Водолазные суда. Углич, морское водолазное судно проекта SDS08

Морское водолазное судно «Стольный град Ярославль» является головным в серии из четырех судов проекта SDS08, которые были построены на Ярославском судостроительном заводе по заказу Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации для ФГУ «Госморспасслужба России».

Техно-рабочий проект SDS08 был разработан Морским Инженерным Бюро, РКД и технологическую документацию - ПКБ «Петробалт».

Морское водолазное судно проекта SDS08 предназначено для:

обеспечения водолазных и подводно-технических работ водолазов на глубинах до 100 метров при волнении моря до 3-х баллов;

участия в проведении спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ в объеме установленных на судне средств;

обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений;

обеспечения эксплуатации малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов при волнении моря до 4 баллов;

обследования дна акваторий, подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей (судов), подводной части гидротехнических сооружений и выполнение подводных работ с помощью водолазов;

выполнения подводной сварки на глубинах до 25 метров и резки на глубинах до 100 метров;

подъема с глубин до 100 метров обнаруженных предметов массой до 2,0 тонн;

грунторазмыв и удаление грунта; откачка воды с аварийного судна;

продувки понтонов;

работы с гидравлическим инструментом; освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов.

Морское водолазное судно проекта SDS08 с ледовым классом Ice 2, с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с удлиненной надстройкой бака, с носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в корме, с дизельной энергетической установкой, двухвальное с винтами регулируемого шага, с носовым подруливающим устройством имеет следующие характеристики: Длина габаритная 38,35 метра, длина между перпендикулярами 36,35 метра. Ширина габаритная около 7,92 метра, ширина по КВЛ 7,70 метра. Осадка по КВЛ 2,35 метра. Скорость на полном ходу 12 узлов, экономичного хода 8 узлов. Мощность главных двигателей 2 по 442 кВт. Автономность 5 суток.

Класс РС: КМ Ice 2 R2 AUT3-C OMBO SDS>100.

Проект заметно отличается от имеющихся в эксплуатации аналогичных судов:

1. На судне установлено водолазное оборудование, позволяющее выполнять водолазные и подводно-технические работы на глубинах до 100 метров и не имеющее аналогов на действующих судах, находящихся в распоряжении Госморспасслужбы Российской Федерации;

2. За счет наличия двух воздушно-пенных лафетных стволов судно имеет возможность тушения пожаров на других судах и плавобъектов;

3. На судне установлена буксирная лебедка, обеспечивающая выполнение функций буксировщика;

4. При размещении боновых заграждений и скимера на борту судно сможет обеспечить функции ЛАРН;

5. Характеристики судна и специального оборудования обеспечивают выполнение подводных спасательных операций при волнении до 3-х баллов, при этом подход судна к месту проведения спасательной операции возможен при высоте волн до 7 метров;

6. Для обеспечения требуемых ходовых качеств на судне установлено два высокооборотных главных двигателя мощностью 442 кВт каждый, работающие на винты регулируемого шага, а также - для удержания судна над местом выполнения работ - предусмотрено носовое подруливающее устройство мощностью 120 кВт;

7. Наличие на борту судна современного телеуправляемого подводного аппарата позволяет выполнять обследование дна акваторий, подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей, а также подводной части гидротехнических сооружений на глубинах до 100 метров;

8. Для работ по подъему затонувших судов, ремонту подводной части кораблей, ремонту гидротехнических сооружений, а также для обеспечения спасательных операций предусмотрено оборудование для подводной сварки на глубинах до 25 метров и подводной резки на глубинах до 100 метров, кроме того, грузоподъемное оборудование судна позволяет поднимать отдельные фрагменты затонувших объектов весом до 2 тонн с глубины до 100 метров;

9. При участии в операциях по снятию судов с мели обеспечивается возможность откачки воды из затопленных отсеков аварийного судна, а также продувка судоподъемных понтонов.

