывается один из лучших видов на Флоренцию и ее достопримечательности. В небольшом здании рядом с розарием расположился музей Фарфора.


В западной части Садов Боболи торжествует дикая природа с зарослями и лесами. Сквозь эти территории проходит центральная аллея Виоттолоне. Аллея кипарисов со статуями ведет к озеру с маленьким островом Изолотто и симпатичным фонтаном, созданным Джамболоньй в 1576 году. Скульптуры загадочных мифологических существ со всех сторон охраняют проходы к острову.




Адрес: Сады Боболи, Площадь Питти, 1, 50125 Флоренция, Италия. Добраться сюда можно любым общественным видом транспорта.

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.

Развитие садов Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна. Этот этап развития садов охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.

Второй этап развития садов Боболи связан со значительным их расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры. Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части садов Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».

От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. В настоящее время кофейный домик находится на реставрации. От кофейного домика вниз простирается «сельскохозяйственная зона» садов Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур. В нижней части зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.

Пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат.

Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов. В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.

Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи Палаццо Питти и являются шедевром садово-паркового искусства Италии XVI века. Идея создать такой парк принадлежала Элеоноре Толедской - жене герцога Козимо I Медичи, которая захотела сделать самый лучший в мире парк, чтобы подчеркнуть богатство и влиятельность своей семьи. Над воплощением идеи в жизнь трудились лучшие итальянские архитекторы и скульпторы, начиная с 1549 года.


Прошлое

Во Флоренции у Медичи были завистники. Видя сказочно быстро богатеющее семейство, приобретающее всё большую власть, знатные семьи Тосканы лезли из кожи вон, чтобы переплюнуть Медичи хоть в чем-то. Вот и Питти, знатные и богатые флорентийцы, начали строительство фамильного дворца по последней моде, больше всего на свете хотели «утереть нос» заносчивым Медичи.





Из этой затеи у Питти ничего не получилось. У семьи закончились деньги, даже закончить строительство они не смогли. Чтобы унижение было сильнее и обиднее, Козимо Медичи доверил покупку «недостроя» своей жене, которая и приобрела дворец. За дворцом был обнаружен склон холма, поросший кустарником. С вершины холма открывался отличный вид на город - прекрасное место, чтобы соорудить нечто, поражающее воображение горожан. Чтобы создать великолепный парк с аллеями, террасами, скульптурами, гротами и беседками были приглашены лучшие из лучших: Вазари, Буонталенти, дель Россо, Париги, Лоренци. В результате получились сады Боболи, ставшие образцом для всех парков Италии и всей Европы на несколько столетий. Такая вот история...





Благодаря многочисленным статуям великих скульпторов, гротам, образцам ландшафтного дизайна, сады давно стали одним из музеев столицы Тосканы, по богатству шедевров не уступающему ни одному из дворцов Флоренции.





В садах Боболи во все времена проходило очень много самых разных мероприятий. При Медичи здесь устраивались пышные приемы, проводились спектакли и праздники. В садах Боболи расположен амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли в мире. Амфитеатр интересен еще и тем, что в нем находится египетский обелиск, привезенный из Луксора.









Сегодня здесь часто можно увидеть музыкальные и театральные представления, а также выставки. Дорожки парка, усыпанные шуршащим гравием, напоминают лабиринты, кое-где увитые плющом, затененные высоченными дубами и изящными кипарисами. Стоит отметить, что на главной осевой дорожке расположен фонтан Нептуна, возле одного из гротов - статуи рабов - точные копии «Рабов» Микеланджело, а также есть статуя толстого человека, сидящего верхом на черепахе, - это придворный шут герцога Козимо I.
Кстати, для посетителей парк открыт с 1766 года.


Вид на город. В северной части парка находится панорамная площадка с превосходным обзором флорентийских крыш.

Примечательно, что Сады Боболи не только прекрасный парк, созданный в лучших традициях Итальянского садово-паркового искусства, но и уникальный музей садовой скульптуры под открытым небом, в котором представлены как памятки античности, так и работы известных мастеров XVI и XVII веков.

