Вклад арабов в историю путешествий. Доклад: Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.)

Тайны арабских путешественников

Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.

Т. Эрман, немецкий географ XVIII века

В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как горы.

Коран: LV, 24

При упоминании об арабских морских путешествиях и путешественниках обычно на ум приходят удивительные приключения Синдбада-морехода, вошедшие в книгу «Тысячи и одной ночи». В 1704 году французский переводчик Галлан познакомил читающую Европу с этой книгой. И с тех пор поколения читателей (а позже и зрителей) заворожены неувядающим очарованием древних мифов. Но мифов ли?…

Путешествия Синдбада в заморские страны, даже когда их не считали вымыслом, казались случайными, ибо никто в XIX веке не думал всерьез о причастности арабов к навигации: в глазах исследователей того времени они были преимущественно сухопутным народом, нацией религиозных фанатиков и воинов, купцов и странствующих дервишей, сынов пустыни и городского ремесла.

Но пристальный взгляд ученых открыл западному миру блистательных арабских ученых и поэтов, утонченную мысль и отточенное слово. Мусульманский Восток показал европейцам каменные летописи славы арабских зодчих в тяжелых сводах, летящих минаретах мечетей и чарующих линиях ажурных дворцов. Тысячи изящно переписанных рукописей показали, на какой высоте в мире этой культуры стояло древнее искусство каллиграфии; были среди арабов граверы и шахматисты, и даже при всей строгости нравов, проповедуемой Кораном, светские актеры и музыканты.

Но моряки, дальние плавания, сложившиеся традиции судоходства! Такое допущение шло вразрез с укоренившимся представлением о жителях Аравийского полуострова. Перед глазами ученых вставала цепь выжженных солнцем пустынь. Редкие пятна оазисов, пересыхающие, теряющиеся в песках реки… Мелководье, зной и пираты у морских побережий… Грозные просторы океана, чуждые вечным кочевникам… Отсутствие леса для верфей…

И куда и для чего плавать, если громадный конгломерат царств от Испании до Индии уже покорен сухопутными армиями наместников пророка? Слабый росток морской темы в науке об арабах до поры до времени казался нежизнеспособным, ведь большинство арабских сочинений стало широко известно европейцам только в XIX веке.

К IX веку арабы завоевали огромные территории от Испании и Марокко до Ирана. На всем этом пространстве сформировалась уникальная культура. Арабские страны будоражили воображение европейцев диковинными товарами и фантастическими рассказами о дальних краях. Многие арабские сказки рассказывают о загадочных землях и островах, где довелось побывать путешественникам и торговцам.

Что в этих сказках было вымыслом, что – описание природных диковинок, а что географической правдой? Как далеко простирались пути мусульманских моряков? Достигли ли они Китая? Смогли ли они обогнуть Африку? Какие тайны скрывали те из путешественников, которые смогли пересечь Сахару и проникнуть в Тропическую Африку?

Есть и еще один вектор арабских торговых экспедиций – северный. Уже в IX веке арабские путешественники проникли в Восточную Европу и оставили немало свидетельств о жизни славян. Так, один из первых путешественников – Ибн-Фадлан – оставил записки о своем путешествии из Багдада на Волгу. В его записках он четко различал русов и славян. Насколько свидетельства арабских путешественников противоречат русским летописям?

Итак, попробуем приподнять завесу над тайнами, скрытыми в глубине веков.

Из книги Великие тайны Вселенной [От древних цивилизаций до наших дней] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Остров – пожиратель путешественников У меня в руках – карта, на которую нанесены все названия кораблей и даты их гибели рядом с островом Сейбл – самым загадочным островом на нашей планете. Он появился на карте мира в XVI веке, и с тех пор Сейбл называют не иначе как

автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников Дата Доступная информация 1184 г. Из Новгорода в Заволочье, Печору и Югру были отправлены сборщики дани, но все они были перебиты чудью. 1222 г. В Горле Белого моря из?за незнания течении

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников Дата Доступная информация После 1484 г. К 986 году Эрик Рыжий (Красный) организовал колонию на Гунибиар- новых скалах (возможно, Есгербюгден на западном берегу Гренландии). Примерно в это

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Общие ссылки для путешественников Исторические путешествия«Фонд национальных парков»: www.nationalparks.orgНа своем веб-сайте фонд предлагает специальные тематические страницы, посвященные историческим путешествиям:Афроамериканская история: www.cr.nps.gov/aahistory/bhm-sites.htmАрхеология,

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. НА ПУТИ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ В конце VII - начале VIII в. Арабский халифат достиг максимального могущества. Из Персии его полчища вторглись в Среднюю Азию, докатились до Индии. Воины халифа уверенно продвигались по Северной Африке. Византийские военачальники терпели

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Прежде чем Мексика добилась независимости, туда допускались лишь немногие иностранцы-неиспанцы, а за теми, кому разрешался въезд, осуществляли надзор. Одним из тех, кому удалось туда попасть, был неаполитанец Джиованни Карери. В 1697 году он

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией. Т. Эрман, немецкий географ XVIII века В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников © М. П. Згурская, А. Н. Корсун, H. Е. Лавриненко, 2011 Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.Т. Эрман, немецкий географ XVIII векаВ Его власти корабли с

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 3 ПЛЕМЕНА, МИФЫ И РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Крушение могущественной Хеттской империи в период с 1200-го по 1190 г. до н. э. под натиском «людей моря», появившихся из глубин эгейского мира и высадившихся по всему Средиземноморскому побережью Малой Азии, привело к

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Увековеченные подвиги и труды путешественников Имена русских первопроходцев, моряков, ученых сохранились на карте острова Беринга. Так, расположенный на северо-востоке мыс назван в честь лейтенанта Свена Вакселя. Двум другим мысам на острове тоже даны имена участников

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

3. Пара арабских скакунов В течение трех дней после возвращения Яффы король Ричард со своими людьми стояли лагерем на том самом холме, на котором прежде находился штаб Саладина. Действительно. Ричард чувствовал себя крайне утомленным после битвы и лежал у себя в шатре на

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Откровенные рассказы и восторги именитых путешественников Сегодня Акрополь для греков не только цитадель, но и Священная скала - «Иерос врахос». Здесь сочетается материальное, духовное и эстетическое. Акропольский холм всегда был сакрален, как для греков периода

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Сказания еврейских путешественников В то время, когда Карачаров и Ралев скитались по европейским странам, на Руси произошли знаменательные события.В 1500 году русскими был завоеван Путивль, стоявший на дороге к Черному морю. В том же году московский посол Андрей Лапенок

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

6. Научные экспедиции и географические открытия русских путешественников в XVIII веке В XVIII веке русские продолжали осваивать Арктику, Сибирь, Приамурье, побережье и острова Тихого океана. Русскому народу принадлежит первенство в великих географических открытиях в

Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

С

VII в. н. э. арабы, жившие на Аравийском п-ове, стали распространять свою власть и свою новую, воинствующую магометанскую, или мусульманскую, религию - ислам (по-арабски покорность) - на огромной территории. На востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии - Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе - Сирию и Палестину, на западе - всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стал называться искаженным арабским именем - Гибралтар и в течение семи лет (711–718 гг.) завоевали почти весь Пиренейский п-ов. Таким образом, в VIII в. н. э. арабы владели западными, южными и восточными берегами Средиземного моря, всеми берегами Красного моря и Персидского залива, северным побережьем Аравийского моря. Они засели на важнейших сухопутных дорогах, связывающих Восточную Европу - через Среднюю Азию или Кавказ и Иранское нагорье - с Индией, и на западном участке Великого шелкового пути. Благодаря этому арабы стали посредниками в торговле Европы со всей Южной и Юго-Восточной Азией и с Китаем. Еще в древности и в начале средних веков арабы играли большую роль в торговле стран, прилегающих к Индийскому океану. Теперь они заняли ключевые позиции на великих торговых путях в восточной части Индийского океана и стали полными господами в его западной части.