В состав водолазного оборудования входят: Барокамера на 4 водолазов; водолазный полуколокол с СПУ; водолазное снаряжение со шлемом SUPERLITE и вентилируемым шлемом DESCO; водолазное снаряжение универсальное «сухого» типа; средства водообогрева водолазов; средства связи; средства подводного освещения; подводное телевидение; подводная сварка/резка; гидравлический инструмент; средства водоотлива; средства грунторазмыва; телеуправляемый подводный аппарат; водолазный трап.

Таким образом, уникальное сочетание установленного на судне оборудования, а также мощная энергетическая установка, позволяют судну решать практически любые специализированные задачи, связанные с подводно-техническими работами на глубинах до 100 метров. Помимо этого судно может тушить пожары на других судах с помощью двух воздушно-пенных лафетных стволов производительностью по 180 кубометров в час, выполнять функции буксировщика (в корме установлена якорно-швартовно-буксирная лебедка с усилием 7 тонн), откачивать воду из отсеков аварийного судна, участвовать в операциях по борьбе с разливом нефти. Подобное сочетание функций является уникальным для судна, имеющего длину всего 38 метров.

Морское водолазное судно проекта SDS08 «Стольный град Ярославль» (строительный номер 201) было заложено 28 августа 2009 года. В торжествах приняли участие заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, директор департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Клявин, заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Захаров, генеральный директор ЗАО «ВП «ФИНСУДПРОМ» Игорь Шехелев, руководитель ФГУ «Госморспасслужба России» Андрей Хаустов, заместитель руководителя ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Андрей Гусев и другие коллеги.

Спущено на воду 12 августа 2010 года. С 10 по 12 сентября в соответствии с решением Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина и Губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова приняло участие в праздничных мероприятиях, посвященных тысячелетию основания города Ярославля.

25 октября 2010 года после успешных приемо-сдаточных испытаний был принят в эксплуатацию. Будет работать в составе Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ.

В период с 19 по 29 октября 2014 года - по транспортировке центральной технологической платформы из порта Астрахань к месту установки на месторождении им. В. Филановского. Работа осуществлялась в рамках исполнения Контракта о водолазном обеспечении при транспортировке и установке объектов на месторождении, заключенному между ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и итальянской компанией SAIPEM.

В ноябре 2014 года новой самоподъемной плавучей буровой установки «Меркурий» проекта Super 116Е из порта Астрахань в Каспийское море.

13 ноября 2015 года в ликвидации возгорания на т/х «Сайфула Кади», стоящем в морском порту Астрахань в отстое без топлива и экипажа на борту. 31 декабря для оказания помощи при затоплении буксира «Рейдовый 23», которое произошло при выходе из Золотого Затона.

С 25 по 29 февраля 2016 года в локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов в районе с. Икряное и в районе СРЗ им. «А.П. Гужвина». В ходе операции было собрано около 4300 кг нефтепродуктов.

25 октября 2017 года в комплексном учение на тему: «Оказание помощи аварийному судну и людям, терпящим бедствие на акватории 3-го рейда морского порта Астрахань», которое было проведено на акватории морского порта Астрахань.

Морское водолазное судно «Углич» является третьи в серии из четырех судов проекта SDS08, которые были построены на Ярославском судостроительном заводе по заказу ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации для ФГУ «Госморспасслужба России». Головным судном данного проекта является «Стольный град Ярославль», которое 25 октября 2010 года принято в эксплуатацию. Вторым - «Ростов Великий», которое 30 мая 2011 года принято в эксплуатацию.

Техно-рабочий проект SDS08 был разработан Морским Инженерным Бюро, РКД и технологическую документацию - ПКБ «Петробалт».

Морское водолазное судно проекта SDS08 предназначено для: обеспечения водолазных и подводно-технических работ водолазов на глубинах до 100 метров при волнении моря до 3-х баллов; участия в проведении спасательных, судоподъемных и гидротехнических работ в объеме установленных на судне средств; обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений; обеспечения эксплуатации малогабаритных телеуправляемых подводных аппаратов при волнении моря до 4 баллов; обследования дна акваторий, подводных частей корпусов и винто-рулевых устройств кораблей (судов), подводной части гидротехнических сооружений и выполнение подводных работ с помощью водолазов; выполнения подводной сварки на глубинах до 25 метров и резки на глубинах до 100 метров; подъема с глубин до 100 метров обнаруженных предметов массой до 2,0 тонн; грунторазмыв и удаление грунта; откачка воды с аварийного судна; продувки понтонов; работы с гидравлическим инструментом; освидетельствование и очистка подводной части корпуса судов, плавучих и береговых объектов.

