Замок Мон-Сан-Мишель самостоятельно. Отзыв

Всё для самостоятельного отдыха!

Рыцарский турнир

Развлечения на Тенерифе представлены на любой вкус и одно из самых популярных вечерних шоу, которое нравится буквально всем - это рыцарский турнир в замке Сан Мигель.

Чтобы попасть в атмосферу средневековья, достаточно всего лишь немного отъехать от курортных городов Тенерифе. В небольшом городке Альдеа Бланка на юге острова, построен замок Сан Мигель, где по вечерам устраивают настоящий рыцарский турнир.

Замок Сан Мигель - это немного уменьшенная копия реально существующего замка. Его построили специально для того, чтобы во время костюмированного шоу, посетители могли погрузиться в атмосферу средневековья, времен короля Артура и рыцарей круглого стола.

Костюмированное шоу

Посетителям рыцарского турнира отводится не просто роль пассивных наблюдателей, именно они решают, кто победил в состязании.

Начинается рыцарский турнир в 20-00, посетителей встречают два всадника в рыцарских костюмах. Всем гостям шоу на входе выдают разноцветные накидки и это не просто обычный антураж, каждый из 6-ти цветов накидки соответствует определенному рыцарю и потому от цвета плаща зависит, кого поддерживать на турнире.

Ведет рыцарский турнир колоритный чернокожий карлик, который к тому же может тушить во рту горящий факел.

Первая часть рыцарского турнира носит состязательный характер, рыцари демонстрируют владение разными видами оружия. Рыцарь, одержавший победу в состязании, получает право выбрать себе «даму сердца», которой предоставляется почетное право смотреть продолжение поединка из королевского ложе.

Гостям замка Сан Мигель предоставляется возможность попробовать настоящий средневековый ужин, состоящий из похлебки и курицы. Есть придется так, как и в средневековье, не используя ложек и вилок. Также гости могут пить белое и красное вино сколько захотят.

Вторая часть представления в Сан Мигель самая интересная, шесть рыцарей уже не соревнуются, они сражаются не на жизнь, а на смерть. И останется только один победитель, которого определяют зрители - чем громче кричат его сторонники (одетые в плащи его цвета), тем больше шансов у рыцаря стать победителем. Можно кричать, хлопать, свистеть, запрещается только бросать на арену еду и различные предметы.

После рыцарского турнира можно остаться на дискотеку, которая проходит в одном из залов замка.

Экскурсия в Замок Сан-Мигель (Castillo San Miguel) в Тенерифе - не простой обход очередной достопримечательности Испании, а настоящее погружение в средневековую жизнь. Это можно назвать театром без зрителей, где каждый гость становится актером большого представления. Вам предоставляется возможность прожить несколько часов так, как это делали люди в эпоху рыцарей.

Особенность Замка Сан-Мигель

Само сооружение является не подлинной средневековой башней, а лишь точной копией когда-то существовавшего на острове замка. Его построили специально, как декорацию для воспроизведения исторических событий, можно сказать, реконструкций. Все шоу основывается на рыцарском поединке за честь, выясняя кто из могучих воинов сильнее и могущественнее. Гости турнира участвуют в качестве простых людей, которые пришли насладиться зрелищем. На арене, будто сошедшие со страниц книги про короля Артура, бравые рыцари на конях отстаивают свое достоинство не на жизнь, а на смерть (естественно, театрализованную).

Попасть в Замок Сан-Мигель не так уж и просто - ворота охраняются двумя могущественными всадниками. Правда, на самом деле грозные и устрашающие охранники башни оказываются приветливыми людьми, которые не откажут в совместной фотографии и с радостью ответят на все вопросы. Заходя на территорию замка, все гости получают тематическую накидку, цвет которой соответствует каждому из шести рыцарей. Соответственно, выбирая то или иное убранство, вы становитесь на сторону определенного воина.

Ровно в семь вечера стражи крепко запирают ворота Замка Сан-Мигель, и начинается представление. Сначала вам покажу средневековые покои, умело декорированные старинным оружием, доспехами и так далее. По пути вас встретит сам Король, который лично отблагодарит за визит и закрепит приветствие рукопожатием. В это время придворные фотографы запечатлеют момент и за определенную плату предоставят после шоу сделанные снимки. Стоить отметить, что делать фотографии внутри Замка Сан-Мигель самостоятельно строго запрещено. Вас, конечно, не казнят, но камеру убрать попросят. Но как только покинете оружейную комнату, снова можете смело доставать фотоаппарат и делать снимки в любом количестве.

Арена Castillo San Miguel: полное погружение в средневековье

После осмотра оружейной палаты туристы попадают на арену Сан-Мигель, где и состоится поединок. Для разогрева рыцари выполняют различные трюки на коне, показывая, как уверенно они чувствуют себя в седле. Далее пройдет соревнование по меткости, где воины продемонстрируют, как ловко они попадают копьем прямо в цель. Все это будет осуществляться верхом на лошади, и победитель турнира оставит за собой право выбрать из зала королеву, которая последует в вип-ложе, в компанию короля и его свиты. Обратите внимание и на других персонажей, участвующих в представлении. Например, красочное фаер-шоу от чернокожего карлика, способного потушить факел собственным ртом.