Легкие плоскодонные арабские средневековые корабли строились из стволов кокосовых пальм. «Суда у них плохие, и немало их погибает, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты веревками из коры индийских [кокосовых] орехов... Веревки эти прочны и от соленой воды не портятся. У судов одна мачта, один парус и одно весло» (Марко Поло ). Арабские мореходы ходили вдоль берегов, и лишь очень опытные отваживались пересекать океан.

Основными азиатскими товарами, поставлявшимися арабами в Европу через Персидский залив в Багдад или через Красное море к Суэцкому перешейку, были дорогие ткани, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг, чернокожие рабы, золото, но особенно пряности. Дело в том, что в средневековой Европе массовый убой скота был поздней осенью, когда начинал исчезать подножный корм. Мясо солили впрок целыми бочками, причем широка применяли пряности, чтобы мясо не теряло вкуса и не портилось. И ценились они на европейском рынке буквально на вес золота. Тропические пряности произрастали в то время только на юге и юго-востоке Азии. В торговле первое место занимал перец, распространенный почти во всей тропической Азии. Но главным местом его культуры был Малабарский берег, оттуда шли также имбирь и кардамон. Индонезия поставляла гвоздику и мускатный орех, Шри-Ланка - корицу. И эта индийская торговля с Европой была монополизирована арабами.

рабские странствующие купцы и участники различных посольств собрали начиная с VIII в. большой географический материал о ряде европейских стран, в том числе и об отдаленных, исключая Крайний Север, торговля с которыми производилась через посредников. Этот материал арабские путешественники частью сами обрабатывали (среди них было немало незаурядных писателей), частью передавали важным чиновникам (начальникам почты) и «кабинетным ученым», труды которых сыграли громадную роль в истории средневековой географии. Первые достоверные географические сведения о Восточной Европе (кроме Причерноморья) дошли до нас благодаря арабским авторам.

Писавший по-арабски испанский еврей Ибрахим Ибн Якуб в 965 г. участвовал в кордовском посольстве к германскому императору Оттону I. Во второй половине X в. славянские страны Центральной Европы были для арабов «неведомыми землями». Ибн Якуб - единственный раннесредневековый путешественник в славянскую Прибалтику, чьи личные наблюдения дошли до нас. Видимо, с торговыми целями он один проехал через Магдебург, на средней Эльбе, до «крепости князя Накона... именуемой Град... Море [Балтийское] с большим трудом проникает в страну Накона, ибо все его земли состоят из лугов, чащ и болот». Несомненно, Ибн Якуб посетил славянский г. Микилин, теперь Мекленбург, к югу от балтийского порта Висмара.

Йбн Якуб описывает также путь от Магдебурга на юг, в страну Буислава, чешского князя Болеслава I Грозного : через р. Мулдаву (Мульде, левый приток Эльбы), от нее 50 км до леса, который тянется «...на 40 миль по непроходимым [Рудным] горам. Проехав лес, попадаешь в Прагу». «Страна Буислава [Чехия] простирается от Праги до Кракова на три недели пути. Город Прага... крупнейший торговый центр в тех странах». Далее Ибн Якуб описывает страну Мешко , т. е. Польшу. Ею тогда правил князь Мешко I . «Это самая обширная из тех стран, и она богата зерном, медом и рыбой... Со страной Мешко на востоке граничат русы, а на севере - брусы [пруссы]. Брусы селятся на брегах Мирового океана [Балтийского моря], у них свой особый язык, родственный литовскому; языка своих соседей они не понимают...» К северо-западу от страны Мешко, в болотистой местности, живут славяне; у них на морском берегу «есть большой город... [Юмна-Волин, в устье Одры]. Они воюют с Мешко, и войско их многочисленно...»

Ибн Русте о волжских болгарах и русах

В

первом десятилетии X в. перс Абу Али Ибн Русте (или Руста) составил на арабском языке большой труд под названием «Дорогие ценности». До нас дошла только часть, отведенная астрономии и географии: в ней, между прочим, содержатся сведения и о народах Восточной Европы. Начинает он с тюркоязычных волжско-камских болгар, среди которых не позднее IX в. начал распространяться ислам. Ибн Русте в их стране не был, а сведения собрал, несомненно, от странствующих купцов-мусульман. «Болгария граничит со страной буртасов.Этническая принадлежность буртасов спорна; предположительно - угро-финны, родственные мордве. Живут болгары на берегах реки, которая впадает в Хазарское море [Каспий] и прозывается Итиль [Волга], протекая между страной хазар и славян. Страна их покрыта болотами и дремучими лесами, среди которых они живут. Хазары ведут торг с болгарами, равным образом и русы привозят к ним свои товары. Все [народы], которые живут по обоим берегам помянутой реки, везут к ним [болгарам] товары свои... меха собольи, горностаевы, беличьи и другие. Болгары - народ земледельческий... Большая часть исповедует ислам... Между буртасами и этими болгарами расстояние трех дней пути... У болгар есть лошади, кольчуги и полное вооружение. Главное богатство их составляет куний мех... Звонкую монету заменяют им куньи меха».

Далее Ибн Русте сообщает о славянах и русах. Этот сбивчивый рассказ, вероятно, заимствован у Муслима ал-Джарми , работы которого до нас не дошли. Ибн Русте читал или слышал о городе Куяб (Киев), расположенном «у границы страны славян... Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян ровная и лесистая; в лесах они и живут... Русы яке живут на острове, среди озер. Остров этот... занимает пространство трех дней пути. Покрыт он лесами и болотами... Они совершают набеги на славян: подходят к ним на ладьях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазарию и Болгарию и продают там. Пашен у них нет, и питаются они тем, что привозят из земли славян... единственный промысел их - торговля... мехами. Одеваются они неопрятно, мужчины у них носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо. Городов у них много и живут на просторе. Они люди рослые, видные и смелые, но смелость эту они проявляют не на коне - все свои набеги и походы они совершают на кораблях».

Ахмед Ибн Фадлан принимал участие, вероятно, в качестве секретаря в посольстве багдадского халифа в Волжско-Камскую Болгарию: мусульманин хан Арслан возглавил тогда союз болгарских племен, живших в бассейне нижней Камы и Волги (примерно до р. Самары), и искал в арабах союзников против хазар. Разумеется, халиф рассчитывал получить от такого союза и большие торговые привилегии. Посольство вышло из Багдада 21 июня 921 г. и через Иранское нагорье, низовья pp. Теджен и Мургаб прошло в Бухару, оттуда спустилось по Амударье в Хорезм и зимовало в Джурджане (столица древнего Хорезма, развалины -у г. Куня-Ургенч). В феврале 922 г. арабы начали готовиться к путешествию: приобрели двугорбых верблюдов и «...дорожные мешки из верблюжьих кож для переправы через реки...»Здесь и далее цит. по А. Ковалевскому. 4 марта огромный караван -5 тыс. человек, включая конвой, 3 тыс. лошадей (верблюдов не считали) - вышел в путь на северо-запад. «...Мы устремились в страну тюрок... и никто нам не встречался... в пустыне без единой горы [плато Устюрт]. Так мы ехали по ней 10 дней и встретили бедствия, трудности, сильный холод и беспрерывные метели... мы прибыли к большой горе с множеством камней.Речь идет о северной чинке - крутом уступе Устюрта, за Которым простирается громадная равнина, где тогда кочевали тюрки-огузы. Арабские и иранские авторы называли их гузами, русские лвтоиисцы - узами и торками. Когда мы пересекли гору, мы выехали к племени тюрок, известных под названием гузов». Ибн Фадлан дал унизительную характеристику огузам, как, впрочем, и другим язычникам, которых он встретил позднее. Но в то же время он отмечает, что огузы «не знают блуда», ибо он карается у них жестокой казнью.