Морское водолазное судно проекта SDS08 с ледовым классом Ice 2, с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с удлиненной надстройкой бака, с носовым расположением жилой надстройки и машинным отделением в корме, с дизельной энергетической установкой, двухвальное с винтами регулируемого шага, с носовым подруливающим устройством имеет следующие характеристики: Длина габаритная 38,35 метра, ширина габаритная около 7,92 метра, осадка 2,1 метра. Скорость на полном ходу 11 узлов, скорость экономхода 8 узлов. Питание осуществляется от двух главных двигателей мощностью 442 кВт каждый. Автономность 5 суток.

Класс РС:


В состав водолазного оборудования входят:

  • барокамера на 4 водолазов;
  • водолазный полуколокол с СПУ;
  • водолазное снаряжение со шлемом SUPERLITE и вентилируемым шлемом DESCO;
  • водолазное снаряжение универсальное «сухого» типа;
  • средства водообогрева водолазов;
  • средства связи;
  • средства подводного освещения;
  • подводное телевидение;
  • подводная сварка/резка;
  • гидравлический инструмент;
  • средства водоотлива;
  • средства грунторазмыва;
  • телеуправляемый подводный аппарат;
  • водолазный трап.

Морское водолазное судно «Углич» проекта SDS08 было заложено 16 марта 2010 года, строительный номер 203. Спущено на воду 24 мая 2011 года. Будет работать в составе Новороссийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Сдано в эксплуатацию 07 августа 2011 года. В ходовых испытаниях и в приемке судна активное участие принимали специалисты Новороссийского АСПТР.

Морское водолазное судно «Углич» («Uglich») IMO: 9587403, флаг Россия, порт приписки Астрахань, было введено в эксплуатацию 07 августа 2011 года, строительный номер 203.

Использованы фотографии с сайта:

«Skandi Arctic » это новейшее судно обеспечения водолазных работ, оснащенное по последнему слову техники. Судно обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic » построено на верфи STX OSV в румынском городе Tulcea в 2009 году по заказу норвежской компании «DOF» с одной целью - обезопасить жизнь водолазов выполняющих работы на дне моря.

Судно обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic » располагает комплексом систем современной техники, направленных на проведение опасных и дорогостоящих работ в районе нефтяных и газовых месторождений прибрежных шельфах ежегодно приносящих миллионы долларов прибыли.

Команда водолазов, которая будет заниматься подводными работами, доставляется на борт судна на вертолете. По прибытию неотъемлемой частью для группы водолазов является прохождение медицинского обследования на предмет пригодности к водолазным спускам. Параллельно на судне проверяется оборудование декомпрессионной камеры, где смена проведет ближайшие три недели в тесноте и полной изоляции.

На судне обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic » находится сразу шесть таких камер. Каждая из них представляет собой герметичный цилиндр диаметром 2,5 метра, который заполняется смесью повышенного давления, для обеспечения безопасности людей. Дело в том, что при проведении подводных работ на глубине до 130 метров водолазы вынуждены находиться внутри камеры, так как человеческий организм не выдержит высокого давления. В декомпрессионной камере давление постепенно увеличивается и организм в течение 5 суток адаптируется к этой среде, и позволяет человеку нормально дышать смесью и не погибнуть.

Каждая декомпрессионная камера оборудована по принципу универсального общежития. Для нормального обитания водолазов имеется сидения, общий туалет, душ. В тесном жилом помещении находятся шесть кроватей, а также есть места для проведения досуга и приема пищи. Но водолазам запрещено покидать камеру, чтобы не погибнуть от резкого перепада давления. Для этого за ними регулярно наблюдают несколько специалистов посредством десяти видеокамер, чтобы убедиться в отсутствии угрозы водолазам. Их компьютеризированный пост напоминает Центр управления полетами. Отсюда виден буквально каждый шаг людей, находящихся в камере. Высококвалифицированные операторы-контролеры ни на минуту не ослабляют внимание. Где бы не находились водолазы - в декомпрессионной камере или морском дне - всегда остаются под пристальным вниманием. Камеры следят за ними даже тогда, когда люди отправляются в туалет, где вода тоже спускается по управлению операторов. Одним словом команда контролеров полностью отвечает за жизнь водолазов.