Фонтан "Нептун"


Бронзовая статуя Нептуна с наядами и тритонами работы Столдо Лоренци датируется 1565-1568 годами. Центральная лестница заканчивается у мраморной статуи Изобилие, созданной Джамболонья при помощи Пьетро Такка и Себастьяно Сальвини. Аллегорическая фигура ясно символизирует процветание Великого Герцогства.


Нептун с наядами и тритонами работы Столдо Лоренци


Фонтан "Океан"



фрагмент фонтана




обитатель сада на парапете фонтана


Мраморная статуя Изобилие, созданная Джамболонья при помощи Пьетро Такка и Себастьяно Сальвини, статуи Диониса и Цереры работы Баччио Бандинелли и многие другие.


карлик из сада

Из книги Дэна Брауна "Инферно": По-прежнему держась за кустами, Лэнгдон смело шел вперед, прямо на глухую стену. Сиена быстро окинула ее взглядом, ища какой-нибудь проем, но в стене была только ниша со статуей совершенно омерзительного вида.Господи Боже, Медичи могли купить любой шедевр на свете, а выбрали это?!
Статуя изображала жирного нагого карлика верхом на гигантской черепахе. Яички карлика расплющились о панцирь черепахи, а изо рта у нее капала вода, точно она была больна.
- Знаю, знаю, - бросил Лэнгдон, не сбавляя шага. - Это Браччо ди Бартоло - знаменитый придворный шут. По мне, лучше посадили бы его в ту здоровенную ванну.




Скульптурная группа на аллее Вьоттолоне



парковая скульптура


Пегас


сторожевой пёс

Амфитеатр


Был сооружён на том месте, где добывался камень на постройку Палаццо Питти.
Территория парка разбита на части осевыми аллеями и дорожками из гравия. Именно так было принято проектировать территорию в 16 веке. Основная тропа, увитая каменными дубами и кипарисами, берет начало у амфитеатра, и по ней можно попасть прямо к тыльной стороне палаццо.


В амфитеатре шесть рядов каменных сидений, увенчанных украшенной балюстрадой. Первоначально в 24 нишах располагались античные статуи с фигурами собак и других животных по бокам. В 1818 году Джузеппе Качиалли обновил амфитеатр, расположив между статуями терракотовые урны, украшенные искусственным мрамором. На крутом спуске, ведущем к Чаше Форконе (полукруглой лужайке, объединяющей первые два уровня, расположенной у выхода из амфитеатра), находятся статуи Римлян, Императора и Цереры.


Египетский обелиск. В центре амфитеатра можно увидеть обелиск, который был привезен из предыдущей резиденции Медичи, а туда доставлен из самого Египта (Луксор).


Cад Кавальере


Сад Кавальере представляет собой декоративную террасу. В разное время здесь цветут пионы и розы, и открывается прекрасный вид на живописные окрестные холмы, оливковые рощи, великолепный фасад базилики Сан-Миниато.


Сад Кавальери - великолепные розарии на террасе








Вид из сада Кавальере


Каштановый луг



Tindaro Screpolato. По мысли самого скульптора скульптура символизирует стойкость характера и отважность перед лицом неумолимо бегущих лет, но в то же время показывает, как недолговечен срок расцвета человеческих сил. Возникает ощущение, что скульптура установлена здесь столетия назад, и уже стала частью роскошного сада.


кедр атласский

Грот Буонталенти

Грот Буонталенти – это уникальное сотрудничество мастерства природы-матушки и усердного старания скульпторов. Пещеру, которая находится с тыльной стороны дворца Питти, начали облагораживать в период с 1583 по 1593 год. Заказчиком выступил Франческо I Медичи.





Грот был создан для решения проблемы объединения участков, которые находятся на разных уровнях, так как внутренний двор ниже, чем расположенный за ним амфитеатр. Вход в грот Буонталенти, помимо искусственных сталактитов и сталагмитов содержит также копии «Рабов» Микеланджело.





Потолок грота. От пола до потолка их покрывают настенные росписи с изображением фантастического сада, в котором можно разглядеть коз, овец, обезьян и даже гепардов.




В то время было очень модно приглашать художников и архитекторов для оформления декоративных пещер, реконструируя естественный рельеф. Гроты украшались фонтанами, скульптурами и фресками на эзотерические и мифологические темы.