Путь через Прикаспийскую низменность и по Заволжью Ибн Фадлан описал скупо - в основном перечислял речные переправы после спуска с чинка Устюрта. Посольство пересекло р. Яганды (Шаган), стекающую с южного отрога Мугоджар, и переправилось через Джам (Эмба) в дорожных мешках, переоборудованных в кожаные челны, в которых помещались шесть человек. Лошадей и верблюдов перегоняли вплавь. Затем форсировали Джахыш (Сагиз), Узил (Уил), ряд других рек и остановились у озера Шалкар. Следующая остановка была у р. Джайх (Яик). «...Это самая большая река, которую мы видели... и с самым сильным течением...»

Переправившись через Чаган (правый приток Яика), посольство попало «в страну народа... башгирд» (башкиры). Ибн Фадлан обзывает их «худшими из тюрок... более других посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы высылали вперед вооруженный конный отряд. Путь пересекали левые притоки Волги: верховья Большого Иргиза, низовья Самары (и ее притока Кинель) и Сока, низовья Большого Черемшана.Для всех этих рек Ибн Фадлан приводит названия, совпадающие или очень сходные с нынешними. Можно объяснить выбор такого маршрута тем, что путешественники избегали затопленного весной левого низкого берега Волги и держались подальше от реки. Но, возможно, они сознательно обходили стороной г. Итиль - столицу Хазарии, от которой хотел отложиться хан Арслан.

11 мая 922 г. посольство прибыло в новую ханскую ставку - г. Болгар (или Булгар); расположенный на левом берегу Волги, у 55° с. ш., близ устья Камы. Вместе с Арсланом арабы некоторое время кочевали, главным образом на юг от Болгара, по левобережью Волги примерно до Большого Черемшана. От болгар Ибн Фадлан получил первые сведения о народе весь. «...Много купцов отправляются... в страну, называемую Вису, и привозят соболей и черных лисиц... Царь [хан] рассказал мне, что за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть народ, называемый вису. [Летняя] ночь у них менее... часа». Историки, правда с оговорками, отождествляют «страну Вису» с территорией между Ладожским и Белым озерами, которую занимал народ весь, упоминаемый в «Повести временных лет». От хана же Ибн Фадлан впервые услышал о народе суваз (чувашах), живших по соседству с болгарами, на правом берегу Волги.

На родину посольство вернулось весной 923 г., спустившись, вероятно, по Волге: «...только [этим] и можно объяснить необычайное по богатству деталей описание Хазарии, сохранившееся в географическом словаре Якута » (Б. Заходер).

В Багдаде Ибн Фадлан составил «Рисала» («Записку») - один из важнейших источников по средневековой истории народов Поволжья, Заволжья и Средней Азии. Он, конечно, не был первооткрывателем, так как шел торговым путем, по которому доставлялись из Ирака, Ирана и Хорезма в бассейн нижней и средней Волги арабские и персидские изделия в обмен на драгоценную северную пушнину. Но он был первым путешественником, чьи четкие точные сообщения о северных прикаспийских областях и Заволжье дошли до нас, и притом он дал первый правильный перечень рек, пересекающих Прикаспийскую низменность.

роженец Багдада Абу ал-Хасан Али ал-Масуди (первая половина X в.), историк и географ, путешествовал большую часть жизни, посетил многие страны Старого Света - всю Переднюю и Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, Северную и Восточную Африку. Не ограничиваясь личными наблюдениями, он собрал громадный опросный материал и широко использовал более ранних авторов. В одной из двух дошедших до нас работ, «Промывальни золота и рудники самоцветов», особо интересны сведения о странах и жителях Восточной Европы, в том числе о славянах. «В их стране много рек, текущих с севера. Ни одно из озер их не солоно... Страна, которая далее за ними к северу, необитаема по причине холода и множества воды. Большая часть их племен язычники... у них много городов, имеются церкви, где висят колокола...»

Масуди привел первые, но очень неясные сведения о пути с Волги на Черное море. Сам он, правда, не ходил этим путем и поэтому ошибся: слушая рассказы бывалых людей, он принял реальный волок за мнимую протоку, связывающую Волгу с Доном или прямо с Азовским морем. Масуди сообщил также о походе русов на Каспий в 912–913 гг. «...Около 500 кораблей, из коих на каждом было сто человек... достигли... Хазарского [Каспийского] моря... [которое] не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое... известное со всех сторон». Итак, арабы, русские и все прикаспийские народы в X в. знали, что Каспий - замкнутое со всех сторон «небольшое море», т. е. озеро, а не часть Черного моря - или Северного океана, как считали западноевропейские географы по крайней мере еще три века, до путешествия Г. Рубрука.

Единственным арабским путешественником, побывавшим в русских землях в 1150–1153 гг., был уроженец Гранады Абу Хамид ал-Гарнати . Посетив несколько стран Передней Азии, он в 1131 г. достиг Дербента, а отсюда проплыл по Каспию до устья Волги и здесь, в большом торговом городе Саксин, прожил 20 лет, проповедуя ислам, но не упуская случая выгодно купить и продать. «А зима у них [хазар] холодная. Их зимние дома - из больших бревен сосны». В 1135 г. ал-Гарнати поднялся по Волге до г. Булгар. Размеры реки поразили его: «...она будто море... И замерзает... [она] так, что становится [твердой], как земля... Булгар тоже огромный юрод, весь... из сосны, а городская стена - из дуба. А под землей есть бивни слонов [мамонтов], белые, как снег, тяжелые, как свинец». В Булгаре ал-Гарнати услышал об области, «которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и... белок. А день там летом 22 часа...» Он видел жителей этой Арской земли русских летописей,Об арском народе ал-Гарнати упомянул на 200 лет раньше летописи: о походе вятичей в Арскую землю сообщается под 1379 г. Здесь и далее цит. по О. Большакову и А. Монгайту. предков современных удмуртов, и описывает их, а также обитателей страны Вису, как краснощеких, голубоглазых, белокурых людей в льняных одеждах и меховых шкурах.

В 1150 г. он вновь побывал в Булгаре и, поднявшись до устья Нахр-ас-Сакалиб («Славянской реки», т. е. Оки), отправился по ней на Русь. «А вода... [Оки] черная... будто чернила, но... сладкая, хорошая, чистая». Страна славян «... обширная, обильная медом и пшеницей, и ячменем, и большими яблоками... Рассчитываются они... старыми беличьими шкурками... [без] шерсти... которые ни на что не годятся. И за каждую дают отличный круглый хлеб...» (На шкурах стоял княжеский знак, поэтому отказаться от них никто не имел права.) В земле славян ал-Гарнати пробыл некоторое время и собрал первые сведения о народе мордва: они живут «...среди деревьев... на [берегах] огромной реки [Оки] и охотятся на бобров...» С Оки он перешел на Десну и по ней достиг Куйава (Киева), но о жизни города ничего не говорит. Затем он проследовал в Венгрию, где прожил до 1153 г., и вернулся в Киев, а оттуда через половецкие степи, южнее своего первого маршрута, прибыл в Саксин, в устье Волги; это путешествие он обошел молчанием.