Команда судна обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic» составляет 120 человек, являющихся специалистами в различных областях выполняющих общую задачу - эффективное и безопасное проведение водолазных работ.

судно обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic»







ходовой мостик судна

интерьер судна

После проведения суточного медицинского обследования водолазы допускают к погружениям. Их следующим этапом является заселение в устройство под названием водолазный колокол, который будет доставлять их из изолированного помещения на борту на морское дно. Устройство представляет собой подобие лифта. Водолазный колокол герметично стыкуется с декомпрессионной камерой. В корпусе судна имеется отверстие (шахта), через которое водолазный колокол опускается непосредственно к объекту проведения работ.

выполнение подводных работ

Частой работой водолазов является замена ржавых креплений (болтов) в труднодоступных местах подводных сооружений добычи нефти или газа. Данная операция в оффшорных компаниях является регулярным техническим обслуживанием. Но эта работа не из легких, так как приходиться работать в условиях ограниченного доступа.

Разместившись в декомпрессионной камере, водолазы попадают в другой мир. Затем начинается процесс нагнетания воздуха. Прежде чем приступить к постепенному повышению давления в декомпрессионной камере проверяется герметичность люков и шлюзов. Давление воздуха постепенно увеличивается в течение трех часов, чтобы подготовить организм к воздействию огромного давления в океанских глубинах.

Медленное повышение давления никак не ощущается, кроме голосов водолазов - они становятся смешными как у персонажей мультфильмов. Дело в том, что смесь кислорода и гелия на глубине сотни не будет ядовитой в сравнении с обычным воздухом, который на 80 процентов состоит из азота. Поэтому в течение трех недель водолазы говорят как утенок Дональд.

На одной из палуб судна обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic » находятся газовые хранилища, где хранится 40 тысяч куб. м гелия. Этого хватит, чтобы в течение 100 лет снабжать им какой-нибудь цирк.

Пока водолазы адаптируются к высокому давлению судно «Skandi Arctic » прибывает в точку расположенную над подводным объектом. Подруливающие устройства на носу и корме позволяют без труда оставаться в заданных координатах, отклоняясь не более 2 метров при высоте волн до 5 м. Во время спуска водолазного колокола судно должно оставаться неподвижным во избежание натяжения шлангов жизнеобеспечения.

Когда судно занимает позицию, а водолазы закончили адаптацию подводная операция начинается. На погрузочной палубе водолазный колокол устанавливается над декомпрессионной камерой, напоминая стыковку в открытом космосе. В водолазный колокол заходит три водолаза, и устройство опускается туда, где еще 30 лет назад было возможно лишь в мечтах, а теперь процесс занимает 3 минуты. Колокол доставляет водолазов на глубину, где царит мрак. Затем они покидают устройство и приступают к работе. Двое водолазов отправляются к объекту, а третий остается внутри, страхуя их. Во избежание разрушения водолазный колокол зависает на высоте 2-3 метров над объектом. Затем с помощью крана на дно опускается контейнер, в котором находятся инструменты и запасные части, необходимые для проведения опасной работы. С помощью контейнера физический контакт с инструментами сводится к минимуму, что значительно снижает риск повреждений гидрокостюмов и трубопроводов жизнеобеспечения. Производство работ выполняется вручную. Естественно, водолазы находятся на постоянной связи с главным постом. На посту управления все выполненные замены болтов отмечаются в таблице, чтобы не один из них не был пропущен, для чего на дно опускается беспилотный подводный аппарат. Смена одного водолаза продолжается 6 часов.

