Теплоход «Василий Головнин» загрузился в Шанхае оборудованием для аргентинских научных станций. Дизель-электроход «Василий Головнин» Транспортной группы FESCO Теплоход василий головнин

Дизель-электроход «Василий Головнин», управляемый Транспортной группой FESCO, является четвертым в серии из пяти кораблей проекта 10620, построенной в период с 1986 по1989 год на Херсонском судостроительном заводе, Херсон, Украина. К данной серии относятся корабли: «Витус Беринг» (построен в октябре 1986 года), «Алексей Чириков» (построен в сентябре 1987 года), «Владимир Арсеньев» (построен в декабре 1987 года), «Степан Крашенников» (построен в сентябре 1989 года).

Данная серия была построена для осуществления снабженческих операций в Арктики и приарктических районах. Суда серии спроектированы для плавания во льдах за ледоколами типов и и самостоятельного плавания в сплошном ровном льду толщиной 0,8 метра при скорости 1,5 узла, частоте вращения винта 160 об/мин и при мощности на винте 9,3 МВт. Предусмотрена возможность толкания и буксировки судна ледоколами.

Тип судна: одновинтовой, двухпалубный, ледокольно-транспортный дизель-электроход с баком и квартердеком, с носовым расположением надстройки и машинно-котельного отделения, четырехтрюмный, приспособленный для вертикальной и горизонтальной грузообработки с помощью грузовых кранов, аппарели, судовых вертолётов, платформ на воздушной подушке, а также плавучих средств судового базирования. Корпус судна сварной, выполнен по смешанной системе набора. Судно оборудовано днищевым и подпалубным коридорами.

Назначение: перевозка генеральных, крупногабаритных (до 7×18 метров) и тяжеловесных (до 48 тонн) грузов; накатной техники (массой до 43,5 тонн); жидких грузов (два сорта дизельного топлива, в том числе с температурой вспышки паров ниже 43°С); рефрижераторных грузов; горючесмазочных и легковоспламеняющихся материалов в таре; каменного угля, руды; взрывоопасных грузов; контейнеров международного стандарта.

Дизель-электроход «Василий Головнин» («VASILIY GOLOVNIN») IMO: 8723426, флаг Россия, порт приписки Владивосток, был построен 24 декабря 1988 года, строительный номер 5004. Судостроитель: Херсонский ССЗ, город Херсон, Украина. Владелец и оператор: FESCO, город Москва, Россия.

Основные характеристики: Водоизмещение 13514 тонн, дедвейт 10700 тонн. Длина 163,9 метра, ширина 22,46 метра, высота борта 12,0 метров, осадка 9,0 метров. Скорость хода 15,9 узла.

До 23 сентября 1992 года работал в составе флота ГП Дальневосточное морское пароходство ММФ СССР. После этого вошел в состав ОАО Дальневосточное морское пароходство (FESCO).

Д/э «Василий Головнин» работает в Антарктике с 2003 года по настоящее время. с 2008-го по 2012-й, FESCO ежегодно выигрывала тендеры по снабжению аргентинских антарктических станций, которое выполнял дизель-электроход. В 2014-м сотрудничество было возобновлено.

С 12 по 17 января 2014 года была в порту Буэнос-Айрес, после чего судно направилось в Антарктиду. В этом году судно доставит 5600 тонн грузов: 4803 тонны - это генеральные грузы, продукты и оборудование; 797 тонн - топливо. Также на борту находятся два вертолета-КА-32, с помощью которых ведется выгрузка на необорудованный берег, и 240 тонн керосина для заправки вертолетов. 20 марта 2014 года дизель-электроход генеральными грузами, продуктами, дизельным топливом аргентинских научно-исследовательских станций в Антарктиде.

25 ноября 2014 года Владивосток и направился в порт Буэнос-Айрес в рамках участия в проекте по снабжению аргентинских научно-исследовательских станций в Антарктиде в 2015 году. По сообщению от 10 марта 2015 года дизель-электроход под командованием капитана Иксана Юсупова в рамках проекта Министерства обороны Аргентины по обеспечению грузами аргентинских научно-исследовательских станций в Антарктиде.

