Титаник. Факты

1. Для постройки «Титаника» было использовано 3 миллиона заклепок, большинство из которых было изготовлено вручную.

2. Для спуска судна на воду потребовалось 23 тонны жира, паровозного масла и жидкого мыла - для смазки направляющих сходней.

3. Конструкторы считали лайнер непотопляемым. Двойное дно и 16 водонепроницаемых переборок были для того времени ноу-хау. Однако конструкторы не знали, насколько пробивным может быть айсберг.

4. На «Титанике» не оказалось такой простой вещи, как бинокль. Капитан уволил своего второго помощника Блэра, а тот в отместку утащил ключи от сейфа, где лежали бинокли для впередсмотрящих.

5. Кораблекрушение случилось 14 апреля 1912 года. События воссозданы до мелочей. С самого утра раз десять экипажи других лайнеров передавали сводки о том, что айсберги уже неподалеку, но «Титаник» игнорировал эти предупреждения. Последняя сводка поступила на «Титаник» за 40 минут до столкновения. Но радист «Титаника» даже не дослушал сообщение и прервал связь.

6. На лайнере находились многие знаменитости того времени. Среди них, например, была миллионерша и феминистка Маргарет Браун. Она славилась тем, что знала пять языков и материлась на них как сапожник. После столкновения с айсбергом Маргарет помогала рассаживать людей по шлюпкам, но сама покинуть корабль не торопилась. Наконец кто-то силой столкнул ее в лодку и отправил в открытое море. Добравшись до другого корабля, «Карпатии», Маргарет тут же начала искать для пострадавших одеяла, продукты, составляла списки выживших, собирала деньги. К моменту прибытия «Карпатии» в порт она собрала для выживших 10 000 долларов.

7. Другой известный пассажир «Титаника», бизнесмен Бенджамин Гугенхайм, усадил в спасательную шлюпку свою спутницу. Он убедил ее, что они скоро увидятся, хотя понимал, что положение безнадежное. Вместе с камердинером он вернулся в каюту и переоделся во фрак, а потом сел за столик в центральном холле и стал пить виски. Когда кто-то предложил им все же попробовать спастись, Гугенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

8. Непогашеный билет на церемонию спуска на воду «Титаника» ушел с молотка на Лондонском аукционе за 56 300 долларов. А меню с борта лайнера со списком из 40 блюд было продано в Нью-Йорке за 31 300 долларов. Другое такое же меню в Лондоне ушло за 76 000 фунтов. Ключи от корабельного помещения, в котором хранились фонари для спасательных шлюпок, тоже сохранились и были проданы за 59 000 фунтов.

9. Лайнер тонул под музыку. Оркестр до последнего стоял на палубе и играл церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе».

10. Российские глубоководные аппараты «Мир» в 1991 и 1995 годах погружались к судну, которое сейчас находится на глубине 3,8 километра. Тогда аппараты сняли видео, которое вошло в пресловутый фильм Джеймса Кэмерона. В этом году в честь столетия гибели лайнера наши подводники снова обещали нырнуть к «Титанику».

11. ЮНЕСКО ждало сто лет, чтобы объявить обломки «Титаника» объектом культурного наследия. Для таких случаев у них есть специальная конвенция. Теперь ЮНЕСКО будет следить, чтобы предметы с «Титаника» не достались некультурным дайверам.

12. Выпущенный в честь столетия фильм «Титаник 3D» уже собрал в США внушительную сумму в 17,4 млн долларов. «Титаник» Джеймса Кэмерона 1997 года имел феноменальный успех и сборы по тем временам огромные: 1,8 млрд долларов. Побить этот рекорд удалось лишь спустя 12 лет кинофильму «Аватар».

13. Злополучный черный айсберг, точнее, его фотографию, нашли через 90 лет после гибели «Титаника». Спустя несколько дней после трагедии некий Стефан Регорек из Богемии на другом лайнере проплывал мимо места катастрофы и сфотографировал айсберг. После тщательной экспертизы было доказано, что вмятины на айсберге вполне могло сделать судно. Так что ледяная глыба тоже пострадала.

14. Джек Доусон, герой того самого фильма, который принес Кэмерону славу и богатство, - реальный персонаж. Правда, Кэмерон потом уверял, что имя он взял с потолка и что это совпадение. Тем не менее реальный Джек Доусон был угольщиком на «Титанике». Правда, влюблен он был не в зеленоглазую Кейт Уинслет (она ведь тогда еще не родилась), а в сестру своего друга, который и уговорил его стать моряком. В итоге все, конечно, погибли.