Сведения об Азии арабоязычных ученых

А

зия в большей своей части стала известна западным европейцам именно через средневековых арабских географов. Они извлекли из «тьмы» внутренние области Аравийского п-ова, расширили данные античных авторов об Иране, Индии, о Шри-Ланке и Средней Азии. Они знали о великих нагорьях Центральной Азии и первые принесли на Запад сравнительно точные сведения о Северном Китае (Хитай) и Южном Китае (Чин), о п-овах Индокитай и Малакка. Знали они о Суматре, Яве и других более далеких островах. Только большая часть Северной Азии оставалась для них страной Тьмы. Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных.

Заслуга описания Аравийского п-ова принадлежит таджикскому ученому и религиозному деятелю Носиру Ибн Хисрову , поэту и путешественнику середины XI в. Летом 1051 г. он отправился из Мекки на юго-восток по караванной дороге, идущей вдоль меридионального хребта по степи, жители которой «всю свою жизнь не ели ничего, кроме верблюжьего молока [и мяса], так как в этой степи не растет ничего, кроме солоноватой травы». Прежде чем повернуть на восток, Ибн Хисров посетил один из районов исторической области Асир: «...посреди расселин и скал... горы, круглые, как купола. Высота их... такова, что стрела до вершины не долетела бы. Они... тверды и гладки, как яйцо, ни трещин, ни неровностей...»

Пройдя на восток около 500 км, он прибыл в оазис Эль-Афладж, расположенный «...среди пустыни [Дехна]; это - обширная страна, совершенно разоренная вследствие внутренних раздоров». На дальнейший путь денег не было, и Ибн Хисров расписал местную мечеть и заработал на пропитание и оплату проводников. Осенью он достиг Персидского залива, завершив пересечение Аравии, которую правильно посчитал полуостровом: «С трех сторон... две области [Йемен и Хиджаз] окружает море, и они таким образом представляют собой полуостров. Длина... [его] около пятисот фарсахов с севера к югу; ширина от востока к западу... около четырехсот фарсахов ». Он отметил, что вдоль берега Красного моря протягивается низменная Тихама. «Там много городов и обитаемых мест... Все... города лежат в долинах...»; область Хиджаз (по-арабски «преграда») населена слабо; «...горная область, называемая Недждом, [имеет]... много пустынных и холодных мест, ущелий и могучих замков». В восточной части полуострова «...тоже много городов... [и] областей, и каждая... управляется своим царьком и вождем. Жители там не признают никакого начальства - разбойники, убийцы и нечестивцы». Вернувшись на родину, Иби Хисров опубликовал «Книгу путешествий», которую мы цитировали.

Великий хорезмский ученый-энциклопедист ал-Бируни был и крупнейшим географом XI в. Во время своих долгих, часто вынужденных путешествий он изучил Иранское нагорье и большую часть Центральной Азии. Сопровождая поневоле завоевателя Хорезма афганского султана Махмуда Газневи в его опустошительном походе на Пенджаб, Бируни собрал там обширные материалы об индийской культуре и положил их вместе с личными наблюдениями в основу большого труда об Индии.

Первый среднеазиатский тюрколог-энциклопедист середины XII в. Махмуд Кашгари был также географом и путешественником: «Пядь за пядью исходил я все или , селения и степи тюрков. В течение многих лет я скитался по тюркским, огузским... киргизским городам, селам, становищам, составлял словари их языков...» (цит. по X. Хасанову). В итоге Кашгари обследовал огромную территорию от восточного побережья Каспия до меридиана озера Лобнор и от широты р. Или до южной границы Кашгарии и выполнил первое районирование Средней и части Центральной Азии, с большой точностью определив границы расселения тюркских народностей и племен. Составленный им «Словарь тюркских наречий» - древнейшая сводка сведений о племенах тюрок- содержит множество названий гор, рек, озер, стран и государств. Наиболее подробно охарактеризованы Тянь-Шань и Семиречье; отмечает он озеро Иссык-Куль, Баласагунские горы (Киргизский хр.), Алайскую долину и р. Или. Он посетил бассейн верхнего Нарына и упоминает озеро Чатыркёль и Сизич (Сонкёль). Он правильно представлял и показал на составленной им карте горную систему Западного Тянь-Шаня в виде ряда параллельных хребтов, разделенных поперечными долинами. Знаком Кашгари с п-овом Мангышлак - это название встречается впервые именно у него, с хр. Алтынтаг и с р. Тарим, «которая протекает... до уйгурских земель [Кашгария]. Там она просачивается в пески»; упоминает он о двух реках «...по обеим сторонам города Хотан» - Каракаш и Юрункаш.

639–709 гг. арабы захватили всю Северную Африку (Магриб) и прибрали к рукам ее торговлю; «ветры коммерции» привели их в страны, лежавшие южнее Сахары.Сахара - слегка измененное арабское слово «сахра» («пустыня»). В результате торговых контактов арабские купцы хорошо освоили шесть основных караванных дорог, известных с глубокой древности. «Прорыв» через Сахару в страну бесписьменных народов Западной и Экваториальной Африки означал подлинное открытие, в ряде случаев, правда, вторичное - после карфагенян, Билад ас-Судан («Страны Черных»), которая, по представлениям средневековых арабов, раскинулась от Атлантического океана до Верхнего Нила. Во второй половине XI в. арабы знали, что Атласские горы простираются от Зеленого океана (Атлантика) до залива Габес и состоят из ряда хребтов, в том числе гор Азвар (Высокий Атлас) с серебряными рудниками: «Эти горы обильны водными потоками; длина их - десятидневный переход ...Азвар - та гора, из-под которой вытекает Вади Дара; [р. Дра]» (ал-Бакри) .Здесь и далее цит. по сб. Древние и средневековые источники... М - Л., 1965, т. 1–2.

В VIII в. арабские купцы, не гнушавшиеся и работорговлей, проникли в страну золота Аукар (Гану), среднее течение Нигера и в обмен на сельскохозяйственные товары, серебро и медь получили рабов и золото. В середине IX в., пройдя к юго-западу «...по песчаной местности и зыбучим пескам», они достигли верхнего Нигера, у 11° с. ш., и доставили в Марокко первые известия о стране Маллал (Мали) и о народе малинке (буквальный перевод - «люди Мали»), жившем в междуречье Нигера и Сенегала; малинке занимались скотоводством и охотой, возделывали маниоку, хлопчатник и дурру (растение из рода сорго). Почти одновременно арабские торговцы золотом впервые сообщили о «Джазират ат-Тибр» - «Острове или полуострове золотой руды». Скорее всего имелась в виду золотоносная территория у 10° з. д. между pp. Бафинг (Верхнии Сенегал) и Бакой. В ряде крупных центров в долине Нигера арабы основали несколько мусульманских пунктов, которые сыграли заметную роль в культурном развитии страны.

Купцы, конечно, в общих чертах ознакомились с течением Нигера от 8° з. д. до 0° на протяжении 1200 км в пределах его великой северной дуги. Они сообщили о Рас-ал-Ма («Голова воды») - озерной и болотистой области Масина: между 5 и 3° з. д., протекая по широкой сильно заболоченной долине, Нигер образует так называемую внутреннюю дельту - ряд мелких озер и несколько рукавов, в дождливый сезон превращающихся в одно огромное озеро. Под названием Черепаховые озера эту дельту в начале IX в. описал ал-Хорезми. По сообщениям купцов, Нигер приходит с юго-запада «...из страны черных, и, пройдя по пустыне до г. Гаогао [Гао] ...возвращается к югу [юго-востоку] в страну черных». Арабы не имели представления о дальнейшем течении реки. Ал-Идриси считал, что она «...теряется в зыбучих песках пустыни». Это ошибочное мнение просуществовало до 1830 г.