Пока избранная среди публики дама отправляется на трон рядом с королевской семьей, слуги подносят к столикам прихожан угощения. Повар замка Сан-Мигель приготовит всем гостям настоящие средневековые закуски, которые подаются в жестяных посудинах, как это делалось раньше. Обычно это кусок курицы и похлебка. Дама, сидящая в королевской ложе, еду никогда не ест, ведь негоже особе такого ранга притрагиваться к пище простолюдинов. Кстати, кушать угощения придется также, как это делали тогда - руками, ведь в Средневековье столовые приборы больше напоминали орудия убийств. К концу ужина вам попадут в металлическом кубке «немного» вина (на то время в сосуд помещалась почти целая бутылка напитка).

Хорошо перекусив, время снова переключать внимание на арену, где начинается самое интересное: смертельный поединок. Из шести рыцарей останется лишь один - остальные отправятся на корм тиграм. Разогретая вином публика накаляет атмосферу и всеми способами подбадривает выбранного воина. Шум увеличивается до предела: крики, свист, улюлюканье, топот - вот он, неподдельный азарт среди болельщиков.

После боя все отправляются в соседний зал для победного бала с живой музыкой и танцевальной программой. Уйти из замка Сан-Мигель до полуночи не так просто: средневековье затягивает своим романтизмом и простотой.

Полезная информация

Добраться до Замка Сан-Мигель можно:

  • на авто (ехать до Альдея Бланка по трассе TF-65 на Сан-Мигель. Съезд с магистрали №24, не доезжая до развязки в сторону аэропорта);
  • автобусом №416 из Лас Америкас;
  • с помощью трансфера.

Контактная информация:

  • адрес: Испания, Тенерифе, San Miguel de Abona, Aldea Blanca;
  • e-mail: [email protected];
  • номера телефонов и стоимость билетов указаны на сайте.

Шоу проводится ежедневно со вторника по субботу, в четверг представление сопровождается русскоязычным гидом, начало в 19:00. Будучи в Тенерифе , не откажите себе в возможности прожить вечер в чарующей и зрелищной средневековой атмосфере.


Свое название этот древний замок (Castillo San Miguel) получил по месту расположения – на юге , близ города Сан Мигель. Днем этот замок привлекает своим могучим видом, а по вечерам в его стенах закипают настоящие средневековые страсти, во время рыцарского турнира шести лучших воинов. Изо дня в день, из года в год они продолжаются свою средневековую разборку и выясняют, кто из них самый лучший.

На самом же деле рыцарский турнир шести, в замке Сан Мигель, представляет собой одно из самых ярких театрализованных спектаклей, из всех, проходящих на Тенерифе, и зрители здесь играют не последнюю роль. Именно гостям рыцарского турнира предстоит определить лучшего воина.

Не все туристы догадываются, что замок Сан Мигель на самом деле не настоящее средневековое сооружение, а всего лишь уменьшенная, но достаточно точная копия реально существовавшего когда-то в окрестностях замка Сан Мигель. Современное сооружение было возведено специально, как декорация к рыцарскому турниру, возвращающее зрителей на несколько сотен лет назад. Перед гостями турнира во всей красе раскрывается романтическая эпоха красавцев рыцарей, прекрасных принцесс и их взбалмошных отцов – жестоких правителей. Зрители имеют возможность воочию увидеть то, о чем они читали в книгах о Короле Артуре и видели в исторических фильмах.

Войти в замок Сан Мигель не так просто, ведь его охраняют двое могучих всадников. Поблажек не будет никому: ни простым туристам, ни даже премьер-министру Испании. Правда, за грозным видом средневековых охранников, скрываются, довольно-таки приветливые молодые люди. Они с удовольствием попозируют для совместной фотографии и скажут, провожая через ворота, пару приятных слов. Заходя на территорию замка, всем туристам предложат одну из шести накидок, цвет которых соответствует одному из рыцарей. Получив такую накидку вы становитесь болельщиком того рыцаря, которому отныне соответствует цвет ваших одеяний.

Ровно в семь вечера грозные стражи накрепко закрывают ворота, и шоу начинается. Сначала вас проведут через средневековые покои, щедро украшенные диковинным оружием, доспехами и прочей утварью. Навстречу вам выйдет Его Величество Король, чтобы лично пожать руку и поблагодарить за визит. Кстати, в этот момент придворные фотографы незамедлительно сделают несколько эффектных снимков, которые вы сможете забрать по окончании спектакля. Заплатив несколько евро, вы навсегда увезете с собой тот самый миг, когда Король пожал вам руку. Впрочем, если фото вам не понравится, вы всегда можете его оставить здесь – на память королевству. И будьте бдительны, делать внутри замка Сан Мигель фотографии самостоятельно – строжайше запрещено. Вас, конечно, не казнят, но попросят убрать камеру, как минимум. Но уже выйдя за пределы оружейной комнаты, вы снова можете достать фотоаппарат и сделать снимков столько, сколько пожелаете.