15. О «Титанике» до сих пор рассказывают легенды. Например, любители мистики указывают на то, что в 1898 году писатель Морган Робертсон сочинил роман «Тщета» - об огромном трансатлантическом лайнере и его самодовольных пассажирах. В повествовании совпадает очень много, например название судна - «Титан» - и столкновение с айсбергом холодной апрельской ночью.

16. Другая легенда гласит, что раз в шесть лет радисты ловят в эфире сигнал-призрак SOS c «Титаника». Впервые об этом заявил экипаж линкора «Теодор Рузвельт» в 1972 году. Радист покопался в архивах и нашел заметки своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы якобы с «Титаника»: в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах. В апреле 1996 года сигнал SOS с «Титаника» получило канадское судно «Квебек».

17. Хотя официальная версия гласит, что «Титаник» потопил айсберг, не все этому верят. Например, кое-кто утверждал, что «Титаник» потопила немецкая торпеда, которую выпустили сотрудники компании, построившей лайнер, чтобы получить страховку. Впрочем, это звучит малоубедительно, учитывая, сколько сотрудников компании погибло 14 апреля 1912 года.

18. «Титаник» был не единственным крупным лайнером компании «Уайт Стар Лайн». Корабль «Олимпик» начал строиться одновременно с «Титаником». В 1911 году при выходе в 11-й рейс «Олимпик» столкнулся с английским крейсером Hawk. Последний при этом чудом остался на плаву, в то время как «Олимпик» отделался небольшими повреждениями.

19. Младший брат «Титаника» - судно «Британик» должно было носить имя «Гигантик», но после крушения первого лайнера строители решили умерить амбиции. «Британик» был самым комфортным из трех кораблей: на нем были две парикмахерские, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса. К сожалению, пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. После начала войны он был переоборудован в судно-госпиталь и вскоре подорвался на мине недалеко от Греции. Правда, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

20. Последняя из пассажирок «Титаника» умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. На момент кораблекрушения ей было 2,5 месяца.

Было интересно? Тогда почитай и эти статьи. Твоя эрудиция скажет тебе спасибо. Telegram-канал MAXIM: Чтиво

«Титаник» - самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…

Столкновение «Титаника» с айсбергом

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота - глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог - он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин - все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной - больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс - человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов - ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.

Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» - всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.

Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках...

Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека - это женщины и дети, 129 человек - мужчины, ещё 189 человек - члены корабельного экипажа.

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% - из кают второго класса, 25% - из тех, кто купил билеты третьего класса.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина - около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный - до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков - на один больше допустимого.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного - всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным - от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле - так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос -- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» - поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года - он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Но самый известный фильм о гибели лайнера - это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

Британский трансатлантический пароход «Титаник» был построен в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. 10 апреля 1912 года «Титаник» оправился в свое первое и последнее плавание. Командовать «Титаником» в первом рейсе было поручено Эдварду Джону Смиту — самому опытному капитану «Уайт Стар Лайн», его капитанский стаж насчитывал 25 лет. Он возглавил экипаж численностью более 900 человек.

Посадка пассажиров на борт «Титаника» началась в 9:30 утра 10 апреля в порту Саутгемптона. В 9:45 с лондонского вокзала Ватерлоо отправился специальный поезд компании «Уайт Стар Лайн», доставлявший пассажиров первого класса в Саутгемптон. Около одиннадцати часов поезд прибыл к океанскому доку, где был пришвартован «Титаник». 245 пассажиров второго и 497 пассажиров третьего класса из Лондона доставил более ранний поезд, отправившийся в 7:30 и прибывший в 9:30.