Купание Венеры

Внутри находится тот самый потайной ход к Понте-Веккьо, которым пользовались во время войны. Пещера представляет собой шедевр строительного мастерства и культуры маньеризма, которые здесь создали особую смесь архитектуры, живописи и скульптуры. Уже при самом входе в пещеру по обе стороны от проема расположено множество ниш, со стоящими там статуями Цереры и Аполлона.














Кроме того, Сады Боболи входят в единый музейный комплекс Дворца Питти. На территории парка и в самом дворце расположены музеи.

Дворец Питти


Палаццо-Питти - самый большой дворец и один из самых крупных музейных комплексов Флоренции.


Фонтан Артишоков. Работа Франческо Сусини (1639-1641).

Когда-то это величественное здание было резиденцией великих князей Тосканы (в том числе клана Медичи) и короля Италии, когда он заезжал сюда с важными государственными визитами. В наши дни дворец Питти представляет собой великолепный музейный комплекс, хранящий ценные коллекции живописи и скульптуры, костюмов, изделий из серебра и фарфора. Ему также принадлежат знаменитые Сады Боболи, одни из старейших и самых красивых образцов итальянского садово-паркового искусства.









Спроектировал палаццо и руководил его строительством ученик великого архитектора Филиппо Брунеллески – Лука Фанчелли. Перед зданием – большая наклонная овальная площадь, на которой в летний денек можно регулярно видеть возлежащих прямо на земле путешественников, студентов, художников и прочих любителей вольной жизни.






Сегодня на территории дворца Питти и садов Боболи расположены: Палатинская Галерея, Королевские апартаменты, Музей серебра, Музей современного искусства, Галерея костюмов, Музей фарфора и Музей карет.





Палатинская галерея была открыта для широкой публики в 1828 г., во время правления Лотарингского дома. Из роскошных помещений, оформленных в стиле барокко, особого внимания заслуживают так называемые мифологические залы, посвященные Венере, Аполлону, Марсу, Юпитеру и Сатурну, роспись которых осуществил Пьетро да Кортона. Среди всего этого великолепия располагаются картины в богатых рамах, собранные представителями династии Медичи и Лотарингскими герцогами. Живописные шедевры размещены не в хронологическом порядке, а в соответствии со вкусами бывших владельцев.






В Палатинской галерее находится самое большое в мире собрание картин Рафаэля, включающее 11 полотен. Многие из них, а также работы Тициана являлись частью приданого Виттории делла Ровере, дочери герцога Урбино и супруги Фердинандо II Медичи.





Стены Палатинской галереи украшены полотнами мастеров Возрождения

Здесь же находятся картины известных флорентийских художников: Поллайоло, Россо Фьорентино, Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто, Бронзино, Понтормо, Филиппо Липпи. В коллекции музея представлены работы Караваджо, Мурильо, Веласкеса, Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Франса Пурбуса.

Музей изделий серебра

Музей серебра - уникальная коллекция, располагающаяся во Дворце Питти. В ней представлены предметы искусства, которые начал собирать еще Лоренцо Великолепный де Медичи.








В Музее серебра находится коллекция ваз Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепного». Здесь представлены изделия, изготовленные в Древнем Риме, в империи Сасанидов, в Византии, Венеции, Германии и других странах. Этот музей представляет собой настоящую сокровищницу, так как многие предметы изготовлены из золота, серебра, слоновой кости и украшены драгоценными камнями.

Галерея костюмов

Галерея костюмов считается единственный музей во Флоренции, который охватывает темы исторической моды, одежды и аксессуаров из века XVI до начала ХХ века, что составляет около 6000 экспонатов..



Музей фарфора

Музей фарфора размещается в казино Рыцарь расположен в саду Рыцарь, часть Боболи Сад, где выставлены коллекции столовых приборов и другие элементов для стола, все сделано из фарфора, использованы в прошлом большими герцогскими семьями.


Портрет Наполеона в Музее фарфора







Очень ценен Боболи и с точки зрения ландшафтного дизайна - аллеи из кипарисов и падубов, гармонично разделяющие пространство; живые изгороди из самшита, лужайки и цветы, придающие ему исключительный интерес и необычайную привлекательность; контейнеры с цитрусовыми, образующие сад-остров Изолотто.

Благодарю за предоставленные фото