Арена замка Сан Мигель

После оружейной палаты вы попадаете в место непосредственного действа. Сначала бравые рыцари покажут насколько здорово они себя чувствуют в седле, и с ветерком пронесутся мимо зачарованной публики. Далее пройдут соревнования по меткости, и бесстрашные воины продемонстрируют свое умение бить копьем точно в цель. Причем делать это они будут верхом и на быстром ходу. Победитель спортивного турнира рыцарей получает почетное право определить свою королеву, выбрав ее из числа своих болельщиков. Помните о цветовой принадлежности к тому или иному участнику турнира. Кстати, дама сердца не только получит массу комплиментов в свой адрес, но и удостоится права проследовать в, как бы сейчас сказали – вип-ложу, чтобы составить компанию королю и королеве. Еще стоит обратить внимание на юркого малого – чернокожего карлика, развлекающего гостей спектакля. Помимо своих прямых обязанностей, он еще отлично справляется с противопожарной охраной и тушит в собственном рту горящие факелы.

Средневековый ужин в замке

Пока все позавидовали даме, отправившейся в компанию к первым лицам королевства, все остальные отведают настоящий средневековый фаст фуд. Скажете, не было такого понятия раньше, но ошибетесь. Настоящий рыцарский ужин на скорую руку можно будет попробовать из средневековой посуды. Повар замка Сан Мигель положил вам в нее немного курицы и супа. Кстати, дама в королевской ложе эту похлебку, так и не попробует. Не гоже это королевской особе опускаться до обычного фаст фуда. Да, и есть это все придется руками. Извините, но пятьсот лет назад столовые приборы выглядели, примерно так же, как и средневековые орудия убийств. Использовать их очень сложно, да и опасно. Так что: ручками, ручками. В финале ужина вам подадут немного красного или белого вина. Немного, по меркам средневековья, на самом же деле в огромный железный бокал входит, почти, целая бутылка.

Хорошенько перекусив, можно продолжить просмотр турнира. Настала пора самого интересного: смертельного поединка на выбывание. Останется только один, все остальные пойдут на корм тиграм. Теперь-то мы посмотрим, кто из вас настоящий болельщик, а кто, так, пришел винца попить. От вашей поддержи зависит многое – отважный рыцарь рассчитывает на вас. Подбадривать своего воина можно как угодно: свистеть, топать, кричать и улюлюкать. Главное, чтобы это пошло ему на пользу. Вы даже можете кричать в адрес противника что-нибудь неприличное, например… хотя нет, не стоит. Единственное, чего не нужно делать, так это в прямом смысле помогать своему бойцу, кидаясь в его соперников бутылками, камнями и прочим орудием немассового поражения. Он, все-таки, не абы кто, а рыцарь. Может и сдачи дать.

А тут еще и вино как раз добралось до головы. Вот он – настоящий азарт, вот она – настоящая средневековая страсть! Подогревшись до нужной кондиции, все больше гостей праздника уже не в силах усидеть на месте и зрительный зал превращается в бурлящую лаву. Как говорил классик – все смешалось: кони, люди. И вы еще тут со своим цветным плащом, криками «За родину!» и неприличными жестами в сторону противников. Видели бы вы себя со стороны – воспитанный, вроде, человек, но попав в средневековье, моментально превратившийся в настоящего местного обитателя.

Кстати, тут в самый неподходящий момент снова эти придворные Сан Мигель с фотоаппаратами, так и норовят сделать скандальный кадр. Система все та же, на выходе вам лишь предложат купить портрет себя любимого, запечатленного в момент средневекового безумства.

Наши, как всегда, победили, и по этому поводу в соседнем зале состоится королевский бал. А по-нашему: дискотека, на которой выступит живой коллектив под названием Дрифтерс. Кстати, в последнее время, по требованиям особенно яростных средневековых болельщиков из России, они исполняют любимую многими «Калинку-малинку».

Без чувств, без ног и без эмоций, вы вернетесь из замка Сан Мигель в отель уже за полночь, а проснувшись рано с утра, еще будете долго гадать – что это было: явь или средневековый сон?

Полезная информация для посетителей замка Сан Мигель:

  • Адрес: Испания, Тенерифе, San Miguel de Abona, Aldea Blanca.
  • Телефон:922 70 02 76, 922 37 48 11
  • e-mail: [email protected]
  • Часы работы: начало выступлений в 19:00 вт-сб (в четверг сопровождает русскоязычный гид).
  • Стоимость входа: 47 Евро (взрослый билет), 29 Евро (детский билет).

Как добраться в замок Сан Мигель:

  • На автомобиле: Замок располагается в местечке Альдея Бланка по дороге TF-65 на Сан Мигель. Съезд с автомагистрали №24 (если двигаться с запада – не доезжая развязки на аэропорт).
  • На автобусе: Добраться можно на автобусе 416 из Лас Америкас.

— знаменитый остров-крепость, расположенный в , на севере Франции, на границе с . Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции, а сам остров с исторической застройкой внесен в список памятников .