В 11:50 судовой гудок известил о том, что «Титаник» через десять минут отчалит. Борт лайнера покинули журналисты, провожающие и портовые чиновники. На «Титаник» поднялся лоцман. Шесть буксиров начали оттягивать «Титаник» от причала и выводить в фарватер реки Тест. Когда буксиры сбросили тросы, лоцман скомандовал «Малый вперёд», и «Титаник» пошёл мимо расположенных за океанским доком причальных стенок своим ходом. В это время там стояли пароходы «Оушеник» и «Нью-Йорк», последний был пришвартован к борту «Оушеника». В тот момент, когда «Титаник» поравнялся с «Нью-Йорком», шесть стальных тросов, которыми был пришвартован пароход, лопнули, и корма «Нью-Йорка», попавшего в опасную зону внешнего гидродинамического давления, созданного движением более крупного лайнера, стала приближаться к «Титанику». Капитан Смит тут же приказал застопорить машины. Один из буксиров, сопровождавших «Титаник», обошёл «Нью-Йорк», закрепил трос, брошенный ему с палубы, и всей мощью своих машин стал оттягивать судно назад к берегу. «Титаник» разошёлся с «Нью-Йорком» всего в нескольких десятках сантиметров. Два буксира переместили едва избежавший столкновения «Титаник» назад, чтобы дать двум другим буксирам поставить «Нью-Йорк» к новому месту стоянки.

После инцидента «Титаник» с часовым опозданием продолжил свой путь на малом ходу. Из Саутгемптонского залива «Титаник» вышел в пролив Те-Солент, огибая остров Уайт с восточной стороны. Достигнув восточной оконечности острова Уайт, судно снова сбавило ход, чтобы его смог покинуть лоцман. После чего с мостика в машинное отделение передали приказ увеличить скорость, и «Титаник» взял курс на юг, к берегам Франции.

2 Шербур

Над Ла-Маншем стояла ветреная и пасмурная погода. Расстояние в 147 км «Титаник» преодолел за шесть с половиной часов и прибыл в Шербур около 18:30. Порт Шербура не имел подходящего для «Титаника» причала, поэтому лайнер встал на якорь посреди бухты. Пассажиров и грузы на борт доставили вспомогательные суда «Номадик» и «Траффик». До морского вокзала Шербура многие добирались специальным поездом, согласованным с расписанием парохода, который 9:40 отправился с парижского вокзала Сен-Лазар. Значительную часть новых пассажиров составили богатые американцы, закончившие свой зимний сезон в Монте-Карло, Ницце, Канне и других курортах Ривьеры. Стоянка в Шербуре длилась полтора часа, в 20:00 «Титаник» снялся с якоря и отправился в Квинстаун.

3 Квинстаун

11 апреля «Титаник» уже приближался к побережью Ирландии. За несколько километров до порта на борт поднялся лоцман. В 11:55 «Титаник» бросил якорь в гавани Корка, в 6,5 км от Квинстауна.

Вспомогательные суда «Америка» и «Ирландия» доставили на «Титаник» пассажиров (в основном молодых ирландских эмигрантов, пассажиров третьего класса), грузы и почту. Кроме пассажиров, на борт, по разрешению капитана, поднялись журналисты, фотографы и местные торговцы. В 13:30, после того, как все гости покинули лайнер, был поднят якорь, и «Титаник» отправился в Нью-Йорк с 2208 людьми на борту.

4 Трансатлантическая трасса

Когда «Титаник» достиг маяка Фастнед, обозначавшего начало трансатлантической трассы, капитан отдал команду «Полный вперёд» и пароход развил скорость 21 узел (39 км/ч). В 1898 году судоходные компании, корабли которых обеспечивали связь между Европой и Северной Америкой, заключили соглашение по обслуживанию некоторых линий, используемых в различное время года. Прежде всего, это должно было позволить судам избегать, особенно в определенные месяцы, районов, где существовала угроза льдов и туманов. Кроме того, точно обозначенные курсы при движении с востока на запад и обратно должны были помочь максимально снизить опасность столкновений идущих навстречу друг другу судов. И наконец, в случае аварии установленные коридоры в плавании по Северной Атлантике позволяли рассчитывать на быструю помощь другого судна, шедшего той же трассой. С 15 января по 14 августа судам предписывалось двигаться по южной трассе, точка поворота на Нью-Йорк располагалась примерно в 750 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Делалось это для того, чтобы обойти район Большой Ньюфаундлендской банки, где скапливалось большое количество айсбергов. Высокие приливы, вызванные рекордным сближением Луны и Земли в январе 1912 года, способствовали тому, что айсберги достигли Большой Ньюфаундлендской банки на месяц раньше. В апреле 1912 года над Атлантикой господствовал северо-северо-западный ветер. Совпадение направлений постоянных ветра и океанского течения стало причиной проникновения айсбергов на юг дальше обычного.

Как только «Титаник» покинул Ирландию, небо прояснилось, на протяжении всего рейса стояла хорошая для этого времени года погода. За вторые сутки (от полудня 11 апреля до полудня 12 апреля) «Титаник» преодолел 715 км, за третьи сутки — 962 км, за четвёртые сутки — 1012 км.