С апреля по октябрь 2015 года с экспедиционным грузом по трассе Северного морского пути в западном секторе Арктики. По сообщению от 30 октября Транспортная группа FESCO Министерства обороны Аргентины на участие в проекте по снабжению научно-исследовательских станций в Антарктиде в 2016 году.

04 февраля 2016 года для работы по проекту снабжения аргентинских научно-исследовательских станций в рамках тендера Министерства обороны Аргентины. 11 марта в рамках проекта Министерства обороны Аргентины по обеспечению грузами научно-исследовательских станций в Антарктиде. По сообщению от 07 июня 2016 года в западный сектор Арктики. На данный момент следует в порт Архангельск, куда планирует прибыть 09 июня.

В летне-осеннюю навигацию 2018 года будет осуществлять народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера в рамках ежегодных мероприятий по обеспечению северного завоза. По сообщению от 19 октября Транспортная группа FESCO с Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии на обеспечение индийских антарктических научно-исследовательских станций в 2019 году.

26 января 2019 года порт Кейптауна (ЮАР) и приступил к реализации проекта снабжения индийских научно-исследовательских станций в Антарктиде, который продлится до апреля 2019 года.

Виталий ОЛЕГОВИЧ

Войдя в состав Дальневосточного морского пароходства в далеком 1988 году, дизель-электроход усиленного ледового класса «Василий Головнин» был ориентирован на линию доставки грузов в труднодоступные районы Арктики. С тех пор практически ежегодно летом судно участвует в кампании северного завоза в порты и на необорудованный берег Чукотки. Когда в Северном полушарии наступает зима, дизель-электроход перемещается в Южное, по зарубежному фрахту обеспечивая ресурсами антарктические станции разных государств.
В прошлом году «Василий Головнин» совершил четыре рейса в Певек из порта Эверетт (штат Вашингтон, США), доставляя грузы для Чукотской горно-геологической компании, необходимые для освоения золотосеребряного месторождения Купол.
В этом году перед отправкой в Эверетт из Владивостока судно доставило свыше 5 тыс. тонн грузов в порты Провидения, Эгвекинот и Анадырь. В главных морских воротах округа 25 июня «Василий Головнин» явился вторым судном навигации-2010. Здесь мы поднялись на борт, чтобы побеседовать с капитаном Владимиром ФЕДОРЕНКО.

ЛЬДЫ - ПОМЕХА ДОСАДНАЯ, НО НЕ ФАТАЛЬНАЯ

Как объяснил Владимир Иванович, заход в порты Восточной Чукотки в этом году стал возможным благодаря тому, что раньше обычных сроков завершилась последняя экспедиция по обслуживанию аргентинских станций на Антарктическом полуострове и архипелаге, отделенных от Южной Америки почти всегда штормовым морем пролива Дрейка. Серьезно осложнилась навигационная обстановка и пришлось сворачиваться. «Василий Головнин» имел время для техобслуживания и частичной смены экипажа. Было принято решение до официального открытия навигации в Певеке 25 июля взять во Владивостоке и развезти по местам попутный груз.
Во Владивостоке грузились двое суток - с 10 по 11 июня. Взяли на борт более 5 тысяч тонн. В основном контейнеры, в том числе и рефрижераторные, немного генерального груза (строительные материалы), 17 автомобилей.
- Весь путь к берегам Чукотки прошел в комфортных погодных условиях, и уже через девять дней мы прибыли в Провидения - отличный показатель, - сообщил капитан. Акватория порта была чистой ото льдов.
Впрочем, для «Василия Головнина» льды - помеха досадная, но не фатальная. Он был построен в 1988 году на верфи в Херсоне (Украина) в числе серии специальных судов, предназначенных для доставки грузов в арктические широты. (Для Дальневосточного пароходства было построено пять судов подобного класса, но в период перестроечного кризиса четыре были проданы.)
На двух двигателях «Василий Головнин» может без ледокольной поддержки маневрировать среди льдов толщиной до 1,2 метра толщиной. Корпус изготовлен из высокопрочной стали марки 100.
Да и грузоподъемность дизель-электрохода существенно превышает ту, что была задействована в первом рейсе навигации-2010 - 9,3 тыс. тонн. Имеется четыре обычных грузовых трюма. Кроме того - два рефрижераторных трюма, куда можно загрузить по 400 тонн замороженной продукции. Есть специальный трюм для перевозки взрывчатых веществ и палуба для автотранспорта.
Важным преимуществом «Василия Головнина» является наличие кормовой аппарели, позволяющей вести разгрузку на необорудованный берег без применения портальных кранов. Судно может нести на борту два вертолета. Наличие винтокрылых машин дает возможность разгружаться без швартовки к причалу.
За три дня освободившись от последних грузов в Анадыре, судно взяло курс на Эверетт, куда дошло за восемь дней.
Работа на линии от Эверетта до Певека продолжится примерно до 12 октября, а в ноябре «Василий Головнин» уходит к берегам Антарктиды - вновь по фрахту правительства Аргентины.