Город на скале, окруженной морем, существует с 709 года. И сейчас на острове есть несколько десятков жителей.

Mont Saint-Michel ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Помимо живописного расположения и старинной архитектуры, Мон Сен-Мишель дополнительно интересен сильными приливами и отливами.

Полюбоваться аббатсвом Сен-Мишель в рождественских огнях можно в период с 14 декабря по 11 января (с 18:00 до полуночи). А перекусить можно в одном из .

Погода в Мон Сен-Мишель:

Добраться в Мон Сен-Мишель:

Лучше и дешевле всего добираться к Mont Saint-Michel на машине, хотя приготовьтесь к высоким ценам на парковку и очередям на въезд (от парковки к скале все равно добираться на автобусе, хотя и бесплатном). На поезде из Парижа можно добираться через Pontorson, откуда продолжить путь на автобусе от вокзала.

Но вновь аббатство пришло со временем в упадок и в 1791 году монастырь был покинут, а остров превратился в тюрьму с ироничным названием «Гора Свободы» (Mont Libre), где содержались политические заключенные. В 1863 году в зданиях разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляпок. 11 лет спустя остров провозгласили памятником истории. В 1966 году сюда вернулись монахи, а в 1979 году весь остров вместе с аббатством и заливом был внесен в .

Город Сен-Мишель

Внизу, у подножия скалы, по обе стороны единственной дороги к аббатству — Grand Rue — расположился небольшой город, датирующийся первой половиной 13 века. Здсь даже постоянно проживают около 30 человек. Помимо работы в сфере обслуживания туристов, они также занимаются сельскими работами: после работ по осушунию окрестных земель, здесь занимаются разведением овец, причем местные животные славятся особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугах.

Внизу, среди жилых домов расположена приходская церковь святого Петра, у стен которой находится набольшое кладбище.

Укрепления Сен-Мишель

Уже первоначальные укреплени вокруг острова Сен-Мишель позволили выдержать осаду 1091 года. В 14 веке было принято решение о постройке новых, более серьезных крепостных стен: в 1311 году была построена стена и форштадт у подножия горы. Со строительством большой цистерны для хранения пресной воды уже можно было выдерживать длительную осаду. Так что в 1425 году, даже взорвав часть укреплений Сен-Мишель, осаждавшие так и не смогли захватить крепость.

Во времена Столетней войны (1337 — 1453 гг) гарнизон крепости состоял из 119 рыцарей, тогда же были построены первые бастионы. В 1434 году англичане безуспешно пытались захватить Мон Сен-Мишель, используя артиллерию. Оставшиеся от них бомбарды выставлены сейчас перед вторыми городскими воротами. Оставшись непреступной крепостью во время Столетней войны, Гора стала символическим местом национального самосознания.

Укрепления Мон Сен-Мишель состоят из двух колец: внешнее кольцо защищает город, внутреннее, расположенное у подножия аббатства, охраняет сам монастырь.

Аббатство Мон Сен-Мишель

Аббатство Сен-Мишель является уникальным в своем роде памятником архитектуры: план его постройки нельзя сравнить ни с какми другим монастырем. Учитывая пирамидальную форму Горы, средневековые мастера «обвили» гранитный утес постройками. Монастырская церковь, расположенная на самом верху, стоит на криптах, образующих платформу, выдерживающую на себе тяжесть церкви длиной 80 метров.

Чудо-сооружение , часто упоминающееся как главное украшение всего архитектурного ансамбля аббатства Мон Сен-Мишель, является воплощением архитектурного совершенства строителей 13-го века, который удалось сделать так, что два трехэтажных корпуса зданий удерживаются на склоне утеса. Осуществить такое можно было только с помощью точных расчетов. Узкий придел (боковая часть нефа здания), пристроенный к хранилищу вина на первом этаже, выполняет роль контрфорсов (подпорок). Далее следуют накладывающиеся друг на друга опоры первых двух уровней здания с западной стороны. Ближе к вершине утеса конструкции становятся все более легкими. С наружной стороны здание поддерживается мощными контрфорсами.

Суровые правила монастырской жизни также оказали влияние на расположение и архитектуру зданий. Устав св. Бенедикта, по которому жили монахи аббатства Мон Сен-Мишель, предписывал им посвязен свой день молитве и труду. Комнаты были спланированы с учетом этих видов деятеьности и с соблюдением принципа монашесткого уединения, т.е. с пространством, отведенным только для монахов. В результате комнаты для приема мирян были оборудованы на первом и втором этажах Чудо-сооружения.

Культ св. Михаила

Святой Михаил, полководец небесного воинства, в Средневековье играл важную роль в христианстве. Он появляется в Апокалипсисе (книга Нового завета): сражается и побеждает дракона, который символизирует демона. Для средневекового человека, жившего в ожидании и боязни кары Всевышнего, архангел Михаил — это святой, сопровождаюший души усопших, взвешивающий их на весах в день Страшного суда.