В Судан арабы приходили не только путем, описанным выше, но и другими маршрутами. Один начинался от торгового центра на уэде Зиз (Южное Марокко) и пролегал строго на юг близ 4° з. д., через песчаные пустыни Эрг-Игиди, Эрг-Шеш (самая жаркая область Сахары) и ряд населенных пунктов, заканчиваясь в Томбукту, на Нигере. Другой - от Триполи на юго-запад к Нигеру - был древним, ахейским путем. Описывая его, ал-Бакри дал первую характеристику плоскогорья Адрар-Ифорас, среди гор и ущелий которого находился крупный торговый г. Тадмекка, у 19° с. ш., ныне не существующий. Третья торговая дорога проходила от побережья Средиземного моря примерно по 13° в. д. через область Феццан и группу оазисов Кавар, у 19° с. ш., в район озера Чад. Еще один караванный путь пролегал от Хартума на Ниле через Кордофан и плато Дарфур, пересекал многочисленные вади и достигал района озера Чад.

Арабские купцы, проникавшие сюда, сообщали о государстве Канем, расположенном к северу и северо-востоку от озера Чад. Не позднее 971 г. здесь побывал ал-Хасан Ибн Амр - морской капитан, плававший из Сирафа (порт на Персидском заливе) вдоль восточного побережья Африки. Не выяснено, как он достиг Центральной Африки, вероятно от берегов Индийского океана. Хотя многие арабские географы со слов купцов описывали Канем, но об озере Чад они упорно молчат. Пожалуй, единственным исключением был мореход и путешественник Ибн Фатима , который посетил озеро, вероятно, в XII в. Тогда Чад занимал значительно большую площадь, чем ныне. Об этом можно судить по следующему указанию Ибн Фатимы: «[С] северной стороны озера... вытекает Нил...» - и в наше время, правда, крайне редко, при очень высоком уровне воды известны случаи временного стока из озера на северо-восток по сухому руслу р. Эль-Газаль (бассейн Нила). Ибн Фатима отметил ряд племен, населяющих приозерные районы, в том числе «на западной стороне... анказар, а на восточной [народ] кура, по которому озеро [и] названо». Судоходство по Чаду осуществлялось на лодках и плотах из тростника, в изобилии растущего по 6epeгам. На озере господствовал флот государя Канема.

При многократных пересечениях Сахары арабы хорошо ознакомились с сухой саванной, протягивающейся у южных границ пустыни примерно от 10° с. ш., и нарекли ее Сахель, т. е. «берег», а точнее, «берег пустыни».

доль восточного побережья Африки арабы продвинулись значительно дальше своих предшественников - греков и римлян, доходивших до 10°30" ю. ш. Опираясь на несколько доисламских арабских поселений между 2° с. ш. и 9° ю. ш., арабы в середине VIII в. захватили о. Канбалу (Занзибар) , где заложили торговую факторию. Они довольно хорошо ознакомились с берегами материка от мыса Кафун (Гвардафуй) до 8° ю. ш. На этом «отрезке» длиной 3000 км, по их сообщениям, располагалось несколько стран. Самой северной (от Гвардафуя до р. Джубы) была земля берберов, на побережье которой они отмечали один мыс - Хафун и имели ряд торговых факторий. Далее к югу, до Килвы, у 9° ю. ш., простиралась страна Зиндж, омываемая одноименным морем, с большим количеством гор и опустыненных саванн, богатая дикими животными. Охотников-арабов особенно привлекали слоны. Кроме слоновой кости, страна давала шкуры леопардов, золото и рабов. Арабские купцы сообщали, что зинджи (бантуязычные племена) питаются бананами, дуррой, кокосовыми орехами; украшения они делают из железа.

От о. Занзибар арабы начали наступление на юг, продолжавшееся около трех веков. Плавание затруднялось многочисленными песчаными островками и коралловыми рифами, сопровождавшими берег - сообщения о них моряков обобщены на карте ал-Идриси XII в. На плоском, низменном, участками заболоченном побережье за 9° ю. ш. - страна Софала - арабы основали ряд новых торговых пунктов, в том числе Мильбануну (Мозамбик), у 15° ю. ш., Шинде, у 18° ю. ш., близ устья большой реки (Замбези); вверх по ней арабы поднимались на 600 км, вероятно до порогов Кебрабаса, длиной 100 км, и отметили р. Шире - крупный левый приток Замбези. Самый южный пункт - Дагута (Мапуту у 26° ю. ш.) - располагался на берегу большой бухты. Это был последний поселок в стране Софала, земле золота и железа, населенной тоже зинджами - скотоводами и земледельцами. Около 1130 г. Софала попала под контроль Килвы, которая к 1314 г. стала ведущей силой на всем восточном побережье.

К стране Софала с юга примыкает земля Вак-Вак, жители которой «...черны, вид их гадок, наружность безобразна. Они голы и ничем не прикрываются. Питаются они рыбой, [мясом] раковин и черепах. От них не вывозят никаких товаров, и нет у них ни кораблей, ни верховых, ни вьючных животных» (ал-Идриси). Это первая этнографическая характеристика древнейшего коренного населения Южной Африка - бушменов, бродячих охотников, собирателей растений и художников.

Арабы проникали и далее к югу. По сведениям, полученным от морехода Ибн Фатимы (около XII в.), географ и путешественник середины XIII в. Ибн Саид сообщает, что южнее Дагуты начинаются горы Ан-Надама длиной в 20 дней пути (около 800 км) - первое упоминание о Драконовых горах, восточный склон которых крутыми ступенями обрывается к Индийскому океану. Знакомство арабов с берегами Юго-Восточной Африки к XIII в. ограничивалось, как показала советский историк М. А. Толмачева, 33° ю. ш. (ныне порт Ист-Лондон). Таким образом они открыли, правда вторично, около 3500 км побережья с двумя небольшими безымянными заливами, а также устья Замбези и Лимпопо. Но еще в начале XI в. арабские мореходы уже знали о возможности обхода Африки с юга: «...море [Индийский океан] соединяется с Западным морем-океаном [Атлантикой]... [и] нет преграды для его достижения... с южной стороны... хотя [арабы]... и не видели этого воочию...» (ал-Бируни). И лишь спустя четыре столетия (около 1420 г.) неизвестный арабский мореход обогнул Южную Африку, следуя из Индийского океана в Море Тьмы, т. е. Атлантический океан. Сведения об этом плавании помещены в легенде к карте венецианского картографа монаха Фра-Мауро , составленной в 1457–1459 гг. Из сообщения не ясно, как далеко на север продвинулось арабское судно, и все же, как отмечает Р. Хенниг, «...не только южный мыс Африки, но и ее береговая линия примерно до широты реки Оранжевой в общих чертах изображены [на этой карте}... поразительно верно». Через 70 дней корабль вернулся к южноафриканскому мысу, названному Диаб («На две воды, т. е. океана, смотрящий»?).