ОН ОТКРЫЛ АРГЕНТИНСКУЮ ШКОЛУ

Капитаном на судне я отрабатываю второй контракт, но первый рейс на борту «Василия Головнина» помощником капитана совершил еще в 2003 году, - сказал Василий Федоренко. - Сделал три рейса в Антарктиду в качестве дублера капитана. Для сложных антарктических походов - это обычная практика: иметь двоих капитанов на борту. Отрабатывали мы там до трех месяцев в году. Потом судно отстаивалось во Владивостоке и перестраивалось в режим арктической навигации.
Особенно запомнился Владимиру Ивановичу прошлогодний рейс к Южному континенту, а именно на острова Большого Антарктического архипелага, где размещена аргентинская научная и военно-морская база Эсперанза.
- Постоянный персонал базы составляет полторы сотни человек, но летом туда перебираются члены семей персонала, и население Эсперанзы удваивается, - заметил капитан. - В поселке насчитывается более трех десятков строений. Есть церковь, музей. А в прошлом сезоне в статусе официального представителя России я участвовал в церемонии открытия школы.

СЫН КАПИТАНА РВЕТСЯ В МГУ

Стоять у штурвала одного из лучших в Дальневосточном морском пароходстве судов, подтвердивших свою исключительную работоспособность и надежность в полярных широтах обоих полушарий Земли - большая честь, которую можно доверить лишь высокому профессионалу. Какие дороги привели Владимира Федоренко на капитанский мостик «Василия Головнина»?
Родился он во Владивостоке в 1961 году. После школы без долгих раздумий поступил в Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ), равно как и две трети его одноклассников.
- Вопроса о выборе профессии для нас вообще не стояло, поскольку наша 52-я школа находилась на проспекте Столетия - в жилом микрорайоне, который курировался Дальневосточным морским пароходством, - объяснил Владимир Иванович. - Хотя у меня в роду моряков не было… В 1984 году закончил факультет судовождения и поступил на работу в пароходство. С того времени сменил много судов - это учебные, сухогрузы, ледоколы. Десять лет ходил на так называемых «морковках» - ледокольно-транспортных судах. Три года был старшим помощником капитана на «Алексее Чирикове», капитаном на «Пионере Славянки», «Амуре».
В этом году оканчивает школу его сын Кирилл. Куда поступит? Нет вопроса - конечно, в… нет, теперь уже не ДВВИМУ, а Морской государственный университет (МГУ). Но опять же - на судовождение.
- Как никакая другая профессия, профессия моряка дает возможность сразу же неплохо зарабатывать, - поддерживает сына Федоренко. - Между прочим, иностранные судовые компании сегодня проявляют огромный интерес к выпускникам российских профильных вузов. Корейцы, японцы отслеживают наших студентов со второго-третьего курсов, выплачивая самым перспективным стипендию, а университету - их обучение по специальной программе. Выпускников рекрутируют в свой флот. Начиная трудиться минимум четвертыми помощниками капитана, молодые люди зарабатывают в месяц до 2,5 тыс. долларов.