Начиная с 4 века культ св. Михаила широко распространился на Востоке, появившись на Западе в конце 5-го века, когда в 492 году в Монте-Гаргано (в Италии) был выстроен первый храм в его честь. К тысячному году по всей Европе сильно увеличилось количество церквей, посвященных этому архангелу. Часто их строили на вершине холмов или отрогах.

По окончании Столетней войны, почитание св. Михаила приняло особый размах, чему в немалой степени способствовало героическое сопротивление аббатства Мон Сен-Мишель. Вторая волна популярности культа св. Михаила настала в период Контр-Реформации: в глазах церкви только воинствующий ангел мог обеспечить борьбу против протестантской ереси.

В христианской иконографии св. Михаила часто изображают со шпагой и весами. Он стал считаться покровителями рыцарей и всех гильдий, связанных с оружем и весами.

Статуя, парящая над колокольней аббатства Мон Сен-Мишель, воплощает все традиционные атрибуты, присущени архангелу Михаилу. Ее выполнил в 1897 году скульптор Эммануэль Фремье по заказу архитектора Виктора Пётиграна, который пожелал увенчать ею новый 32-метровый шпиль. В 1987 году статуя св. Михаила была отреставрирована.

Тур по аббатству Мон Сен-Мишель

Нижний уровень

Пройдя через Караульный зал (1) , который является укрепленным входом в аббатство Мон Сен-Мишель, посетители по лестнице Гран Дегре (2) поднимаются на террасу Со-Готье. Затем маршрут идет между церковью, с правой стороны, и монастырским жильем с левой стороны. Они соединены между собой подвесными переходами. Монастырское жилье, построенной в период 14 — 16 вв, служило резиденцией аббатам.

Верхний уровень

Западная терраса (3) состоит из паперти аббатской церкви и трех первых пролетов нефа, разрушенных после пожара 13-го века. Классический фасад был перестроен в 1780 году. С террасы открывается общий вид на залив Сен-Мишель: от скалы Канкаль («Устрица»), которая находится на западе, в , и до обрывистых берегов на востоке, в . Отсюда можно разглядеть две огромные гранитные глыбы: Мон-Доль на материке на юго-западе и островок Томбёлен на севере. В открытом море можно различить архипелаг островов Шозе, откуда поставлялся гранит для строительства аббатства Мон Сен-Мишель.

С террасы также открывается отличный вид на неоготический шпиль колокольни, возведенный в 1897 году. Шпиль венчает позолоченная статуя св. Михаила.

Аббатская церковь (4) , построенная в первые десятилетия тысячного года, была возведена на вершине утеса, на высоте 80 м над уровнем моря, на платформе длиной 80 метров. Неф церкви состоит из трех уровней: аркады, галереи и высокие окна. Несущая конструкция нефа закрыта обшитой деревом аркой. Клирос, выполненный в романском стиле и рухнувший в 1421 году, после Столетней войны был отстроен заново, но уже в стиле пламенеющей готики.

Дальше вы пройдете во внутреннюю монастырскую галерею (5) . Она соединяла различные монастырские помещения, а также использовалась для молитв и медитаций. Во время церковных праздников по ней проходили религиозные процессии. Галерея расположена в верхней части здания, построенного в начале 13-го века, которое называют Чудо-сооружением. По галерее можно пройти в монастырскую трапезную, на кухню в церковь, в дортуар (общую спальню), в архив хартий. Центральный дверной проем, открывающий вид на море с западной стороны, должен был служить входом в так никогда и не построенный зал капитула.

Для облегчения собственного веса все монастырские галереи были выполнены из деревянных срубов. Двойной ряд небольших, чуть смещенных колонн, вырисовывает беспрестанно меняющуюся перспективу.

В трапезной (6) монахи принимали пищу при полном молчании, а в это время с кафедры, расположенной у южной стены, один из них читал святоотеческие наставления. В боковых стенах зала проделаны узкие окна, невидимые со входа.

Средний уровень

Отсюда вы попадаете в крипту больших колонн (8) . Крипта была возведена в середине 15-го века для поддержки готического клироса монастырской церкви.

Затем маршрут идет в крипту Сен-Мартен (9) , возведенную после тысячного года. Крипта служит фундаментом для южного крыла трансепта церкви. Крипта сделана в виде огромного свода с пролетом в 9 метров.

Отсюда по небольшому проходу можно попасть к огромному колесу, которое занимает бывший монашеский оссуарий (10) (зал, где хранятся извлеченные из могил кости умерших людей). Колесо было установлено примерно в 1820 году: с его помощью поднимали пищу для заключенных тюрьмы Мон Сен-Мишель. Нынешнее колесо — копия, сделанная по образцу подобных колес эпохи Средневековья.

Часовня Сен-Этьен (11) расположена между местом врачевания, которое рухнуло в начале 19 века, и монашеским оссуарием. Она служила часовней для усопших.

С южной стороны по лестнице (12) можно подняться на северную сторону. Лестница расположена под западной террасой и была очень оживленным местом. Она выходит в крытую галерею для прогулок (13) , сделанную в виде длинного зала с двойным нефом. Его архитекторы изобрели новшество: своды зала покоятся на сводовых пересечениях — так рождалось готическое искусство.