В середине VIII в. арабы открыли по крайней мере два из шести вулканических Коморских о-вов, несколько позже наткнулись на ненаселенные Сейшельские о-ва (Ар-Рамм), а не позже IX в. к юго-востоку от Комор обнаружили какую-то землю - северо-западное побережье о. Мадагаскар. С ее жителями они завязали торговые отношения и начали медленное продвижение по побережью к северу и югу. К началу XI в. арабы уже имели ряд опорных пунктов на обоих берегах, а, вероятно, к середине XII и. установили, что открытая ими земля - остров и нарекли его ал-Кумр, впервые это название Мадагаскара встречается у ал-Идриси. К середине XIII в. арабские мореходы уже знали, что все пространство южнее гор ан-Надама на долготе ал-Кумра «заполнено морем». А к концу XV в. они относительно хорошо представляли себе оба берега северной половины острова. К этому времени они, очевидно, не раз пересекали пролив, отделяющий Мадагаскар от материка, не мудрствуя лукаво, назвали его проливом ал-Кумр (Мозамбикский пролив) и отметили сильное течение близ африканских берегов.

транствующий купец марокканец Абу Абдаллах Ибн Баттута , по происхождению бербер, был одним из величайших путешественников. Он начал свои странствования в 1325 г. из Танжера, побывал в Египте, Западной Аравии, Йемене, Сирии и Иране, морем добрался до Мозамбика, а на обратном пути посетил Бахрейнские о-ва. Затем Ибн Баттута достиг Крыма, был в низовьях Волги и в ее среднем течении, пересек Прикаспийскую низменность и плато Устюрт и проследовал в Среднюю Азию. Оттуда через хр. Гиндукуш он вышел в долину Инда и несколько лет прожил в Дели. В 1342 г. он прошел через Индостан на юг, посетил Мальдивские о-ва, Шри-Ланку и морем прибыл в Китай. В Танжер Ибн Баттута вернулся в 1349 г., вновь побывав на Шри-Ланке, в Аравии, Сирии и Египте. В 1352–1353 гг. он отправился в последнее путешествие и пересек Западную и Центральную Сахару; за 25 лет он прошел по суше и по морю около 130 тыс. км. На покое Ибн Баттута продиктовал книгу, как отмечают комментаторы, «целиком полагаясь на свою память». Книга «Путешествия Ибн Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Насыщенная огромным географическим, историческим и этнографическим материалом, она представляет большой интерес до настоящего времени для изучения средневековой истории посещенных им стран, в том числе обширных областей вашей Родины. Там, где Ибн Баттута говорит о том, что лично видел, т. е. в большей части своего труда, его сообщения, как правило, вполне достоверны. Но и собранные им расспросные сведения об отдельных странах, несмотря на элементы фантастики, заслуженно привлекали внимание историков, например о Стране Тьмы - Северной Европе и Азии.

огласно арабским источникам, купцы из Аравии достигли Филиппин в I в. н. э. Но лишь в 1380 г. туда проник ислам: мусульманский миссионер-ученый (мукдум, т. е. «тот, кто служит») прибыл на один из островов арх. Сулу, между 4 и 6° с. ш. Его дело продолжил Абу Бекр ал-Хашими . Он женился на дочери раджи о. Холо, а после смерти тестя стал правителем. С о. Холо арабские миссионеры перешли на о. Минданао, и вскоре арабы уже контролировали весь остров, кроме небольшого северо-восточного угла. Постепенно продвигаясь далее к северу, они ознакомились с о-вами Бохоль, Себу, Лейте, Негрос, Панай, Самар, Миндоро и многочисленными мелкими островками во внутренних морях. Однако затем процесс исламизации и исследования Филиппин застопорился. Хотя арабы в проникли на Лусон, но не смогли продвинуться за 15° с. ш. - до центральной равнины острова.

отомственный навигатор, отец и дед которого были муаллимами,Муаллим - капитан, знающий астрономию и знакомый с условиями плавания вдоль побережья, буквально учитель, наставник. Ахмед Ибн Маджид Шихабаддин из Омана еще мальчиком ходил с отцом по Красному морю и Аденскому заливу. Во второй половине XV в., когда он стал плавать самостоятельно, мощь мамлюков в Египте, тимуридов в Персии, султанов Дели в Индии, индонезийских владык заметно ослабла. И наступила эпоха арабского господства на Индийском океане, долгий период «пика» арабской морской торговли. Арабские моряки хорошо ознакомились с южной половиной Красного моря до широты Джидды, 21°30" с. ш., и Аденским заливом, Аравийским морем, Бенгальским заливом и морями Юго-Восточной Азии вплоть до меридиана о. Тимор, 124° в. д.

Обобщив многолетний опыт предшественников, в том числе деда и отца, использовав сведения своих современников-моряков и главным образом собственные наблюдения, Ибн Маджид в 1462 г. создал «Хавийат ал-ихтисар...» («Собрание итогов о главных принципах знания о морях»), а в 1489–1490 гг. закончил дважды (1475 и 1478 гг.) переделанную поэму «Китаб ал-фаваид...» («Книга польз об основах и правилах морской науки»). В этих навигационных работах содержится информация, позволяющая получить некоторое представление о характере берегов Индийского океана, его краевых морей и о крупнейших островах. Ибн Маджид привел также кое-какие сведения о ряде пунктов в Южно-Китайском море (бассейн Тихого океана). Описью эту информацию, правда, назвать нельзя - расстояния между упоминаемыми им пунктами сильно колеблются, а их характеристики скупы.

Красное море описано от Джидды до Баб-эль-Мандебского пролива, т. е. на половину длины. Ибн Маджид не дает особенностей его берегов, поэтому общая форма этой акватории по сравнению с другими частями Индийского океана выглядит намного грубее.По материалам Ибн Маджида и Сулеймана ал-Махри (об этом подробнее в главе «Сулейман и опись берегов Индийского океана ») уже в наши дни Д. Тиббеттс составил карты Индийского океана и дал к ним подробные комментарии в работе (на английском языке) «Арабское мореплавание в Индийском океане до прихода португальцев» (Лондон, 1971). Он отмечает многочисленные банки, рифы, островки аравийского берега моря и о-ва Фарасан; на африканском побережье упоминает горы Хабт (северная часть Эфиопского нагорья с вершиной Хамбет, 2780 м), о-ва Суакин и Дахлак и мелкие островки у 14° с. ш. Африканские берега Аденского залива Ибн Маджид знает значительно хуже, отмечая лишь их широтное направление, а на окончании «Африканского Рога» - мыс Гвардафуй. Восточнее мыса он помещает четыре острова, в том числе о. Сокотра, вдвое удлинив его. На восточном побережье Африки им упомянуты только ряд городов, о. Занзибар, устье pp. Замбези, Софала, у 20° ю. ш., а также островки у устья р. Саби и самый южный пункт, у 24° ю. ш., - несколько прибрежных поселков. Он сообщает, что длина Мадагаскара составляет около 20° по широте (в действительности 14°) и что в Мозамбикском проливе есть банки и острова, в том числе Гранд-Комор и Мохели из группы Коморских.

Южный берег Аравийского п-ова, родные для него места, Ибн Маджид описывает, начиная от самого южного мыса Аравии, у 12°40" с. ш. и 44° в. д., далее к востоку упомянут мыс Имран, порт Аден и сразу же далеко на северо-западе мыс Фартак, 52°20" в. д., игравший большую роль в навигации; далее отмечены о-ва Курия-Мурия, входной мыс залива Саукира, о. Масира и высокий скалистый мыс Эль-Хадд, наиболее важный пункт для арабских мореходов на западных берегах Индийского океана, у 22°30" с. ш.; на побережье Омана упомянуты порт Маскат и п-ов Мусандам.