БЕРЕГ ЧУКОТКИ - ВЗГЛЯД С МОРЯ

Касаясь специфики навигации у берегов Чукотки, Владимир Федоренко отметил, что наши порты пребывают не в лучшем состоянии, они плохо приспособлены к обработке крупнотоннажного флота. Слабо оборудованные причалы, изношенные портофлот, погрузо-перегрузочные комплексы… Причем, по мнению капитана, в Певеке ситуация лучше, чем в Анадыре: там купили новый буксир, сезонные бригады из Украины дорожат каждым часом, каждым своим рублем, оперативно обрабатывая суда:
- Если в Анадырь я пришел с неполной загрузкой и мое судно обещали обработать за трое суток, то в Певеке полностью загруженное судно (300 контейнеров) обрабатывают менее чем за сутки. И потом, одного буксира для главного порта Чукотки - мало. Впрочем, в Эгвекиноте и Провидения хуже всего.

ОТПУСТИТЕ ЕГО В АНТАРКТИДУ!

Экипаж судна в эту навигацию несколько даже превышает штатный - 33 человека. На борту есть несколько практикантов из Морского государственного университета. Как это принято у моряков, экипаж часто обновляется, но костяк командного состава остается стабильным. Признанный ветеран коллектива - Илларионович. Это старший электромеханик Владимир Ковалевский.
Как и капитан, он не из морской династии. Да и родился в 1948 году вдали от моря, в городе Иман Приморского края (сегодня - Дальнереченск). Но после восьмилетки целенаправленно устремился во Владивосток, где закончил ГПТУ, получив специальность судового электромонтажника. Работал на Дальзаводе. Потом - служба в армии. Отдал долг Родине, отслужив пограничником в Петропавловске-Камчатском. Вернулся на работу в Дальневосточное морское пароходство.
Сразу попал в состав танкерного флота и свое морское крещение принял в 1969 году на борту танкера «Петр Шершов»:
- Правду сказать, меня поначалу страшно укачивало - припадал к иллюминатору и «травил» за борт.
Всю жизнь Ковалевский учился, притом не изменяя однажды избранной профессии специалиста по судовому электрооборудованию. Сначала продолжил учебу в заочной школе комсостава. За полтора года прошел три класса и поступил в заочное среднее мореходное училище по профилю судового электромеханика. Закончив его в 1978 году, поступил в ДВВИМУ. Таким образом, у него два морских образования - среднее специальное и высшее.
Долгое время работал на перевозках угля из Анадыря в Эгвекинот, а теперь седьмой год приходит на Чукотку на «Василии Головнине». У него тут - особенная, исключительно важная роль.
- «Василий Головнин» - не просто теплоход, а дизель-электроход усиленного ледового класса, - уточнил Владимир Ковалевский. - Обороты его двигателей регулируются очень плавно, без рывков.
Такая характеристика позволяет максимально эффективно и, главное, безопасно маневрировать среди льдов. Следить за исправностью электродвигателей - главная обязанность Ковалевского, под началом которого действует электрогруппа из восьмерых специалистов.
За многолетний труд он награжден золотым знаком «Заслуженный работник Дальневосточного морского пароходства» и знаком «Почетный полярник». Увы, в Антарктиду не довелось еще сходить - не попадал в сменный антарктический экипаж.
- А хотелось бы на императорских пингвинов посмотреть! - поделился мечтой Ковалевский.

Справка «КС»

Дизель-электроход «Василий Головнин» носит имя Василия Михайловича Головнина, русского мореплавателя - исследователя Тихого океана и Курильских островов, «кругосветника» XIX века.
Его имя отмечено на географических картах: залив Головнина, вулкан Головнина, поселок Головнино на о. Кунашир, пролив Головнина в гряде Курильских островов, мыс Головнина на западном берегу Северной Америки, гора Головнина на о. Новая Земля. По морскому поверью, имя судна влияет на его судьбу и работу, вот и «Василий Головнин» бороздит моря и океаны, в прямом смысле слова, от Арктики до Антарктики.