Дальше вы вновь окажитесь в Чудо-сооружении: Рыцарский зал (14) . Он был построен для поддержки внутренней монастырской галереи и служил для работы и учебы монахов. Их творения дошли до наших дней: манускрипты аббатства Мон Сен-Мишель хранятся теперь в городе Авранш.

Посещение заканчивается в богадельне (15) , расположенной на первом уровне под Гостевым залом. Именно в этом месте монахи принимали бедных и паломников всех сословий.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

О Мон-Сен-Мишеле трудно рассказывать. Этот замок-аббатство по праву называется Чудом Запада. Здесь чудо все — и долгая история, и удивительные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Не случайно он стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец». Впрочем, Мон-Сен-Мишель еще более фантастичен. Для удобства я разобью свой рассказ на несколько частей. И сегодня речь пойдет о его истории и географии.

Аббатство Мон-Сен-Мишель представляет собой символическую модель средневекового общества. Нижний ярус — «те, кто работают»: ремесленники и торговцы. Средний ярус — «те, кто воюют»: рыцари и короли. Наконец, верхний ярус — «те, кто молятся»: духовенство.

Мон-Сен-Мишель (фр. Mont Saint-Michel , норманд. Mont Saint Miché - гора Святого Михаила) — это скалистый остров высотой 80 м и около 950 м в окружности, расположенный в огромном заливе площадью 40.000 кв.м, открытого в сторону Ла-Манша. В 3 км от него лежит другой остров — Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита — очень плотной кристаллической породы. В залив впадают три реки — Се, Селюн и Куэнон, которые при каждом отливе прокладывают новые живописные излучины.

Здесь наблюдаются сильнейшие морские приливы в Европе, колебания уровня воды могут достигать 15 метров! Вода при отливе отступает от материка более чем на 20 километров, обнажая дно — тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. Идти по такому дну довольно опасно: можно легко завязнуть в топких местах. Во время приливов море возвращается стремительно — по легенде, со скоростью скачущей галопом лошади. Впрочем, это преувеличение: средняя скорость прилива составляет 62 метра в минуту, что тоже немало и представляет опасность для туристов и паломников.

Эти скалы-острова видны издалека — прибрежная равнина абсолютно плоская. И поэтому неудивительно, что люди издавна обратили внимание на них и почитали их священными. Две французские провинции — Нормандия и Бретань, спорят за право считать остров частью своей территории. Формально же Мон-Сен-Мишель принадлежит Нормандии — граница между провинциями проходит по реке Куэнон.

Это невероятное зрелище, когда на горизонте вдруг появляются и по мере приближения к ним начинают расти две громады — Мон-Сен-Мишель и Тромблен

Некогда на материке жили племена кельтов. На скале, которая в те времена находилась на суше, располагалось святилище друидов. Однако постепенно море наступало на сушу и скалы стали островами. Впрочем, со временем начался обратный процесс: залив Мон-Сен-Мишель заполняется осадочными морскими наносами. В конце XIX века, когда была построена дамба, соединившая остров с материком, этот процесс ускорился, сейчас только дважды в год Мон-Сен-Мишель становится настоящим островом, со всех сторон окруженным водой.

История Мон-Сен-Мишель

Основание монастыря: Обер и Святой Михаил

Первоначально остров назывался Мон-Томб (фр. Mont Tombe ), от латинского tumba , что означает «гора» или «могила». В VI в. на нем поселилось несколько монахов-отшельников, построивших два святилища. Согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis , в одну из ночей 708 года Оберу , епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале церковь. Епископ пребывал в сомнениях, поэтому Архангелу пришлось являться трижды. Причем на третий раз, разгневанный за непослушание, он проткнул своим перстом череп Обера. Только тогда тот приступил к строительству. Кстати, на черепе Обера, мощи которого покоятся в базилике Авранша, можно заметить круглую вмятину — след от удара Архангела.

На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила. Часовня, воздвигнутая Обером, лишь отдаленно напоминала итальянский грот. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены две реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы.

При новом святилище поселились несколько монахов-каноников. Одновременно по всей империи укреплялся культ Архангела Михаила. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила.

И здесь я хотела бы сделать небольшое отступление и рассказать о почитании Архангела Михаила во Франции.

Башня и шпиль, увенчанный статуей Архангела Михаила

Культ Архангела Михаила во Франции

Архангел Михаил почитается как воин и заступник. Верят, что он сражался с Сатаной, принявшего образ дракона и ввергнул того в пучину вод. Он защищает души праведников от коварных демонов по пути в Небесный Иерусалим. Согласно Ветхому Завету, он является заступником народа Израиля. В последней битве Добра и Зла Архангел Михаил встанет во главе светлого воинства. На Страшном Суде он будет держать весы, на которых будут взвешивать добрые и злые деяния людей.