В воскресенье, 14 апреля, пароход шёл уже со скоростью 22,75 узла (42 км/ч), но утром, по инициативе капитана, в котельной № 5 были запущены ещё два котла. Ранним утром была пасмурная погода, шёл мелкий дождь, дул западный ветер до 7 м/с. К полудню небо прояснилось, однако стало холоднее. Температура воздуха составляла 6 °C

14 апреля радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами. Первое ледовое предупреждение поступило в 9:00 с парохода «Карония», оповещавшего о ледяных полях и скоплении айсбергов и гроулеров (ледяных обломков). Капитан Смит подтвердил получение сообщения. В 11:40 капитану была передана телеграмма от парохода «Ноордам», в которой сообщалось о дрейфующих льдах примерно в том же районе, который указала «Карония».

В 13:42 судно «Балтик» ретранслировало следующее сообщение: «Капитану Смиту, «Титаник». Ясная погода с момента отплытия. Греческий пароход «Афины» сообщает о прохождении айсбергов и большого количества ледяных полей сегодня в районе 41°51′ северной широты и 41°52′ западной долготы… Желаю успехов вам и Титанику».

Смит, показав это предупреждение управляющему директору «Уайт Стар Лайн» Брюсу Исмею, рассчитал новый маршрут. Курс на косу Санди-Хук «Титаник» взял спустя час после прохождения точки поворота, где трансатлантические суда обычно брали курс на Нью-Йорк. Лайнер продолжал идти на юго-запад и прошёл порядка 40 км в этом направлении, прежде чем в 17:50 старпом Уайлд скомандовал рулевому: «Право руля 47 градусов», и «Титаник» с курса 242° лёг на курс 289°. Сделано это было для того, чтобы наверняка избежать встречи с айсбергами.

В 13:45 немецкое судно «Америка» сообщило о том, что встретилось с двумя большими айсбергами в 620 км к югу от Ньюфаундленда. Однако это предупреждение на мостик передано не было. Причины этого не выяснены, возможно, радисты забыли передать информацию капитану, так как были заняты устранением неисправности в оборудовании.

В 19:30 поступило ледовое предупреждение с парохода «Калифорниэн»: «…Лёд в районе между 42° и 41°25" северной широты и 49°30" западной долготы. Мы видели большое скопление битого льда и много крупных айсбергов. Ледяные поля тоже есть. Погода хорошая, ясная».

Это сообщение также не было передано вахтенным на мостике. По-видимому, радист Джек Филлипс не понял его, потому что был занят отправкой на ретрансляционную станцию на мысе Рейс (о. Ньюфаундленд) частных телеграмм, которые накопились за время, пока был неисправен радиопередатчик. Последнее ледовое предупреждение было получено в 22:30 от парохода «Калифорниэн», который лёг в дрейф на краю ледяного поля примерно в 50 км от «Титаника». Радист «Калифорниэна» Сирил Эванс начал передавать координаты опасной зоны, но Филлипс грубо его прервал: «Заткнись! Я работаю. У меня связь с мысом Рейс». Таким образом, было проигнорировано самое важное ледовое предупреждение.

В 21:20 капитан покинул мостик и отправился на ужин в свою честь, устроенный четой Уайденер. В 22:30 «Титаник» разошёлся с пароходом «Раппаханнок», шедшим встречным курсом из Галифакса. Незадолго до этого «Раппаханнок», маневрируя среди дрейфующих льдин, получил повреждения кормы. Как только оба судна оказались в пределах видимости друг друга, Альберт Смит, замещавший капитана на «Раппаханноке», при помощи лампы Морзе установил связь с «Титаником»: «Мы только что прошли через ледяное поле и между несколькими айсбергами», в ответ с «Титаника» просигналили: «Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи». Никаких мер после этого предпринято не было: число дозорных не увеличено, судно продолжало идти с прежней высокой скоростью.

В 21:30 было получено ещё одно предупреждение о наличие айсбергов — на этот раз от парохода «Месаба», которое было адресовано всем идущим на восток судам: «Ледовая обстановка. Сегодня в районе 41°25′ северной широты, между 49° и 50°3′ западной долготы замечены айсберги и обширные ледовые поля. Погода хорошая, ясно».