Бортовой номер и название: М-0002 «Адмирал Шабалин»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Шабалина Александра Осиповича.
ИМО №: 8607165

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла:
Основной объект промысла:
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0007 «Павел Кутахов»
В честь кого названо: Судно построено в 1989 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь Главнокомандующего ВВС СССР, дважды Героя Советского Союза Кутахова Павла Степановича.
ИМО №: 8607282

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1989
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0275 «Александр Косарев»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского комсомольского, партийного и государственного деятеля 1920-1930-х годов, репрессированного в 1938 г., Косарева Александра Васильевича.
ИМО №: 8607153

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,0
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: МК-0556 “Капитан Демиденко»
ИМО №: 8907137

Средняя численность экипажа: 95
Тип судна:
Год постройки: 1994
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,0
Чистая вместимость: 7682 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0202 «Борис Зайцев»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Зайцева Бориса Григорьевича.
ИМО №: 9137478

Тип судна:
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции:


Бортовой номер и название: М-0204 «Яков Гунин»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Гунина Якова Алексеевича.
ИМО №: 9137492

Тип судна: рыболовное типа «Иван Шаньков»
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: охлажденная потр. б/г и с/г, печень трески в банках


Бортовой номер и название: МК-0356 «Рыбак»
ИМО №: 8901494

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1927 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша, морской окунь, палтус синекорый
Вид продукции: потр. б/г


Бортовой номер и название: МК-0361 «Василий Головнин»
В честь кого названо: Судно построено в 1992 г. в Норвегии и является одним из 20 траулеров типа «Стеркодер», построенных в период с 1989 по 1992 г. в Норвегии (проекты R-9104 и R-8830), названо в честь известного русского мореплавателя и путешественника, вице-адмирала, член-корреспондента Петербургской Академии наук Головнина Василия Михайловича.
ИМО №: 8913277

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1992
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1928 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Бортовой номер и название: МК-0378 «Капитан Назин»
В честь кого названо: Судно построено в 1993 г. в Испании и является одним из 15 траулеров, построенных в период с 1991 по 1994 г. в Испании (проект D 1305), названо в честь Героя Советского Союза Назина Ивана Ильича.
ИМО №: 8907046

Тип судна: рыболовное типа «Сотрудничество»
Год постройки: 1993
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,64
Чистая вместимость: 7665 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0278 «Бухта Наездник»
ИМО №: 8913253

Средняя численность экипажа: 46
Тип судна: Средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ) типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Класс: KM* L4 fishing vessel
Водоизмещение (т): 2878
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,00
Чистая вместимость: 1899 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

02.12.2014 Морской транспорт

Теплоход «Василий Головнин» Дальневосточного морского пароходства, направляющийся в Антарктиду по проекту снабжения аргентинских научно-исследовательских станций, сегодня в китайском порту Шанхай погрузил емкости для перевозки топлива и генераторы и взял курс на Сингапур. В эту гавань судно зайдет 9 декабря для бункеровки (получения топлива, продуктов питания и других грузов для экипажа), после чего проследует в порт Кланг (Малайзия) для приемки на борт вертолетов, сообщила пресс-служба пароходства.

Далее запланирован переход до Буэнос-Айреса, куда судно прибудет 10 января 2015 года. Там «Василий Головнин» погрузит в свои трюма основное снабжение для аргентинских исследователей страны пингвинов, и уже оттуда возьмет курс на Антарктиду.

Этот рейс, начавшийся 25 ноября из Владивостока, будет для дизель-электрохода «Василий Головнин» седьмым по счету, выполняемым в рамках снабжения аргентинских антарктических станций.

В конце октября текущего года Дальневосточное морское пароходство выиграло тендер министерства обороны Аргентины на снабжение научно-исследовательских станций в Антарктиде в 2015 году. Работа по проекту продлится до середины февраля. Стоимость контракта компания не раскрывает. Пароходство участвует в данном проекте с 2008 года.