Император Священной Римской империи Карл Великий избрал Архангела Михаила своим покровителем, и в 813 году было установлено празднование дня Св.Михаила. При династии Капетингов (987-1328) получил распространение культ Святого Дионисия, однако в эпоху Валуа (1328-1589) культ Архангела Михаила снова обрел популярность. При Карле VII Архангел Михаил становится национальным святым, спасителем Франции, освободившем страну от нашествия англичан. Именно слова Архангела Михаила слышала Жанна д’Арк:

Я — Михаил, покровитель Франции. Вставай и приди на помощь французскому королю.

Большую роль в усилении культа сыграла и героическая оборона защитников Мон-Сен-Мишеля, осажденного англичанами. В 1469 году Людовик XI основал монашеский орден Святого Михаила, и Мон-Сен-Мишель стал его центром. После Французской революции Архангел Михаил превратился в эмблему и символ французской нации.

Так что неудивительно, что на протяжении всего Средневековья и позднее в Мон-Сен-Мишель стекались толпы паломников.

Архангел Михаил. Копия статуи, изготовленной скульптором Фемье, выставленная в погребе Ла Мервей

Мон-Сен-Мишель в X-XV веках: центр паломничества и бенедиктинцы

В 933 году к Нормандии был присоединен Котантен — полуостров на северо-западе Франции, и Мон-Сен-Мишель оказался под защитой герцогов Нормандии. В 966 году, по распоряжению Ричарда I, третьего герцога Нормандии, в Мон-Сен-Мишель были переведены монахи-бенедиктинцы из Фонтенеля (ныне аббатство Сен-Вандрий в Сен-Маритим). По их мнению, жизнь каноников была не столь уж назидательной.

Жизнь бенедиктинцев

Девизом бенедиктинцев стал принцип «Молись и трудись» (ora et labora ), установленный основателем ордена святым Бенедиктом Нурсийским в 529 году. Бенедиктинцы дают три традиционных обета: послушание аббату, бедность и целомудрие, а также четвертый, дополнительный обет — стабильность, обязывающий их оставаться в монастыре, а не скитаться по разным местам.

Жизнь в общине была строго регламентирована: 8 часов отводилось на молитвы, 8 — на умственную работу, еще 8 часов — на труд. Службы проводились семь раз в день: на рассвете (заутреня), службы первого (prime ), третьего (tierce ), шестого (sexte ), девятого (none ) часа, вечерня и после-вечерня. Кроме того, в канун праздников проводились Месса и Великая Месса.

Дважды в день монахи собирались на трапезу, включавшую в себя хлеб, овощи и вино. В дни праздников и больным разрешалась рыба, а также мясо домашней птицы. Вино, в первую очередь, согревало. Неудивительно, что именно в бенедиктинских монастырях появился крепкий напиток Бенедиктин, о котором я расскажу подробнее в одном из ближайших постов.

В начале XI века в Мон-Сен-Мишель проживало 50 монахов, полтора столетия спустя — 60, и с тех пор их число никогда не превышало 60.

Строительство в монастыре

Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон-Сен-Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. Тогда было решено построить сначала четыре часовни, ориентированные по сторонам света, которые бы стали платформой для будущего здания. Так появились крипта Больших пилонов, обращенная на восток, на юге — крипта Сен-Мартен, на севере — крипта Нотр-Дам-де-Трент-Сьерж (Богоматери Тридцати Свечей), на западе — крипта Нотр-Дам-су-Терр (Богоматери Подземелья). Нотр-Дам-су-Терр — самая древняя, в ней обнаружены фрагменты церкви, построенной в дороманском стиле, возможно, первого святилища на горе. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

Неф монастырской церкви

В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон-Сен-Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте всего за несколько лет были сооружены здания (Чудо).

Ла Мервей — это символическое отображение средневекового общества и символ Святой Троицы: три здания, в каждом здании по три этажа, на каждом этаже — зал со своим особым смыслом. Однако из-за нехватки средств были построены только два здания из трех. «Западное чудо» включает в себя монастырский двор-клуатр как символ духовной пищи, мастерскую рукописей, символизирующую умственную пищу и погреба — плотскую пищу. В «Восточное чудо» входят монастырская трапезная, зал для приема гостей и трапезная для бедняков. В так и не построенном третьем «чуде» должны были располагаться зал капитула, ниже — библиотека, в самом низу — конюшня.

Ла Мервей, фрагмент стены

В середине XIII — начале XVI века комплекс построек, окружавших церковь с востока и юга, был дополнен зданиями, где находились апартаменты аббата и залы для мирских монастырских служб.

Паломники в Мон-Сен-Мишеле

Аббатство Мон-Сен-Мишель — четвертое место паломничества на Западе после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы . История сохранили имя первого паломника в Мон-Сен-Мишель. Это был франк по имени Бернар. В 867-868 году, возвращаясь из путешествия в Рим и Монте-Гаргано, он посетил Мон-Сен-Мишель.