Вечером сильно похолодало, за два часа температура воздуха упала с 6 °C до 0 °C, установился полный штиль, на поверхности воды отсутствовала даже рябь. Ночь с 14 на 15 апреля была безветренной, холодной, ясной и безлунной. «Титаник» шёл почти на предельной скорости, более 22 узлов.

5 Крушение

В двенадцатом часу ночи большинство пассажиров отправились спать. На вахту заступил первый помощник капитана Уильям Мёрдок, сменив на посту Чарльза Лайтоллера — второго помощника. На марсовой площадке, на высоте 29 м над ватерлинией, дежурили двое вперёдсмотрящих: Фредерик Флит и Реджинальд Ли. Температура воздуха опустилась до −1°С, волнение отсутствовало. Корабль шёл со скоростью 22,5 узла (41,7 км/ч).

Видимость составляла порядка шести километров, однако в ту ночь не светила Луна. Вперёдсмотрящие были предупреждены о ледовой опасности, им и другим членам экипажа было приказано высматривать на море айсберги и ледяные обломки особенно тщательно.

В 23:30 Флит и Ли заметили впереди на горизонте лёгкую дымку, но не придали этому значения. Спустя девять минут Флит увидел прямо по курсу примерно в 600 м очертания айсберга. Он трижды ударил в колокол, что означает препятствие прямо по курсу, и связался по телефону с шестым помощником Джеймсом Муди. Тот доложил об айсберге Уильяму Мёрдоку, который скомандовал рулевому Роберту Хиченсу: «Право на борт» (по терминологии 1912 года команда «Право на борт» означала поворот штурвала максимально влево). Сам же перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы корма не задела айсберг, он скомандовал «Лево на борт», пытаясь таким образом обойти вокруг айсберга. Порядка 30 секунд ушло на то, чтобы паровой привод повернул перо руля. Остановка винтов привела к снижению угловой скорости (уменьшилась поворотливость).

Айсберг приближался к кораблю, который продолжал по инерции двигаться вперёд с большой скоростью. Лишь спустя 25−30 секунд нос «Титаника» начал медленно отклоняться влево. В последнюю секунду айсберг миновал форштевень и плавно прошёл вдоль правого борта. «Титанику» удалось повернуть на 2 румба, этого было достаточно, чтобы избежать лобового столкновения, но недостаточно, чтобы избежать контакта с айсбергом. В 23:40 правый борт лайнера задел подводную часть айсберга. На верхних палубах люди почувствовали слабый толчок и лёгкое дрожание корпуса, на нижних палубах удар был чуть ощутимее. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. В результате контакта с айсбергом повреждёнными оказались пять носовых отсеков, на это система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов.

В 00:05 капитан Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 00:20, в них по приказу капитана, сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке: перебоев с электричеством не возникало, дифферент на нос в течение первого часа рос незначительно. Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми. В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее.

На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов.

После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей. Члены машинной команды не прекращали работу. Усилиями котельщиков, машинистов, механиков в системе поддерживалось давление пара, необходимое для выработки электроэнергии и работы насосов, откачивающих воду.

После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты. В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. В результате трагедии погибли 1496 человек.

Легендарный первый рейс "Титаника" должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории. Нелепое столкновение с айсбергом, неорганизованная эвакуация людей, почти полторы тысячи погибших – таким оказалось единственное плавание лайнера.

История создания корабля

Банальное соперничество послужило стимулом для начала строительства "Титаника". Идея создания лайнера лучше, чем у компании-конкурента, пришла в голову владельца британской судоходной фирмы «Уайт Стар Лайн» Брюса Исмея. Это случилось после того, как их главный соперник «Кунард Лайн» в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием «Лузитания».

Строительство лайнера началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Многие люди, и богатые, и бедные, стремились получить заветный билет на этот рейс, но никто и не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно – сколько людей погибло на "Титанике".

Несмотря на то что компании «Уайт Стар Лайн» удалось превзойти конкурента в судостроительстве, последующая гибель "Титаника" нанесла сильный удар по репутации фирмы. В 1934 году она была полностью поглощена компанией «Кунард Лайн».

Первое плавание «непотопляемого»

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты достать было очень сложно, а распроданы они были еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Первый и последний рейс крупнейшего лайнера компании «Уайт Стар Лайн» был назначен на 10 апреля 1912 года. Отплытие корабля состоялось в 12 часов по местному времени, а уже через 4 дня, 14 апреля 1912 года, произошла трагедия – злополучное столкновение с айсбергом.