Жизнеобеспечение водолазов на дне осуществляется при помощи индивидуальных шлангов. На удерживающем тросе подаются сразу три шланга - электрический для подсветки и работы видеокамер; по водяному шланг в подкладку гидрокостюма поступает вода, нагретая до 30 градусов Цельсия; кислородный шланг, по которому подается живительная смесь.

Многочисленные специалисты на борту судна и современные системы жизнеобеспечения позволяют работать в опасных условиях, но никакая техника не заменит взаимовыручку людей. Без специальной подготовки и взаимовыручки шансы выжить на дне ничтожно малы. В холодной воде на глубине простая задача превращается в чрезвычайно сложную операцию.

Закончив работу, водолазы возвращаются в колокол. В течение трех минут их обратно доставляют на борт судна «Skandi Arctic ». На выходе из шахты водолазный колокол стыкуется с декомпрессионной камерой. Там водолазы принимают душ, ужинают и отдыхают, ожидая следующей смены.

Интересным образом осуществляется доставка пищи и также без нарушения герметизации. Еду оставляют в окне, которое закрыто с двух сторон. После того как оператор убедится, что бытовое окно герметично водолазы открывают его с другой стороны. Еще одной важной задачей в декомпрессионной камере является избавление продуктов пищеварения без разгерметизации. Решением стала система мощного спуска с несколькими воздушными шлюзами, управляемыми с центрального поста.
После нескольких суток профилактических работ подводная операция завершается. Затем все водолазы в течение пяти суток, не покидая декомпрессионную камеру, проходят процесс декомпрессии, а судно «Skandi Arctic » в это время может следовать в порт или к другому объекту. После выхода из камеры угроза жизни водолазов еще сохраняется, поэтому в течение суток медицинский персонал наблюдает за дайверами.

Водолазы выполняют одну из самых опасных работ на планете, поэтому после погружений им требуется отдых, а судно обеспечения водолазных работ «Skandi Arctic » не знает отдыха и направляется в новый рейс, чтобы обеспечить нормальную работу сооружений снабжающих Европу нефтью и газом.

Технические данные судна обеспечения водолазных работ (diving support vessel) «Skandi Arctic»:
Водоизмещение - 18640 тонн;
Длина - 156 м;
Ширина - 26 м;
Осадка - 7,4 м;
Экипаж - 120 человек;
Глубина погружения водолазов - 150 м;
Автономность судна позволяет выполнить до 70 погружений;

служебно-вспомогат. судно обеспечения водолазных работ на глуб. до 100 м. В. с. разделяют на речные, рейдовые и морские. Для спуска водолазов на глуб. до 20 м В. с. оснащаются водолазными трапами, на большие глубины - водолазными беседками и колоколами со спуско-подъёмными устройствами. Для подачи воздуха используются компрессорные станции. Дыхат. смеси подготавливаются и подаются спец. системами. Для проведения лечебной декомпрессии мн. В. с. оборудуются барокамерами. Водолазные работы на глуб. св. 100 м производятся методом насыщенных погружений со спасат. судов, судов обеспечения подводных работ и пр., оборудованных спец. глубоководными комплексами.

  • - область знаний и отрасль практической деятельности, связанной с погружением человека под воду и выполнением различных работ с использование водолазной техники...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - средство транспортировки пассажиров и грузов по воде. Современные океанские суда произошли от ранних парусных судов, таких как карраки XIII в. и более крупные галеоны...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - отрасль производственной деятельности, связанная с погружением под воду и охватывающая аварийно-спасательные и монтажные работы...

    Энциклопедия Кольера

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: Комплект устройств и защитной одежды, носимых водолазом, обеспечивающих его жизнедеятельность при повышенном давлении окружающей водной или газовой среды..." Источник: "ТЕХНИКА ВОДОЛАЗНАЯ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Жесткое водолазное устройство: Привязное и спускаемое с судна устройство, обеспечивающее погружение в воду, пребывание оператора на глубине и подъем с глубины при нормальном давлении внутри устройства.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1.2.11. - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.....