Единственный из арабских навигаторов, Ибн Маджид составил описание Персидского залива. На аравийской стороне он отметил низменный берег Эль-Хаса, о-ва Бахрейн с многочисленными «подчиненными» островками и жемчужными банками, п-ов Катар, а в Ормузском проливе - о. Кешм. Азиатское побережье Оманского залива и негостеприимные берега Аравийского моря описаны им очень скупо. Он указывает лишь на их почти широтное направление.

Собственно Индия для арабов начиналась у западной оконечности п-ова Катхиявар, 69° в. д. От этого пункта и приступает Ибн Маджид к описи ее западного побережья вплоть до мыса Кумари, детально характеризуя Камбейский залив, Конкан и Малабарский берег с эстуариями многочисленных коротких рек и единственным глубоким заливом у 10° ю. ш. - озеро Вембанад. Берега «под ветром» - восточное побережье Индии - описаны подробно до 18° с. ш. Отмечены узкий полуостров у 9°40" с. ш. и его продолжение Адамов Мост, входной мыс Полкского пролива и весь Коромандельский берег с дельтами pp. Кавери, Кришны и озером Пуликат, у 14° с. ш., а также дельта р. Годавари. Побережье за 18° с. ш. Ибн Маджид знает намного хуже. Это следует объяснить тем, что северную часть Бенгальского залива арабы посещали реже, в основном там «работали» бенгальские или бирманские моряки.

Лаккадивские о-ва, находящиеся на морской трассе Сокотра - Южная Индия, хорошо знакомы арабам, но Ибн Маджид не оставил их описания. Цейлон (Шри-Ланка), по его сведениям, почти круглый остров, обогнуть который можно примерно за 10 дней. Ему известно все побережье этой жемчужины Индийского океана, за исключением части восточного берега. В четырех днях пути к югу (правильнее - к запад-юго-западу) от Шри-Ланки он помещает Мальдивские о-ва и называет их «островами золота» или «островами бетельных орехов».Семена («орехи») бетелевой, или арековой, пальмы входят в состав бетеля - жевательной смеси, возбуждающей нервную систему. Отмечая самый южный из группы - Адхава (о. Ган), он намекает, что далее к югу арабы знают и другие острова (арх. Чагос). Андаманские о-ва, по Ибн Маджиду, состоят из двух крупных островов - Большой и Малый, разделенных проливом (Дункан), и нескольких мелких. На самом деле единый «Большой» узкими проливами разделен на три части: Северный, Средний и Южный Андаман. Из Никобарских о-вов он знаком лишь с одним - у 8° с. ш. Берега Бирмы известны Ибн Маджиду приблизительно от 16° с. ш. и южнее. Он довольно верно представляет форму залива Моутама, отмечает эстуарий р. Салуин и о-ва ал-Таква (эрх. Мьей). Он правильно показывает почти меридиональное направление береговой линии п-ова Малакка (его западное побережье арабы называли Сиам), отмечает перешеек Кра и о. Сингапур.

Западные и северные берега моря Барни (Южно-Китайское), принадлежащего уже бассейну Тихого океана, известны Ибн Маджиду слабо: вот почему искажена форма п-ова Малакка и Сиамского залива. Относительно хорошо знаком он с северным и частью западного берега о. Суматра, отмечая на остальном побережье ряд названий. О Яве, отделенной от Суматры проливом Сунда (Зондским), у него менее четкие представления. К востоку от Явы он знает о. Ломбок, а также Сумбаву и Сумбу, принимая их за единый остров. Знаком он и с о. Макасар (Сулавеси), считая его крупным островом. Все острова к востоку от о. Сумба Ибн Маджид объединяет под названием Тимор и различает в нем северную и южную группы. Он приводит «...настолько детальную характеристику южной группы, что это кажется почти невероятным» (Д. Тиббеттс). Однако современные названия описанных им восьми островов установить не удалось. При встрече с В. да Гамой , «добрый кормчий, гузератский мавр», Ибн Маджид показал адмиралу «карту всего индийского побережья... весьма подробную», - свидетельствует португальский историк Ж. да Барруш .

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Трудно сказать что-то определенное про арабские средневековые карты, потому что, несмотря на проведенные исследования, оригиналов удалось отыскать, смехотворно мало. Потерялись карты, выполненные аль-Хуваризми (планисфера, изображенная на заказ халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хавкалом, аль-Макдизи и неизвестным автором («Пределы Вселенной»). Даже знаменитая карта аль-Идрис – не что иное, как копия, датированная XV веком.

История арабской картографии, как и всех других картографов, тесно связана с развитием географии и ее многочисленных разветвлений. Еще в античные времена арабам тоже требовались точные ориентиры, чтобы по ним согласовывать свою жизнь и работы. Установление исламской религии только оживило поиски в этом направлении. Чтобы выдерживать время молитв, поста и ритуальных паломничества, надо было уметь ориентироваться в космическом изменении времени и уметь определить местоположение Мекки.

НАСЛЕДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Но только с тех пор, как перевелись на арабский язык произведения древних авторов, в частности , скажем, произведения Клавдия Птолемея, арабская картография выходит на первое место среди естественных наук. Арабские халифы щедро оплачивали такие переводы: они осознавали вес античных знаний. Чтобы знания эти стали органической составляющей мусульманской культуры, халифы поощряли переводы на арабском языке научных сокровищ античности. Так, халиф аль-Мамун переводческий труд оплачивал золотом…

Арабы берегли как зеницу ока это наследие и в течение всего Средневековья продолжали обогащать достояния античности своими собственными наблюдениями и достижениями науки. Поэтому в период между VII и XII веками полюс географических знаний сместился. Из Европы он перешел к большим научным центрам в Багдаде, Корди и Дамаске. И мы с уверенностью можем сказать, что хотя и не было прямого обмена между арабской и европейской картографиями, возрождение математики и астрономии в течение XIII века в Риме, Оксфорде и Париже является лишь продолжением приобретенного арабами в области картографии. Именно арабы сохранили достояние Античности и сделали тот великий расцвет науки и искусств, который Запад пережил в епоху Возрождения.

Арабы не ошибались, думая, что именно в произведениях Птолемея научные знания греков и римлян достигают наивысшего взлета. Хотя нельзя сказать, что они слепо следовали учению великого греческого звездочета, математика и географа. Арабские путешественники отрицали многие его положения. Со своей стороны, арабские астрономы продолжили вычисления долготы в градусах и достигли очень точных результатов. Следовательно, они не просто сохранили научные положения Птолемея, но и развили их. Требуя углубить известные знания, они, конечно, начинали с того рубежа, до которого дошли их предшественники.

Поиски арабских астрономов достигли кульминации в X веке, благодаря трудам аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани опроверг много гипотез, выдвинутых Птолемеем. В отличие от этого последнего, который считал, что Африка соединяется с Азией у полуострова Малайзия, аль-Баттани был убежден, что Индийский океан – открытое море. Трактаты аль-Бируни о Востоке и аль-Идриса о Западе обогатили знания арабов о мире.

Целый ряд факторов способствовал значительному развитию географической и картографической наук у арабов. Ислам, став религией арабов, поощрял приумножение знаний во всем мире. Завоеваны были гигантские территории: очень нужно было оценить их ресурсы, чтобы ввести целесообразную налоговую систему. Кроме того, три из этих земель (Месопотамия, и Египет) были колыбелью цивилизации. Нельзя было править ими, не зная их.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И КАРТОГРАФЫ

Огромные пространства арабской империи требовали создания почтовой службы и дорожной сети. Почта и дороги, в свою очередь, способствовали торговому обмену, который облегчали общий язык и религия. Все больше книг описывали «пути и королевства». В конце концов, и паломничества весьма способствовали тому, что арабы все больше привлекались к путешествиям и географии. Паломник говорил тем же языком, что и другие мусульмане, которые жили в других местностях и принадлежали к разным общественным кругам. Длительные паломничества часто превращались в бесценные познавательные, исследовательские и торговые путешествия. Возвращаясь, путешественники-паломники купцы рассказывали об увиденном в отчетах, которые имели ценные географические сведения. Среди них было немало картографов, таких, как Ибн Хавкал, аль-Масуди и аль-Идрис.