Трагическое предвидение гибели "Титаника"

Вымышленная история о крушении корабля в Атлантическом океане, которая впоследствии оказалась пророческой, была написана британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок.

Эта работа автора оказалась пророческой. Крупное кораблекрушение произошло ровно через 20 лет после нее написания. Самому журналисту, находящемуся в этот момент на "Титанике", спастись не удалось.

Сколько людей погибло на "Титанике": состав утонувших и выживших

Прошло уже более 100 лет со дня самого обсуждаемого кораблекрушения XX века, но каждый раз в ходе очередных судебных разбирательств выясняются новые обстоятельства трагедии и появляются уточненные списки погибших и выживших в результате гибели лайнера.

Данная таблица дает нам исчерпывающую информацию. Соотношение того, сколько погибло на "Титанике" женщин и детей, больше всего говорит о неорганизованности эвакуации. Процент спасшихся представительниц слабого пола превышает даже количество выживших детей. В результате кораблекрушения погибло 80 % мужчин, большинству из них просто не хватило места в спасательных шлюпках. Высокий процент погибших среди детей. Это были в основном представители низшего класса, которым не удалось вовремя выбраться на палубу для эвакуации.

Как спасали людей из высшего общества? Классовая дискриминация на "Титанике"

Как только стало понятно, что держаться кораблю на воде осталось недолго, капитан "Титаника" Эдвард Джон Смит отдал распоряжение сажать в спасательные шлюпки женщин и детей. При этом выход на палубу для пассажиров III класса был ограничен. Таким образом, преимущество в спасении отдавалось представителям высшего общества.

Большое число погибших людей стало поводом того, что вот уже 100 лет не прекращаются расследования и судебные споры. Все специалисты отмечают, что на борту при эвакуации имела место дискриминация по половому признаку и классовой принадлежности. Одновременно с этим количество спасшихся членов экипажа было больше, чем представителей III класса. Вместо того чтобы помогать пассажирам садиться в шлюпки, они спасались первыми.

Как происходила эвакуация людей с "Титаника"?

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Общее количество пассажиров корабля за исключением членов экипажа составило 1316 человек, то есть у капитана была возможность спасти 90 % пассажиров. Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Воспоминания очевидцев трагедии

Все те, кто вытянул счастливый билет из тонущего корабля в спасательную шлюпку, получили незабываемые впечатления от первого и последнего рейса лайнера «Титаник». Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря их показаниям. Воспоминания некоторых выживших пассажиров были опубликованы и навсегда останутся в истории.

В 2009 году ушла из жизни Миллвина Дин – последняя женщина из спасшихся пассажиров "Титаника". На момент кораблекрушения ей было всего два с половиной месяца. Отец ее погиб на тонущем лайнере, а мать с братом спаслись вместе с ней. И хотя воспоминания о той страшной ночи у женщины не сохранились в памяти, катастрофа произвела на нее такое глубокое впечатление, что она навсегда отказалась от посещения места крушения корабля и никогда не смотрела художественные и документальные фильмы о "Титанике".

В 2006 году на английском аукционе, где было представлено около 300 экспонатов с Титаника, за 47 тысяч фунтов были реализованы мемуары Эллен Черчилль Кэнди, которая была одной из пассажирок злополучного рейса.

Помогли в составлении реальной картины произошедшей катастрофы опубликованные воспоминания еще одной англичанки - Элизабет Шутс. Она была гувернанткой у одной из пассажирок I класса. В своих мемуарах Элизабет указала, что в спасательной шлюпке, на которую ее эвакуировали, было всего 36 человек, то есть только половина от общего количества имеющихся мест.

Косвенные причины крушения корабля

Во всех источниках информации о "Титанике" главной причиной его гибели указывается столкновение с айсбергом. Но как выяснилось позже, этому событию сопутствовали несколько косвенных обстоятельств.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, – все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Гибель "Титаника" – страшное кораблекрушение ХХ века

Сказка, превратившаяся в боль и ужас, – так можно охарактеризовать первое и последнее плавание лайнера «Титаник». Подлинная история катастрофы даже через сто лет является предметом споров и расследований. Гибель почти полутора тысяч людей при незаполненных спасательных шлюпках до сих пор остается необъяснимой. С каждым годом называются все новые причины кораблекрушения, но ни одна из них уже не способна вернуть потерянных человеческих жизней.