    Официальная терминология

  • - судно на Везере и других реках северо-западной Германии, около 100 фт. длины, 8-10 фт. ширины, посередине 5-6 фт. глубины, спереди и сзади плоское...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Так как человек может пробыть под водою лишь очень короткое время, а именно столько, сколько он способен удерживать дыхание, то для различных подводных работ необходимы различные приспособления, которые позволяли бы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - отрасль производственной деятельности, связанная с погружением под воду людей в специальном снаряжении для выполнения различных работ. К В. д. относятся: водолазная техника, включающая также охрану...

    Большая Советская энциклопедия

  • - отрасль производственной деятельности, охватывающая аварийно-спасательные, монтажные и другие работы под водой и их материальное, научно-техническое и медицинское обеспечение...

    Большой энциклопедический словарь

"ВОДОЛАЗНОЕ СУДНО" в книгах

XI Водоходное судно

Из книги Кулибин автора Кочин Николай Иванович

XI Водоходное судно По замыслу Кулибина, устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО Полинезийцы всегда славились умением строить суда. Первоначально это были небольшие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева, к которому крепилось длинное бревно. Я нередко видел такие в Океании и в наши дни. По этому же принципу строились

Глава 4 «ТОР» (СУДНО № 10)

Из книги Тайные рейдеры. Диверсионные операции ВМС Германии автора Вудворд Дэвид

«Вижу судно»

Из книги Столкновение в океане автора Москоу Элвин

«Вижу судно» Густой серый туман, сокративший видимость почти до полумили, окутывал «Андреа Дориа». Временами влажная мгла скрывала от взоров стоявших на мостике даже нос судна. Рулевая рубка уже погружалась в сумерки, когда два штурмана одновременно поднялись на мостик.

10 Судно пришло!

Из книги Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции автора Чванов Михаил Андреевич

10 Судно пришло! 20 июля (2 августа), около 6 часов вечера, я окончил работу в доме и отправился готовить ужин. Конрад еще остался на работе, желая во что бы то ни стало сегодня закончить очистку дома. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в

Судно из Брезена

автора

Судно из Брезена "В 1872 г. около Брезена, севернее Данцига (Гданьска), при строительстве порта был найден хорошо сохранившийся корпус судна с клинкерной обшивкой. В описании того же года приводится рисунок этого судна и говорится о том, что корпус сделан из дубовых досок

Судно из Калмара

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно из Калмара "Основными типами судов XII–XIV вв., согласно документальным записям, таможенным спискам и т. д., были, очевидно, одномачтовые парусные суда неф и ког (или, как их еще называли, кога, кого, когхен, кокен и т. д.). Они служили моделями для гравировки на печатях

Судно "на шипах"

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно "на шипах" Мтепе"Другой наиболее ранний тип дау - беспалубная остроконечная мтепе, чья наружная обшивка подбиралась по древнеегипетскому способу, без шпангоутов. Лишь в более поздние времена (а мтепе и сегодня можно изредка повстречать у восточного побережья

«Покинуть судно!»

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

«Покинуть судно!» Любой моряк боится услышать эти слова. Если для спасения судна сделано все, но ничто не помогает, приходит время покинуть его и принять помощь. Однако следует помнить, что это делается только в крайнем случае. Многие яхтсмены, мужчины и женщины, погибли,

Судно

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Судно Судно – плавающее устройство для передвижения и транспортировки водным путем и для выполнения специальных задач. Характеристика судна выражает его эксплуатационные и технические данные: скорость, дальность плавания, грузоподъемность, вместимость, автономность,

2. Водолазное снаряжение 2.1. Вентилируемое снаряжение

автора Автор неизвестен

2. Водолазное снаряжение 2.1. Вентилируемое снаряжение Вентилируемое снаряжение является видом водолазного снаряжения, в котором дыхание водолаза под водой обеспечивается непрерывной подачей с поверхности сжатого воздуха по шлангу в газовый объем снаряжения

11.2. Водолазное обследование

Из книги Справочник водолаза автора Автор неизвестен

11.2. Водолазное обследование Цель водолазного обследования – получить необходимые сведения подводной обстановки для составления плана, проекта или выбора способа выполнения водолазных работ. Поэтому водолазное обследование должно быть всегда полным и качественным.

Водолазное дело

БСЭ

Водомётное судно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Судно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