С XI века число паломников значительно увеличилось. С этого времени также появляются чудесные истории о паломниках. Так, согласно одной из них, молодая женщина из Лизьё, находившаяся на последних сроках беременности, была застигнута приливом. К тому же у нее начались родовые схватки. Предчувствуя скорую гибель, она вознесла горячие молитвы Богородице. И произошло чудо: вода расступилась вокруг нее, женщина разрешилась от бремени. Наутро рыбаки нашли ее и младенца целыми и невредимыми. Другая история рассказывает об итальянце, который без спроса монахов утащил камень из аббатства и после этого заболел. Рассказывают также и о чудесных исцелениях после того, как больные испили воды, в которой был омыт череп святого Обера…

В XIV веке появилась новая категория паломников — дети и подростки. Своего рода сумасшествие охватило тогда всю Европу. Дети убегали из дома и отправлялись в тяжелейшие путешествия. Их прозвали «пастушками» — многие из них пасли стада. Дорога к Мон-Сен-Мишелю, где появились приюты и постоялые дворы для паломников, стали называть «путями в рай».

Паломничество было опасным. В дороге паломников часто грабили разбойники. Часто они умирали от болезней. Да и в самом Мон-Сен-Мишеле их поджидали опасности. Так, в 1318 году 13 паломников были затоптаны толпой, которая ломилась в святилище, 18 утонули в заливе, 12 увязли в зыбучих песках. Нормандская поговорка гласит:

Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание.

И до сегодняшнего дня Мон-Сен-Мишель остается важным паломническим центром. От обычных туристов паломники отличаются тем, что идут пешком, в сопровождении проводников, через зыбучие пески залива. Дважды в год в аббатстве особенно многолюдно: 8 мая (или ближайшее к этой дате воскресенье), когда отмечается день явления Архангела Михаила в Монте-Гаргано, и 29 сентября, в день освящения Римского алтаря, посвященного Архангелу.

Отлив в заливе Мон-Сен-Мишель. Именно по этим зыбким пескам шли паломники

Оборона Мон-Сен-Мишель в годы Столетней войны

В 1337 году разразилась Столетняя война, завершившаяся в 1453 году. На рубеже XIV-XV веков аббатство и поселок были усилены. Однако в 1420 году аббат Жоливе внезапно покинул монастырь и предложил свои услуги англичанам. В 1421 году в соборе обрушилась алтарная часть. В 1424 году началась морская осада Мон-Сен-Мишеля англичанами, обосновавшимися на соседнем острове Томблене. Она продолжалась до 1434 года. Благодаря защите рыцарей и высоким приливам, крепость-аббатство осталась неприступной.

Мон-Сен-Мишель в XV-XVIII веках

После Столетней войны начинается небольшой период расцвета аббатства, завершившийся, однако, долгим упадком. В середине XV века аббатов, ранее избираемых монахами, назначают короли. Монастырь превратился для них в источник дохода. Монашеская жизнь быстро пришла в упадок.

В 1577, 1589 и 1591 годах, когда в Европе полыхали Религиозные войны, протестанты пытались взять Мон-Сен-Мишель. В 1591 году здесь была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери…

Тюрьма

Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон-Сен-Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму, просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем – политзаключенные и уголовники. В здании Чуда разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

Реставрация и возрождение Мон-Сен-Мишель

Виктор Гюго, посетивший Мон-Сен-Мишель в 1863 году, с горечью писал:

Жаба в реликварии. Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?

В этом же году последние заключенные были переведены в другие тюрьмы. Однако только в 1874 году Мон-Сен-Мишель был передан администрации «Исторических памятников», которая занялась реставрацией аббатства.

В 1897 году было завершено строительство башни и шпиля в неоготическом стиле (архитектор Виктор Петигран), на вершине которого установлена золоченая статуя Архангела Михаила (скульптор Эмманюэль Фремье, 1897 г.). Мон-Сен-Мишель обрел нынешний облик.

В конце XIX века также была построена дамба, связавшая остров с материком. К сожалению, она спровоцировала ускорение заполнения залива песчаными наносами. В результате за последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Сейчас реализуется проект строительства на месте части дамбы моста, протяженность которого составит 1 км. По расчетам гидрологов, такие меры будут способствовать освобождению залива от морских наносов.

Остров Тромблен

В 3 км от Мон-Сен-Мишеля расположен остров Тромблен. В XI веке здесь на несколько лет уединились два монаха: Робер Тромбленский и Анастаз Венецианец. В XII веке аббат Бернар дю Бек построил здесь монастырь с церковью во имя Девы Марии, который стал центром так называемого «малого паломничества» в Мон-Сен-Мишель. В начале XIII века, когда в общине Мон-Сен-Мишеля произошел раскол, здесь скрывался аббат Журден.

В годы Столетней войны остров Тромблен был занят англичанами, построившими на нем крепость. В XVII веке Тромблен стал собственностью Николы Фуке, министра финансов при дворе Людовика XIV. После того, как Фуке впал в немилость, король приказал разрушить на острове все постройки.

С 1985 года на острове находится орнитологический заповедник.

В следующем посте я продолжу разговор о Мон-Сен-Мишеле и расскажу о .

Продолжение следует…

* При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris, 2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.