Много арабских географов исповедовало учение Птолемея. Оно было отправной точкой астрономической географии и картографии.

Мухаммед Ибн Муса аль-Хуваризми заложил основы арабской географической науки. В его книге «О конфигурации Земли» (Китаб Сурат аль-Ард), написанной в первой половине IX века, переводится и исправляется учение Птолемея. Считают, что эта его работа связана со знаменитой планисферой, которую он наметил вместе с другими учеными по заказу халифа аль-Мамуна. К сожалению, большинство карт аль-Хуваризми потерялась. До нас дошли только четыре. Это древнейшие из известных нам арабских карт. В X веке выдающимся арабским картографом был Абул Хасан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и молодость провел в путешествиях, посетил Индию, Цейлон, море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. На склоне лет он отправился в Египет, где и умер в аль-Фустате. Аль-Масуди, вероятно, перечитал большинство известных тогда книг по географии. Он вспоминает много произведений, не дошедших до нас. Основная его работа «Золотые степи» (Муруджу адхдхахаб) заключает его опыт.

Перу Масуди принадлежат и многие другие произведения. Известна его планисфера мира – одна из самых точных тогдашних карт. Он верил в сферичность Земли. К известному в то время миру он добавил еще два континента, один в южном море, а второй, чтобы уравновесить его, с другой стороны известного мира.

Новый тип карт, подобный скорее к картографии, появляется с картой мира Ибн Хавкала. Он представляет экономическую таблицу, насыщенную сведениями из жизни народов. Ибн Хавкал берет за основу «атлас» аль-Истахри, дополняя его. Побережье он изображает в виде округлых и прямых линий; острова и внутренние моря, такие как Каспийское и Аральское, – кругами. Это упрощенное изображение.

ЗОЛОЛОТА ЭПОХА

В X веке (IV в. Хиджры) арабская картография, только начав развиваться еще сто лет назад, переживает действительно золотую эпоху с серией карт («Атлас мусульманского мира»), тесно связанных с многочисленными произведениями о «путях и королевствах». Методологию описания мусульманского мира, введенную выходцем из Балха (аль-Балхи), подхватил и развил персидский ученый из Ирана (аль-Истахри), на чьи работы в свою очередь опирался географ и великий путешественник, рожденный в Багдаде (Ибн Хавкал). Он просмотрел их, исправил и значительно развил.

Эти карты не имеют ничего общего с моделями Птолемея. Исламский атлас содержит в устойчивом раз и навсегда порядке 21 карту, первая из которых – сферическая карта мира. Затем идут шесть карт, изображающих Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Румейское море (Средиземное море). Последние четырнадцать карт посвященные центральной и восточной частям мусульманского мира. Изображать исключительно мусульманский мир – льстило амбициям аль-Истахри, а также Ибн Хавкалу, который написал: «… И я подробно нарисовал исламские страны, провинцию за провинцией, край за краем, уезд за уездом…»

Вся их картографическая деятельность касалась преимущественно востока арабского мира, но и западной его части не было забыто. Последний период в арабской картографии, совпадает с творчеством аль-Идрисв (XII в.), привязанный как раз к мусульманскому западу.

После обучения в Кордове аль-Идрис поселяется на Сицилии, где норманнский король Роджер II заказывает ему гигантскую планисферу с подробным толкованием. Аль-Идрис описывал земной шар в целом: по словам географа, там были представлены «территории Земли с их странами и городами, реки, земли и моря, дороги, расстояния и все, что можно увидеть». Сама карта потерялась, но толкование аль-Идриса дошло до нас в произведении под названием «Развлекательная книга для тех, кто желает путешествовать по миру» (Китаб Нузхат аль мусхтак фи хтирак алафак), более известном, как «Книга Роджера» (Китаб Руджар).

Эта работа позволила западным географам распространить круг знаний, она также помогла португальским мореплавателям исследовать в XV веке неведомые края. Землю аль-Идрис представлял «круглой, как мячик», он считал, что «вода поступает естественным путем и удерживается на ней» и «Земля и вода зависли в космосе, как желток в яйце». К этим комментариям аль-Идрис добавил атлас известного ему мира, и некоторые карты, которые были уже цветными.

Труд аль-Идриса, апогей арабской картографии, был также и предвестником ее упадка. Понятие широты и долготы в нем отсутствуют. Мы, правда, находим в атласе аль-Идриса традиционные для Птолемея «климатические зоны», но они изображены полосами одинаковой ширины, вопреки астрономическим данным. Детали отражены хуже, чем на картах аль-Хуваризми. Есть также определенные ошибки в расчетах расстояний и дуг. Но будем снисходительны к картографу: смерть короля Роджера и беспорядки после нее помешали ему внести в свой атлас необходимые изменения. Аль-Идрис был на перекрестке двух миров, христианского и мусульманского. Неудивительно, что его называли «арабским Страбоном». Его атлас, который считается самым значительным образцом арабской картографии, имел также огромный успех на Западе на протяжении всего Средневековья.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные работы, вклад арабов в развитие картографии остается очень скромным, на удивление всех, кто изучает эту дисциплину. Что же тому причина? Арабам были известны вся Европа (за исключением крайнего севера), центральная часть Азии, Северная Африка – до 10 градуса северной широты – и восточные африканские побережья. Их географические знания не ограничивались самыми исламскими странами. Они значительно превышали знания греков, которым только примерно были известны земли за Каспием и уж точно они ничего не знали о восточном побережье Азии к северу от Индокитая. А арабам был так же хорошо известен путь по суше к источникам Янцзы, как и восточное побережье Азии до Кореи. Конечно, знакомство их с Японией под вопросом, Японский архипелаг появляется уже на картах XI века, но сомнительно, чтобы арабы добирались до него морским путем. Их представления о Японии, возможно, основывается на сведениях, собранных в Центральной Азии, хорошо им известной. Что касается Африки, то именно арабы первые подробно ее описали; именно на эти сведения ссылались все вплоть до XIX века, когда ее начали исследовать европейцы.

Эти необычные путешествия, невозможные для их европейских современников, должны были стать источником бесценной информации для картографов. Но не стали. Арабская картография, которая сумела составить такой точный «Исламский атлас», не смогла создать что-то похожее, хотя бы в форме отдельных карт, для других районов мира, хотя прекрасно их знала. Она не использовала последних достижений географической науки; вместо вводить что-то новое, новейшие карты только повторяли карты предыдущие. Правда, в те времена и европейская картография не отличалась особой оригинальностью и тоже не особо «дружила» с тогдашней географией.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще история картографии столь обширная, что пожалуй можно было бы даже сделать специальную кафедру картографии в рамках исторических или географических факультетов. Пожалуй, разные передовые вузы, такие как Тюменский государственный университет , могли бы позаимствовать эту идею.

Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.

Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.

Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.

Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.

До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.

Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.

Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.

Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.

Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.

Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде – столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.

Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.

В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.

Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.

Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал – Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах – 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.

Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает – горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.

От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.

О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.

Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.

Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.

От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.

Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.

Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан – Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.

По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.

В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.

Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.

Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.

Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.

Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.

Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.

Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.

Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.